Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/7596

08 января 2019, 16:04

Категория: спектакли

От премьер БДТ до «Гульфика истины» АХЕ: Что смотреть в театре до конца сезона


Фото: сайт Мариинского театра

Ходим в БДТ как на работу, читаем современную прозу, смотрим «Человека из Подольска» и рвем шаблоны на премьерах негосударственных театров. «Фонтанка» рассказывает о главных событиях текущего театрального сезона, на которых нужно обязательно оказаться в зимой и весной 2019-го.

Ждем премьеру Ивана Вырыпаева с Алисой Фрейндлих в главной роли в БДТ

Главным ньюсмейкером текущего театрального сезона стал БДТ. Театру исполняется 100 лет, и помимо громких премьер от Люка Персеваля, Константина Богомолова, Александра Маноцкова и Андрея Могучего городу в течение сезона дарят гастроли театров разных стран мира — от Японии до Финляндии. Например, 7 и 6 февраля на Малой сцене выступит финский актер, режиссер и преподаватель Ричард МакЭлвейн с моноспектаклем «Игрок в шахматы» по мотивам «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга. Премьера состоялась на самом авторитетном театральном фестивале мира Edinburgh Fringe. Театру удалось также привезти «сНежное шоу» Славы Полунина, которое покажут на большой сцене БДТ с 18 по 26 января.

Весной запланирован выход третьей части «Трех толстяков» Андрея Могучего. Театральный блокбастер с участием настоящего канатаходца, гуляющего над зрительным залом, критики сравнивают со «Звездными войнами». Это событие, очень точно подхватывающее настроения нашего времени и небанально рассказывающее о любви, — не только для взрослых. Но и для подростков, которые прекрасно (пожалуй, даже лучше, чем язык традиционных театров) понимают экспе-риментальный театральный язык Андрея Могучего.

Самой интригующей постановкой сезона станет спектакль, специально поставленный для Алисы Фрейдлих. Драматург и режиссер Иван Вырыпаев пишет для нее пьесу «Волнение», он же будет и режиссером. Дату премьеры пока не раскрывают.

Алиса Фрейндлих в спектакле
Алиса Фрейндлих в спектакле "Война и мир Толстого", 2015

Фото: скриншот с сайта БДТ

Александринский театр ставит «Рождение Сталина»

Александринский театр также привозит на гастроли важные театры и выпускает знаковые премьеры. Правда, делает это с меньшим размахом по сравнению с БДТ — готовится к международной Театральной олимпиаде, которая охватит Петербург с июня по ноябрь 2019 года.

Настоящим подарком к Новому году стали «Дни Резо Габриадзе» на Новой сцене и премьера «Какая грусть, конец аллеи». Грузинский сценарист, художник и режиссёр впервые доверил поставить свой текст другому постановщику, Андрею Калинину. Однако присутствие мастера все равно чувствуется: он удалённо создал новую сценографию и специально переписал свою пьесу 1993 года, поставленную в Театре Види в Лозанне (Швейцария) с Натали Пари в главной роли. В спектакле заняты Ольга Белинская, Дмитрий Белов, Анна Блинова, Аркадий Волгин, Игорь Волков и другие сильнейшие актёры Александринки.



Фото: фото с сайта flickr.com, пользователь kolyadatheatre

С 1 по 10 февраля Новую сцену буквально захватит самый известный в России и мире театр из Екатеринбурга — «Коляда-театр». За десять дней они сыграют двадцать спектаклей, среди которых две премьеры: «Научи меня любить» и «Горе от ума». Такие масштабные гастроли в последнее время проходили только в Москве, поэтому Александринка дает театралам редкую возможность увидеть все в родном городе, а не ездить в Екатеринбург, как это делают критики.

И, наконец, на 22 февраля назначена долгожданная премьера «Рождение Сталина» художественного руководителя Александринки Вале-рия Фокина. Режиссёр исследует момент, когда молодой революционер по фамилии Джугашвили превратился в тирана по имени Сталин, и использует для этого архивные документы, варианты пьесы Михаила Булгакова «Батум», «Бесы» Федора Достоевского, а также современные тексты. Спектакль может вызвать жесткие споры между теми, кто по-разному оценивает фигуру вождя.

Эксперименты МДТ — Театра Европы

В планах художественного руководителя МДТ Льва Додина — постановка последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы» с молодыми актерами, ровесниками героев — старшему из актёров 28. Известно, что роль Грушеньки пробует Елизавета Боярская. «Эту затею мы начали два года назад, это для нас принципиальное дело: спектакль может получиться, а может и не получиться, скорее всего не получится, потому что это действительно великое и загадочное произведение, но вот попробовать понять, познать и изучить, о чем думал Достоевский — для нас это сегодня важно», — рассказал Лев Додин каналу «Санкт-Петербург». Премьера планируется в апреле 2019 года.

Лев Додин
Лев Додин

Фото: mdt-dodin.ru

Другим знаковым событием станет продолжение фестиваля-исследования «… да не судимы будете», посвященного взаимоотношениям художника и общества, писателя и читателя. Первой постановкой была «Вакнахалия. Пастернак» о восприятии обществом романа «Доктор Живаго» в марте 2018 года. В этом году театр обращается к французской литературе и выбирает Флобера и его знаковый роман «Мадам Бовари». Пока условное название спектакля — «Народ против Флобера».

Премьера Сергея Полунина в Мариинке, Мик Джаггер — под вопросом

«Bad guy» мирового балета, танцовщик украинского происхождения Сергей Полунин недавно получил российское гражданство, выбирал татуировку с Владимиром Путиным и готовит моноспектакль «SACRE» на музыку «Весна священная» Стравинского в Мариинском театре. Ставит его японский хореограф и танцовщица Юко Оиши. Она вдохновлена судьбой Вацлава Нижинского и находит параллели между ним и Полуниным. Премьера назначена на 13 февраля, стоимость билетов колеблется от 5 000 до 30 000 руб.



Фото: сайт Мариинского театра

О другой возможной премьере пока можно говорить лишь в сослагательном наклонении. Британская газета Independent в декабре сообщила, что Мик Джаггер пишет балет на музыку Rolling Stones, а хореографом представления станет девушка музыканта — балерина American Ballet Theatre Мелани Хэмрик. Премьера якобы пройдёт в марте в России. На этом фоне возникла информация, что площадкой станет Мариинский театр. В самой Мариинке «Фонтанке» эти сведения не подтвердили. Тем не менее в афише театра появились два вечера американской хореографии (21 и 22 марта) в рамках балетного фестиваля «Мариинский».

Борис Эйфман ставит «Эффект Пигмалиона»

Хореограф Борис Эйфман впервые за двадцать лет обращается к жанру трагикомедии и ставит спектакль «Эффект Пигмалиона». Название отсылает не только к мифу о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую, но и термин из области психологии, описывающий влияние наших ожиданий на реальность: если человеку говорить, что он талантлив, он будет чувствовать себя именно таким. Премьера пройдет 6 февраля в Александринском театре.

Фестиваль балета DANCE OPEN привозит ведущие европейские труппы

Ещё одна возможность увидеть отличный балет — отправиться на фестиваль Dance Open, который пройдёт с 17 по 29 апреля в Петербурге. Организаторы проекта привезут балеты ведущих европейских трупп из Цюриха, Вены, Дортмунда, Арнема. Критик Анна Гордеева советует не пропустить «гордость Парижа» — тщательно восстановленный знатоком хореографии XIX века Пьером Лакоотом балет «Копеллия» Артура Сен-Леона, а также гастроли неоклассической голландской группы «Introdance» и «Алису» в постановке Мауро Бигонзетти по сказке Льюиса Кэролла, где герои обретают итальянский темперамент.

Балет Дортмунда,
Балет Дортмунда, "Алиса"

Фото: Bettina Stoess, предоставлено творческим брендом Dance Open

Константин Богомолов ставит «Преступление и наказание» в стиле pulp fiction

В текущем театральном сезоне режиссер Константин Богомолов не ограничился «Славой» в БДТ. Его второй премьерой станет «Преступление и наказание» в Приюте комедианта. Распределение ролей пока держится в секрете, известно только, что режиссер приступит к репетициям в январе и за два месяца, к концу марта, выпустит спектакль, где Раскольников будет мигрантом. В интервью «Фонтанке» Богомолов рассказал: «Я ставил «Преступление» в Италии. Но там спектакль прошел всего несколько раз по причине того, что он был не репертуарный, а сделанный по заказу фестиваля. И в Петербурге я собираюсь продолжить разработку этого романа Достоевского в тарантиновском ключе — не философической его стороны, а сделать такой… русский Рulp fiction».

Пьеса «Человек из Подольска» завоевала Петербург

Текст современного драматурга Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» начал свое триумфальное шествие по стране даже до того, как ему вручили «Золотую маску» в номинации «лучшая пьеса». В Петербурге почти одновременно вышли сразу два спектакля по ней в «Приюте комедианта» и в «Театре на Литейном». Сюжет можно пересказать в одном предложении: невиновного человека задержали и привели в участок, однако допрос почему-то больше напоминает сеанс у психотерапевта.

В «Приюте комедианта» режиссером стал Михаил Бычков, известный тем, что создал в Воронеже Камерный театр и «Платоновский фестиваль», куда привозят лучшие мировые спектакли. В главной роли — Дмитрий Лысенков: для него это первая роль после ухода из труппы Александринского театра. В команде также Сергей Власов, Марина Солопченко и Илья Дель.

Дмитрий Лысенков
Дмитрий Лысенков

Фото: pkteatr.ru

В «Театре на Литейном» пьесу Данилова поставил Андрей Сидельников. У него человека из Подольска полицейские арестовывают прямо в зрительном зале. Режиссер проводит эксперимент в стиле Кейджа: все, включая актера, в течение 4:45 минут ждут, чтобы что-то произошло, а затем начинается действо в стиле «Ай, лёлэ лёлэ лёлэ» (эту цитату из пьесы поймут все, кто успел прочитать текст или посмотреть спектакли).

Проза Липавского, Водолазкина и Старобинец на сцене

Современный театр часто находит нужные ему тексты в прозе, причем не обязательно художественной. Анна Старобинец признана недавно в Европе лучшим писателем-фантастом, в Петербург в 2017 го-ду на «Точку доступа» привозили на гастроли одну из постановок по ее фантастическим рассказам. Однако у Старобинец есть куда более острый и важный документальный текст, вызвавший яркую реакцию — книга «Посмотри на него» о потере ребенка и переживании травмы. За сложное произведение не побоялся взяться Роман Каганович и поставил его вместе с «Театром ненормативной пластики» на площадке «Скороход». Премьера прошла в октябре, ближайший показ — 16 января.

 

 

Романы Евгения Водолазкина — совсем не такие же, как у Старобинец: исторические, обладают религиозным подтекстом, строятся на филигранной языковой игре. Эти тексты тоже заинтересовали театральную общественность. Театр на Литейном пригласил на постановку «Лавра» (именно этот роман получил в 2013 году «Большую книгу») Бориса Павловича. Дата премьеры пока не объявлена, но проходят встречи с писателем. Ближайшая запланирована на 26 января.

Павлович одновременно работает над другим прозаическим текстом — «Исследование ужаса» Леонида Липавского для пространства «Квартира». Этот спектакль обещает быть самым нестандартным: во-первых, здесь впервые заняты только профессиональные актеры, во-вторых для режиссера это возможность вглядеться в природу мышления ОБЭРИУтов — Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, Олейникова. «Текст Липавского фиксирует не только «доморощенную философию», но и механику разгона потока сознания, когда имеют значение не отдельные сентенции, а температура, энергия, эмоция речи», — предупреждают авторы спектакля.

 

 

Виктор Рыжаков приедет отмечать 100-летие Володина «Иранской конференцией»

Уже два десятилетия в Петербурге проходит театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина, который вырос из всероссийского до международного. C 5 по 10 февраля будут показаны свежие спектакли по пьесам Володина от Москвы до Резекне (Латвия); постановки, где чувствуются мотивы драматургии Володина и самое главное — спектакли по пьесам, выигравшим в драматургическом конкурсе фестиваля «Первая читка». На гастроли приедет режиссер Виктор Рыжков, один из создателей фестиваля, со своим новым моно-спектаклем «Иранская конференция» по драматургии Ивана Вырыпаева.

От «Гульфика истины» и «Хорошо темперированных грамот» до «Abuse Оpera»: рвем шаблоны восприятия

Новый эксперимент театра АХЕ будет основан на «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле. Как считают основатели АХЕ Павел Семченко и Максим Исаев, этот автор «коренным образом повлиял на эстетику и методологию театра». Основой спектакля станет характерная черта романа — обильные списки всевозможных вещей, блюд, книг, наук и так далее. Определяющей формой станет цифра семь: вас ждут семь актеров, семь списков из романа, семь жанров от мистерии до трагедии, семь свободных искусств от грамматики до астрономии и семь типов движения, обусловленных семью «основными законами вселенной» — от притяжения до вибрации. Если хотите стать свидетелем первых проб на эту тему, вас ждут 12 января на травести-баттле «Гульфик истины» и 13 января на нетрадиционном вертепе «Рагу святош» в пространстве «Порох» на территории завода, где располагается Музей стрит-арта.

«Хорошо темперированные грамоты» в декабре поставил в катакомбах Петеркирхе один из самых авангардных режиссеров Петербурга Дмитрий Волкострелов. Спектакль создан на основе берестяных грамот, найденных в середине XX века в Новгороде, и «Хорошо темперированного клавира» Баха. По сведениям «Фонтанки», Волкострелов работает и над новыми премьерами, но подробности о них и сроки выхода пока не раскрываются.

В Большом театре кукол перед Новым годом вышла, пожалуй, самая радикальная постановка сезона, «Гамлет. Ширма» художественного руководителя БТК Руслана Кудашова. Подобно спектаклю екатеринбургского «Коляда-театра» «Гамлет», где герои были похожи на стадо обезьян и пороли портрет Моны Лизы, Кудашов погружает персонажей в дописьменную эпоху, где они только учатся складывать слова в предложения. Чтобы обойтись без спойлеров, скажем, что это самое необычное исполнение ключевого монолога для мирового театра «Быть или не быть».

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019

Что читать в 2019 году: Дневники Оруэлла, особенный Быков, история шарлатанства, поездка по Транссибу

Что смотреть на каникулах и не только: 10 сериальных премьер января