‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

Ђ’оть стой, хоть падайї. Ќа новой выставке в ћузее стрит-арта по€вилс€ Ќотр-ƒам

¬ петербургском ћузее стрит-арта открылась нова€ выставка, котора€ простоит до конца сезона. Ёкспозицию под названием «’оть стой, хоть падай» курировал уличный художник ћаксим »ма — авторы анализировали эмоции, вызванные громкими мировыми событи€ми и актуальными €влени€ми. ¬ промышленном районе ѕетербурга по€вилс€ свой Ќотр-дам, сво€ «Ѕульдозерна€ выставка» и «„исто проходна€ работа».

ѕеревести русское выражение «хоть стой, хоть падай» на английский и другие €зыки не так просто. ¬озможно, поэтому практически все авторы, прин€вшие участие в оформлении пространства ћузе€ стрит-арта в этом году, — наши соотечественники. ќдин из немногих иностранцев, чь€ работа украсила одну из стен пространства на территории завода слоистых пластиков, — австриец Fresh Max. ќн восприн€л вз€тое за тему состо€ние как промежуточное, и его мурал, изображающий путешествие некоего загадочного колобкопобдобного существа, называетс€ «¬перед и назад». ѕо поводу такой трактовки можно спорить, но ее визуальным воплощением в музее остались довольны: масштабное монохромное произведение заставило «заиграть» огромную стену.

ћонохромность — свойство не только австрийской работы, но и выставки в целом. ќдно из первых изображений, которые зритель видит, попада€ в музей, — C’est la vie белгородского дуэта ZTWINS. Ќедавно горевший —обор ѕарижской Ѕогоматери изображен вместе с также недавно сгоревшей церковью в  ондопоге, о которой неоднократно вспоминали в контексте французского пожара. Ќаписаны эти здани€ белой краской, распыл€емой из огнетушителей.  ак по€сн€ют в музее, такую технику райтеры примен€ли в прошлом — в отсутствие баллончиков — дл€ росписи, например, электричек.

≈ще одна концептуальна€ работа в первом дворике — «Ѕульдозерна€ выставка» Ќикиты ƒусто. »зображение сцены из того событи€ нанесено на «стену» из металлических бочек; «на пол€х» автор разместил цитаты: «≈стественно, никакого показа картин не состо€лось. Ќекоторые пришедшие даже не успели их распаковать. “€жела€ техника, люди с лопатами, вилами и грабл€ми стали гон€ть художников с пол€. Ќекоторые сопротивл€лись: когда полотно ¬алентина ¬оробьева участник субботника проколол лопатой, то художник ударил его по носу, после чего зав€залась драка.  орреспонденту газеты The New York Times в потасовке выбили зуб его же камерой». «Ѕульдозерной выставке» в 2019 году исполн€етс€ 45 лет, минувшей осенью скончалс€ один из ее инициаторов ќскар –абин. ќбратившись к теме разгрома советского неофициального искусства, ƒусто вписал в сюжет и свою работу. ѕри желании можно увидеть параллель между событи€ми 1974 года и нынешними гонени€ми на уличное искусство и попытками вписать его в поле закона.

Ќикита ƒусто. ЂЅульдозерна€ выставкаї
Ќикита ƒусто. ЂЅульдозерна€ выставкаї

‘ото: јлина ÷иопа



‘ото: јлина ÷иопа

ƒругие составл€ющие экспозиции менее политизированы. Ќапротив Ќотр-ƒама ёл€ ¬анифатьева выступила с работой Pink Power, обраща€ внимание на гендерные вопросы в сфере граффити. јвтор и сама стала «жертвой» стереотипов о мужском характере уличного искусства: она участвовала в съемках картины јнны ћелик€н «ѕро любовь», где рисовала эскизы, по сюжету, принадлежавшие кисти мужчины-райтера — геро€ играл ≈вгений ÷ыганов.

јвтор под псевдонимом Dagnini расставл€ет по двору бетонные блоки ограждений с нанесенными на них компьютерными «окнами», выдающими предупреждени€ об «ошибочке» («ќшибочка вышла!»). “ак художник говорит одновременно и о несуразности городского пространства, заставленного заборами и столбами, и о преградах, которые возникают перед каждым человеком.

—тас Ѕагс в произведении «Ќа последние вопросы не бывает последних ответов» поставил на пьедестал «ћедного всадника» — гром-камень — пустую инвалидную кол€ску. — одной стороны, это рассуждени€ о том, как герой становитс€ жертвой, а с другой — мысли, возникшие у художника в ходе повседневной работы с «особенными» детьми.

÷ентральное место на выставке (то, где несколько лет назад был «Ёрмитаж») досталось художнику не уличному — ¬италию ѕушницкому. “от попыталс€ заговорить со зрителем о дантевском человеческом пути, о том, чего добиваетс€ человек к середине своего странстви€ по «—умрачному лесу» (так и называетс€ мурал) — который оказываетс€ то ли площадкой дл€ игры в баскетбол, то ли тюрьмой. ќднако работа «разваливаетс€» на столь огромном выделенном ей пространстве, из-за чего до идеи зрителю самосто€тельно добратьс€ оказываетс€ трудно.

≈сть и удачные примеры игры с пространством. —реди них — «ѕросто идите дальше» команды Letme — огромна€, во всю стену коридора надпись «„исто проходна€ работа». »ли самое визуально привлекательное на выставке произведение — «–асходный материал» јлександра Blot: изобража€ разноцветных существ на синем фоне, автор рассуждает о судьбе художника, который тратит не краски, не бумагу, а самого себ€ — жизнь, врем€ и душевные силы, не зна€, получит ли это хоть какой-либо отклик.

¬прочем, это в принципе свойство нынешней выставки: ходить по ней лучше с гидом. “огда можно узнать и об игре, зате€нной с пространством и временем: например, куратор ћаксим »ма разместил новый мурал #Itakebackmywords на месте своей же прошлогодней работы, чем и обусловил выбор названи€. ј по другую сторону котельной автор јбо€ ”топа обыграл произведение своего предшественника и при€тел€, изображение работу «ѕобеда над  исловым».

¬ыставка «’оть стой, хоть падай» несколько уводит зрител€ непосредственно от стрит-арта — на ней представлено немало картин и объектов — набитый «деньгами» чемодан на колесиках, получивший название «¬нутренний багаж» (—ергей ’еато) или €рко свет€ща€с€ вывеска «“ерпи», зажигающа€с€ в темноте котельной (—лава Ptrk).

Ёкспозици€ не оставл€ет цельного впечатлени€, представл€€ собой, скорее, набор индивидуальных высказываний, более или менее удачных. Ќо позвол€ет представить достаточно широкую палитру уличного искусства ѕетербурга наших дней — в выставке прин€ли участие 45 авторов, в том числе из-за рубежа. ќсмотреть «’оть стой, хоть падай» можно будет до 13 окт€бр€.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

’ристос в темнице, возвращение ‘риды, фото из „ернобыл€: —амые ожидаемые выставки-2019

Ђ—аундтрек ’’ векаї: 10 фильмов, которые мы полюбили благодар€ музыке Ённио ћорриконе

¬ ночь с 5 на 6 июл€ скончалс€ великий италь€нский кинокомпозитор Ённио ћорриконе. ≈го музыку уже называют Ђсаундтреком ’’ векаї. Ђ‘онтанкаї вспоминает, какие произведени€ в первую очередь запомнились слушател€м и зрител€м.

—татьи

>