‘ото: сайт ћариинского театра

ќт премьер Ѕƒ“ до Ђ√ульфика истиныї ј’≈: „то смотреть в театре до конца сезона

08 €нвар€ 2019, 16:04
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

’одим в Ѕƒ“ как на работу, читаем современную прозу, смотрим «„еловека из ѕодольска» и рвем шаблоны на премьерах негосударственных театров. «‘онтанка» рассказывает о главных событи€х текущего театрального сезона, на которых нужно об€зательно оказатьс€ в зимой и весной 2019-го.

∆дем премьеру »вана ¬ырыпаева с јлисой ‘рейндлих в главной роли в Ѕƒ“

√лавным ньюсмейкером текущего театрального сезона стал Ѕƒ“. “еатру исполн€етс€ 100 лет, и помимо громких премьер от Ћюка ѕерсевал€,  онстантина Ѕогомолова, јлександра ћаноцкова и јндре€ ћогучего городу в течение сезона дар€т гастроли театров разных стран мира — от японии до ‘инл€ндии. Ќапример, 7 и 6 феврал€ на ћалой сцене выступит финский актер, режиссер и преподаватель –ичард ћакЁлвейн с моноспектаклем «»грок в шахматы» по мотивам «Ўахматной новеллы» —тефана ÷вейга. ѕремьера состо€лась на самом авторитетном театральном фестивале мира Edinburgh Fringe. “еатру удалось также привезти «сЌежное шоу» —лавы ѕолунина, которое покажут на большой сцене Ѕƒ“ с 18 по 26 €нвар€.

¬есной запланирован выход третьей части «“рех толст€ков» јндре€ ћогучего. “еатральный блокбастер с участием насто€щего канатаходца, гул€ющего над зрительным залом, критики сравнивают со ««вездными войнами». Ёто событие, очень точно подхватывающее настроени€ нашего времени и небанально рассказывающее о любви, — не только дл€ взрослых. Ќо и дл€ подростков, которые прекрасно (пожалуй, даже лучше, чем €зык традиционных театров) понимают экспе-риментальный театральный €зык јндре€ ћогучего.

—амой интригующей постановкой сезона станет спектакль, специально поставленный дл€ јлисы ‘рейдлих. ƒраматург и режиссер »ван ¬ырыпаев пишет дл€ нее пьесу «¬олнение», он же будет и режиссером. ƒату премьеры пока не раскрывают.

јлиса ‘рейндлих в спектакле
јлиса ‘рейндлих в спектакле "¬ойна и мир “олстого", 2015

‘ото: скриншот с сайта Ѕƒ“

јлександринский театр ставит «–ождение —талина»

јлександринский театр также привозит на гастроли важные театры и выпускает знаковые премьеры. ѕравда, делает это с меньшим размахом по сравнению с Ѕƒ“ — готовитс€ к международной “еатральной олимпиаде, котора€ охватит ѕетербург с июн€ по но€брь 2019 года.

Ќасто€щим подарком к Ќовому году стали «ƒни –езо √абриадзе» на Ќовой сцене и премьера « ака€ грусть, конец аллеи». √рузинский сценарист, художник и режиссЄр впервые доверил поставить свой текст другому постановщику, јндрею  алинину. ќднако присутствие мастера все равно чувствуетс€: он удалЄнно создал новую сценографию и специально переписал свою пьесу 1993 года, поставленную в “еатре ¬иди в Ћозанне (Ўвейцари€) с Ќатали ѕари в главной роли. ¬ спектакле зан€ты ќльга Ѕелинска€, ƒмитрий Ѕелов, јнна Ѕлинова, јркадий ¬олгин, »горь ¬олков и другие сильнейшие актЄры јлександринки.



‘ото: фото с сайта flickr.com, пользователь kolyadatheatre

— 1 по 10 феврал€ Ќовую сцену буквально захватит самый известный в –оссии и мире театр из ≈катеринбурга — « ол€да-театр». «а дес€ть дней они сыграют двадцать спектаклей, среди которых две премьеры: «Ќаучи мен€ любить» и «√оре от ума». “акие масштабные гастроли в последнее врем€ проходили только в ћоскве, поэтому јлександринка дает театралам редкую возможность увидеть все в родном городе, а не ездить в ≈катеринбург, как это делают критики.

», наконец, на 22 феврал€ назначена долгожданна€ премьера «–ождение —талина» художественного руководител€ јлександринки ¬але-ри€ ‘окина. –ежиссЄр исследует момент, когда молодой революционер по фамилии ƒжугашвили превратилс€ в тирана по имени —талин, и использует дл€ этого архивные документы, варианты пьесы ћихаила Ѕулгакова «Ѕатум», «Ѕесы» ‘едора ƒостоевского, а также современные тексты. —пектакль может вызвать жесткие споры между теми, кто по-разному оценивает фигуру вожд€.

Ёксперименты ћƒ“ — “еатра ≈вропы

¬ планах художественного руководител€ ћƒ“ Ћьва ƒодина — постановка последнего романа ƒостоевского «Ѕрать€  арамазовы» с молодыми актерами, ровесниками героев — старшему из актЄров 28. »звестно, что роль √рушеньки пробует ≈лизавета Ѕо€рска€. «Ёту затею мы начали два года назад, это дл€ нас принципиальное дело: спектакль может получитьс€, а может и не получитьс€, скорее всего не получитс€, потому что это действительно великое и загадочное произведение, но вот попробовать пон€ть, познать и изучить, о чем думал ƒостоевский — дл€ нас это сегодн€ важно», — рассказал Ћев ƒодин каналу «—анкт-ѕетербург». ѕремьера планируетс€ в апреле 2019 года.

Ћев ƒодин
Ћев ƒодин

‘ото: mdt-dodin.ru

ƒругим знаковым событием станет продолжение фестивал€-исследовани€ «… да не судимы будете», посв€щенного взаимоотношени€м художника и общества, писател€ и читател€. ѕервой постановкой была «¬акнахали€. ѕастернак» о воспри€тии обществом романа «ƒоктор ∆иваго» в марте 2018 года. ¬ этом году театр обращаетс€ к французской литературе и выбирает ‘лобера и его знаковый роман «ћадам Ѕовари». ѕока условное название спектакл€ — «Ќарод против ‘лобера».

ѕремьера —ерге€ ѕолунина в ћариинке, ћик ƒжаггер — под вопросом

«Bad guy» мирового балета, танцовщик украинского происхождени€ —ергей ѕолунин недавно получил российское гражданство, выбирал татуировку с ¬ладимиром ѕутиным и готовит моноспектакль «SACRE» на музыку «¬есна св€щенна€» —травинского в ћариинском театре. —тавит его €понский хореограф и танцовщица ёко ќиши. ќна вдохновлена судьбой ¬ацлава Ќижинского и находит параллели между ним и ѕолуниным. ѕремьера назначена на 13 феврал€, стоимость билетов колеблетс€ от 5 000 до 30 000 руб.



‘ото: сайт ћариинского театра

ќ другой возможной премьере пока можно говорить лишь в сослагательном наклонении. Ѕританска€ газета Independent в декабре сообщила, что ћик ƒжаггер пишет балет на музыку Rolling Stones, а хореографом представлени€ станет девушка музыканта — балерина American Ballet Theatre ћелани ’эмрик. ѕремьера €кобы пройдЄт в марте в –оссии. Ќа этом фоне возникла информаци€, что площадкой станет ћариинский театр. ¬ самой ћариинке «‘онтанке» эти сведени€ не подтвердили. “ем не менее в афише театра по€вились два вечера американской хореографии (21 и 22 марта) в рамках балетного фестивал€ «ћариинский».

Ѕорис Ёйфман ставит «Ёффект ѕигмалиона»

’ореограф Ѕорис Ёйфман впервые за двадцать лет обращаетс€ к жанру трагикомедии и ставит спектакль «Ёффект ѕигмалиона». Ќазвание отсылает не только к мифу о скульпторе, влюбившемс€ в созданную им статую, но и термин из области психологии, описывающий вли€ние наших ожиданий на реальность: если человеку говорить, что он талантлив, он будет чувствовать себ€ именно таким. ѕремьера пройдет 6 феврал€ в јлександринском театре.

‘естиваль балета DANCE OPEN привозит ведущие европейские труппы

≈щЄ одна возможность увидеть отличный балет — отправитьс€ на фестиваль Dance Open, который пройдЄт с 17 по 29 апрел€ в ѕетербурге. ќрганизаторы проекта привезут балеты ведущих европейских трупп из ÷юриха, ¬ены, ƒортмунда, јрнема.  ритик јнна √ордеева советует не пропустить «гордость ѕарижа» — тщательно восстановленный знатоком хореографии XIX века ѕьером Ћакоотом балет « опелли€» јртура —ен-Ћеона, а также гастроли неоклассической голландской группы «Introdance» и «јлису» в постановке ћауро Ѕигонзетти по сказке Ћьюиса  эролла, где герои обретают италь€нский темперамент.

Ѕалет ƒортмунда,
Ѕалет ƒортмунда, "јлиса"

‘ото: Bettina Stoess, предоставлено творческим брендом Dance Open

 онстантин Ѕогомолов ставит «ѕреступление и наказание» в стиле pulp fiction

¬ текущем театральном сезоне режиссер  онстантин Ѕогомолов не ограничилс€ «—лавой» в Ѕƒ“. ≈го второй премьерой станет «ѕреступление и наказание» в ѕриюте комедианта. –аспределение ролей пока держитс€ в секрете, известно только, что режиссер приступит к репетици€м в €нваре и за два мес€ца, к концу марта, выпустит спектакль, где –аскольников будет мигрантом. ¬ интервью «‘онтанке» Ѕогомолов рассказал: «я ставил «ѕреступление» в »талии. Ќо там спектакль прошел всего несколько раз по причине того, что он был не репертуарный, а сделанный по заказу фестивал€. » в ѕетербурге € собираюсь продолжить разработку этого романа ƒостоевского в тарантиновском ключе — не философической его стороны, а сделать такой… русский –ulp fiction».

ѕьеса «„еловек из ѕодольска» завоевала ѕетербург

“екст современного драматурга ƒмитри€ ƒанилова «„еловек из ѕодольска» начал свое триумфальное шествие по стране даже до того, как ему вручили ««олотую маску» в номинации «лучша€ пьеса». ¬ ѕетербурге почти одновременно вышли сразу два спектакл€ по ней в «ѕриюте комедианта» и в «“еатре на Ћитейном». —южет можно пересказать в одном предложении: невиновного человека задержали и привели в участок, однако допрос почему-то больше напоминает сеанс у психотерапевта.

¬ «ѕриюте комедианта» режиссером стал ћихаил Ѕычков, известный тем, что создал в ¬оронеже  амерный театр и «ѕлатоновский фестиваль», куда привоз€т лучшие мировые спектакли. ¬ главной роли — ƒмитрий Ћысенков: дл€ него это перва€ роль после ухода из труппы јлександринского театра. ¬ команде также —ергей ¬ласов, ћарина —олопченко и »ль€ ƒель.

ƒмитрий Ћысенков
ƒмитрий Ћысенков

‘ото: pkteatr.ru

¬ «“еатре на Ћитейном» пьесу ƒанилова поставил јндрей —идельников. ” него человека из ѕодольска полицейские арестовывают пр€мо в зрительном зале. –ежиссер проводит эксперимент в стиле  ейджа: все, включа€ актера, в течение 4:45 минут ждут, чтобы что-то произошло, а затем начинаетс€ действо в стиле «јй, лЄлэ лЄлэ лЄлэ» (эту цитату из пьесы поймут все, кто успел прочитать текст или посмотреть спектакли).

ѕроза Ћипавского, ¬одолазкина и —таробинец на сцене

—овременный театр часто находит нужные ему тексты в прозе, причем не об€зательно художественной. јнна —таробинец признана недавно в ≈вропе лучшим писателем-фантастом, в ѕетербург в 2017 го-ду на «“очку доступа» привозили на гастроли одну из постановок по ее фантастическим рассказам. ќднако у —таробинец есть куда более острый и важный документальный текст, вызвавший €ркую реакцию — книга «ѕосмотри на него» о потере ребенка и переживании травмы. «а сложное произведение не побо€лс€ вз€тьс€ –оман  аганович и поставил его вместе с «“еатром ненормативной пластики» на площадке «—короход». ѕремьера прошла в окт€бре, ближайший показ — 16 €нвар€.

 

 

–оманы ≈вгени€ ¬одолазкина — совсем не такие же, как у —таробинец: исторические, обладают религиозным подтекстом, стро€тс€ на филигранной €зыковой игре. Ёти тексты тоже заинтересовали театральную общественность. “еатр на Ћитейном пригласил на постановку «Ћавра» (именно этот роман получил в 2013 году «Ѕольшую книгу») Ѕориса ѕавловича. ƒата премьеры пока не объ€влена, но проход€т встречи с писателем. Ѕлижайша€ запланирована на 26 €нвар€.

ѕавлович одновременно работает над другим прозаическим текстом — «»сследование ужаса» Ћеонида Ћипавского дл€ пространства « вартира». Ётот спектакль обещает быть самым нестандартным: во-первых, здесь впервые зан€ты только профессиональные актеры, во-вторых дл€ режиссера это возможность вгл€детьс€ в природу мышлени€ ќЅЁ–»”тов — ’армса, ¬веденского, «аболоцкого, ƒрускина, ќлейникова. «“екст Ћипавского фиксирует не только «доморощенную философию», но и механику разгона потока сознани€, когда имеют значение не отдельные сентенции, а температура, энерги€, эмоци€ речи», — предупреждают авторы спектакл€.

 

 

¬иктор –ыжаков приедет отмечать 100-летие ¬олодина «»ранской конференцией»

”же два дес€тилети€ в ѕетербурге проходит театральный фестиваль «ѕ€ть вечеров» им. ј. ћ. ¬олодина, который вырос из всероссийского до международного. C 5 по 10 феврал€ будут показаны свежие спектакли по пьесам ¬олодина от ћосквы до –езекне (Ћатви€); постановки, где чувствуютс€ мотивы драматургии ¬олодина и самое главное — спектакли по пьесам, выигравшим в драматургическом конкурсе фестивал€ «ѕерва€ читка». Ќа гастроли приедет режиссер ¬иктор –ыжков, один из создателей фестивал€, со своим новым моно-спектаклем «»ранска€ конференци€» по драматургии »вана ¬ырыпаева.

ќт «√ульфика истины» и «’орошо темперированных грамот» до «Abuse ќpera»: рвем шаблоны воспри€ти€

Ќовый эксперимент театра ј’≈ будет основан на «√аргантюа и ѕантагрюэле» –абле.  ак считают основатели ј’≈ ѕавел —емченко и ћаксим »саев, этот автор «коренным образом повли€л на эстетику и методологию театра». ќсновой спектакл€ станет характерна€ черта романа — обильные списки всевозможных вещей, блюд, книг, наук и так далее. ќпредел€ющей формой станет цифра семь: вас ждут семь актеров, семь списков из романа, семь жанров от мистерии до трагедии, семь свободных искусств от грамматики до астрономии и семь типов движени€, обусловленных семью «основными законами вселенной» — от прит€жени€ до вибрации. ≈сли хотите стать свидетелем первых проб на эту тему, вас ждут 12 €нвар€ на травести-баттле «√ульфик истины» и 13 €нвар€ на нетрадиционном вертепе «–агу св€тош» в пространстве «ѕорох» на территории завода, где располагаетс€ ћузей стрит-арта.

«’орошо темперированные грамоты» в декабре поставил в катакомбах ѕетеркирхе один из самых авангардных режиссеров ѕетербурга ƒмитрий ¬олкострелов. —пектакль создан на основе берест€ных грамот, найденных в середине XX века в Ќовгороде, и «’орошо темперированного клавира» Ѕаха. ѕо сведени€м «‘онтанки», ¬олкострелов работает и над новыми премьерами, но подробности о них и сроки выхода пока не раскрываютс€.

¬ Ѕольшом театре кукол перед Ќовым годом вышла, пожалуй, сама€ радикальна€ постановка сезона, «√амлет. Ўирма» художественного руководител€ Ѕ“  –услана  удашова. ѕодобно спектаклю екатеринбургского « ол€да-театра» «√амлет», где герои были похожи на стадо обезь€н и пороли портрет ћоны Ћизы,  удашов погружает персонажей в дописьменную эпоху, где они только учатс€ складывать слова в предложени€. „тобы обойтись без спойлеров, скажем, что это самое необычное исполнение ключевого монолога дл€ мирового театра «Ѕыть или не быть».

—офь€  озич, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„итайте также:

ќт “арантино до ѕелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

’ристос в темнице, возвращение ‘риды, фото из „ернобыл€: —амые ожидаемые выставки-2019

„то читать в 2019 году: ƒневники ќруэлла, особенный Ѕыков, истори€ шарлатанства, поездка по “ранссибу

„то смотреть на каникулах и не только: 10 сериальных премьер €нвар€

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>