«Мы все тяжело больны». Группа «Кино» представила новый клип на вечно актуальную песню Цоя

В интервью «Фонтанке» гитарист и соавтор «Кино» Юрий Каспарян рассказал о параллелях между прошлым и настоящим, издании неизвестного альбома и способах не сойти с ума в повторяющейся реальности.

После «Троллейбуса», который «идёт на восток», и «Музыки волн» с памятью о «холоде приклада», музыканты «Кино» завершают сложную весну 2020 года песней «Мама, мы все тяжело больны». Новый клип с записью из студии «Добролёт», где музыканты готовятся к осенним стадионным концертам, дополнен графикой, которая будет использована на шоу в Москве, Петербурге, Риге и Минске. Все совпадения с сегодняшней повесткой, утверждает продюсер реюниона «Кино» и автор графики Александр Цой.

«Может показаться, что мы специально выбрали для релиза злободневную песню и даже сделали для нее какую-то зловещую графику. Но это, конечно, не так. Песни для видео были выбраны еще прошлой осенью, а сюжеты для графики придумывались в районе Нового года. Но, видимо, у группы «Кино» такая судьба — идеально попадать во время», — сказал сын Виктора Цоя.

 

Гитарист Юрий Каспарян в интервью «Фонтанке» рассказал, что связи с реальностью в нынешней работе «Кино» всё-таки есть.

— Всегда хотел спросить, как правильно — Георгий или Юрий? Ваши коллеги вас называют по-разному.

— Можно и так, и так.

— «Мама мы все тяжело больны». Выбор этого трека для нового клипа в конце весны 2020го — что называется, не в бровь, а в глаз.

— Так получилось. Мы не специально (смеётся — Прим.ред.). Конечно, тут нет каких-то специально задуманных параллелей. У нас график появления студийных клипов был заранее составлен. Единственное — у нас уже сейчас пошли споры, как правильно называется эта песня. «Мама, мы все тяжело больны», или «Мама, мы все сошли с ума». Поступило предложение сейчас трек назвать «мы все тяжело больны», а после известного общероссийского голосования переименовать в «мы все сошли с ума».

— Придётся переписывать название клипа в Youtube!

— Ничего. Перепишем (смеётся — Прим.ред.).



Фото: скриншот с сайта YouTube

— Помните, как Виктор принёс эту песню?

— Вообще по годам в голове путаница. Скорее всего, это был 1986-й. Песня из альбома «Группа крови». Витя придумал сначала основной риф. Один из тех редких случаев, когда были намётки, а песни не было. Но через несколько месяцев песня получилась.

— Насколько очевиден ответ на вопрос, о чём эта песня? 1986 год. Вроде бы уже что-то меняется, но ничего не понятно.

— Да, в 1986 году было совершенно неочевидно, чем это всё закончится… А песня о том, о чём песня! Там всё достаточно прямолинейно. Взросление, становление личности.

— Спорим, что после выхода клипа с рефреном «мы все тяжело больны, мы все сошли с ума» все бросятся искать иные параллели?

— И ведь найдут! И это хорошо.



Фото: скриншот с сайта YouTube

— Нынешнее сумасшествие чем-то отличается от того, что было тридцать с лишним лет назад?

— А ведь чем-то отличается (смеётся — Прим.ред.). Всё время в головах у многих из нас какая-то ерунда! Естественно, у меня есть все те же ощущения, когда разные умные люди говорят, что если раньше мы стремились быть открытыми, то теперь процессы идут в другую сторону.

 



Фото: скриншот youtube Группа КИНО

— Получается, что ваша новая версия песни о коллективном недуге — это жест. Ваш личный. А не просто ощущения слушателей.

— Как скажете! Но вообще песня просто хорошая и бодрая. И поэтому реакция публики, надеюсь, будет положительная и не менее бодрая (улыбается — Прим.ред.).

— Кстати, про позитивную реакцию публики на новое «Кино». Ваш нынешний издатель Максим Кондрашов из Maschina Records сошёл с ума куда надо. Коллекционеры пищат от вычищенного звука поканального и нового оформления известных пластинок.

— О, да. Мы Максима любим. Кропотливый реставратор, собиратель редкостей, коллекционер.

— Он уже ранее выпустил репринт оригинального французского сингла «Maman» 1989 года. Как так получилось, что на обложке — портрет первой жены Эдуарда Лимонова Анны Рубинштейн?

— Да ладно, я не знал об этом! Тридцать лет не мог понять, что французам в голову пришло, что они эту фотографию поместили на конверт! Нашли какую-то тётеньку… Удивительно. Чего только не бывает.



Фото: vk.com/maschinarecords

— Возникают революционные параллели. Песня «Мы все тяжело больны», как предвестница гимна «Перемен». Кстати, с того же альбома «Группа крови», но отложенная для фильма «АССА». Портрет жены будущего главного революционера всея Руси…

— А я бы не стал искать взаимосвязи! И «Maman» с «Перемен» совершенно самостоятельные произведения. И совершенно разные. Клип на «Перемен» мы не стали делать. Приберегли эту песню для концертов.

— По моим данным, до концертов в Москве, Петербурге, Минске и Риге будет издание новых версий «Кино» с нынешними музыкантами. Сингл на два трека, где одновременно сыграют и басист раннего «Кино» Александр Титов, и басист второй половины 1980-х Игорь Тихомиров. Какие песни возьмёте?

— Вообще песен на две бас-гитары у нас в программе много. Полноценная треть концерта будет с обоими басистами (Александр Титов ранее рассказал «Фонтанке», что программа «Кино-2020» рассчитана на 2,5 час — прим.ред.). Но про планы издания сингла с новыми записями пока ничего сказать не могу.

— Реюнион «Кино» — одно из самых ожидаемых музыкальных событий года. В нынешней принудительной самоизоляции только граф Дракула не вылез в онлайн-трансляции, марафоны и прочие концерты с кухни через смартфон. А вы нет. Почему?

— Были разговоры. Но не про «Кино», а про «Симфокино». Но они ничем не закончились. Да и всплеск этих онлайн-концертов уже прошёл.

— Тем не менее вы продолжали музицировать онлайн. Александр Титов только что выложил свежий клип, где смонтировано, как вы каждый у себя дома играете свои партии к песне «Игра» с альбома «Ночь». Это такая физкультура?

— Что-то типа того. У Саши есть канал, где он показывает свои басовые партии из «Аквариума» и «Кино». Время от времени мы собираемся и записываем что-то.

— Безладовый бас вообще вызывает восторг всегда!

— Да! Очень красиво!

— А вы как реагируете, когда народ активно делится желчью и рассуждениями, что реюнион — это всё ради денег? Александр Цой мне ранее рассказал, что ему это нужно просто потому, что он не был на концерте «Кино». Титов делает это для души и ради памяти о друзьях, которые уже ушли.

— Да никак я на это не реагирую. Нет смысла что-то объяснять, если люди во всём видят только наживу. Разговоры про реюнион шли много-много лет. И мы даже успели собраться поиграть вместе с Георгием Гурьяновым (художник, барабанщик «Кино», умер в 2013 году — Прим.ред.). в 2012 году. Записали песню «Атаман» (издана в 2018-м — Прим.ред.).

Просто к 2019 году, когда мы стали репетировать, всё покатило. Сложилось. Несомненно, это связано и с тем, что Саша Цой ушёл от MorozRecords (многолетний издатель «Кино» — Прим.ред.). Не без труда вернул себе права на наследие отца. Стал полноправным правообладателем. И сразу всё ожило. Реставрация, выпуски альбомов в приличном виде. Вышли из трясины. А может, время настало просто. Есть же некие «многолетние циклы» вращения событий. Вот мы в такой и угодили.

— Кстати, тогда же к нам вернулась Джоанна Стингрей. Она вдруг приехала весной 2018 года в Петербург. А потом пошли издания её книг. И первая её книга как раз про то время, параллели с которым многие видят. Для вас тут есть символизм?

— Ну да. Что-то такое зашевелилось. И я не думаю, что это исключительно ностальгия. Мы же просто щепки на волнах бытия (смеётся — Прим.ред.). А книги у Джоанны интересные получились. Во второй книге «Стингрей в стране чудес» меня порадовало очень точное эмоциональное описание концерта «Поп-механики». Видео тех концертов есть много. Что-то происходит в кадре. Но это не передает всего контекста! А у Джоанны получилась… Прямо здорово! Я проникся! (в 2019 году «Фонтанка» 30 лет спустя пригласила Стингрей на её свадьбу с Юрием Каспаряном — Прим.ред.)

— А как ещё писать про концерты ваши с Курёхиным? Только свои эмоции успевать ловить. Стингрей мне рассказывала, что она просто пересмотрела видео, и у неё всплыли эмоции.

— Ничего подобного про концерты «Поп-механики» я не читал никогда. Ничего подобного не попадалось. Странно, правда?

— Великое всегда видно на расстоянии. Кстати, все ваши совместные опусы с Сергеем Анатольевичем известны и опубликованы?

— Не знаю… Всё, в чём я участвовал, вроде бы опубликовано.



Фото: скриншот youtube Группа КИНО

— Вернёмся к песне, которая нас и привела к этому диалогу. Если до первых трибьютов музыка «Кино» была уделом юных рокеров в переходах метро, то теперь ее пафосно переделывают, в том числе новомодные реперы. Используют рефрены, музыкальные рисунки. Интересное было?

— Мне скучно это всё. Ни разу не слышал ничего интересного хотя бы, не то, что хорошего.

— Вас не задевает, когда говорят, что музыкально «Кино» — это клон The Cure?

— Абсолютно нет. Моя любимая их пеня Lovecats 1983 года. Но как это ни странно, я их очень мало слушал. Не считаю, что «Кино» — клон The Cure. Это просто однажды кто-то сказал, кто-то подхватил, кто-то записал, и все запомнили. Пусть так считают, кому хочется. Мне по барабану, если у человека нет собственных ушей.



Фото: скриншот с сайта YouTube

— Из-за коронавируса выход неизданного ранее альбома «Кино» «Любовь — это не шутка» отложился на июнь-июль. Почему альбом не вышел после записи в 1986 году?

— Во-первых, он был недозаписан. Во-вторых, у нас через некоторое время появилась драм-машинка и порто-студия, и таким образом появилась «Группа крови». А песни из «Любовь — это не шутка» были отложены, потом забылись. К формату «Группы крови» они не подходили. Они относились к лирическому периоду творчества Виктора.

— Появление новой техники скорректировало творчество группы «Кино»? Как раз с «Группы крови» началась музыка других «новых волн»?

— Не в технике дело. У Виктора нарастало изменение творческого вектора. И мы просто не успели дозаписать эту пластинку. Так бы был ещё один альбом про любовь. Но нас очень тогда не устраивало качество записи. Слишком самодеятельно. Теперь же это будет издано ровно в том виде, в котором было записано. Со всеми репликами между песнями. Со звуком при реставрации Максим Кондрашов и Игорь Тихомиров сделали, что смогли. Стало звучать получше.

— Какая песня оттуда сегодня могла бы стать злободневным хитом? Издатель в качестве промо выбрал «Ты мог быть героем».

— Там все песни неплохие. И «Ты мог быть героем» хорошая. Но сама «Любовь — это не шутка», на мой взгляд, бьёт все рекорды. История, актуальная всегда (смеётся — Прим.ред.). И нам очень повезло, что удалось использовать в оформлении эскиз художника Андрея Крисанова, который предоставила его супруга Тамара Крисанова. Как остроумно заметил Саша Цой, альбом — эскиз, и в оформлении эскиз. Мы не стали его раскрашивать. Оставили чёрно-белым. Документ ушедшей эпохи.



Фото: vk.com/maschinarecords

— Кроме «Кино», вы работаете над сольным новым проектом. Если это не секрет, расскажите о нём.

— Он называется YK. «Уайкей». Аббревиатура от Yuri Kasparyan. Немного накопилось каких-то инструментальных мелодий... Сделали программу. Скоро выпустим пластинку с двумя пьесами и продолжим работать над альбомом.

— Вы кроме Риги и Минска по другим столицам бывшего СССР поедете?

— Какие-то разговоры идут. Но конкретики пока нет. Сейчас плохо с конкретикой. Будущее в тумане. Вообще европейская гастроль, скорее всего, будет.

— В Киев зовут?

— Разговоры идут. Но мы в чёрных списках там после выступления «Симфонического кино» в Крыму. Мы играли в Севастополе и Симферополе. Говорят, что эти вопросы как-то решаются. Я сам занимаю нейтральную позицию на этот счёт. Пустят, поедем. Но как я не могу играть в Крыму, если я там родился?



Фото: скриншот с сайта YouTube

— Многим нынче душно. Творчески, политически. У вас какие ощущения про завтра?

— Сложно сказать. Свежесть, как мне кажется, это личное дело каждого. Вообще не люблю рассуждать на эти темы.

— Понимаю, но для многих музыка «Кино» музыка перемен. Та же Стингрей говорит, что песни Цоя сегодня актуальны как никогда. Параллельно та же «Перемен» ещё не так давно звучала на акциях оппозиции.

— Ну что я могу сказать на это всё? Я играл в группе на гитаре. Великолепный Витя писал прекрасные песни. Ну, используют их. Что тут поделаешь? Мы-то тут причём? Хорошая музыка должна поднимать человека. Приносить радость. Избавлять его от повседневной рутины. Хотя бы отвлекать. Может быть, наводить на какие-то прекрасные мысли и благородные поступки. Если это происходит, значит, мы делали хорошее дело.

— Ваш личный рецепт: как не сходить с ума, когда «все тяжело больны»?

— Нет таких рецептов. Но я занимаюсь любимым делом и и нахожу время для занятий чи гун. Этого вполне достаточно.

P.S. О воссоединении музыкантов «Кино» «Фонтанка» сообщила в октябре 2019 года. Александр Цой тогда рассказал, что этот проект в первую очередь нужен самим создателям.

«На самом деле я сам просто очень хочу сходить на концерт группы «Кино». Я ни разу не был!», — пояснял продюсер «Кино-2020» в интервью.

В выступлениях примут участие Юрий Каспарян, Александр Титов, Игорь Тихомиров и настоящий голос Виктора Цоя, оцифрованный с оригинальных многоканальных записей. Музыканты выйдут на сцену вместе спустя 30 лет после распада легендарного рок-коллектива.

В Петербурге концерты пройдут в Ледовом дворце 31 октября и 1 ноября, 7 ноября «Кино» выступит в Минске, 11 ноября — в Риге, 21 и 22 ноября — в Москве.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру».

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>