Окно, помойка, Эрмитаж: Музей стрит-арта открыл сезон

Музей уличного искусства «прорубил окно» в революцию, причем буквально: одним из экспонатов новой выставки «Праздник к вам приходит», приуроченной к юбилею Октябрьского переворота, стало отверстие в стене (автор, как указано, неизвестен). В целом же «праздник» получился, как водится, «со слезами на глазах»: полсотни художников из разных стран на разные лады высказались о том, что смена власти чревата жертвами.

Главным событием выставки, причем еще до ее открытия, стал Зимний дворец. Просто потому, что он там появился – в виде изображения, выполненного по трафарету на стене ангара, самой большой демонстрационной площади музея – более полутора тысяч квадратных метров.

Ассоциативная цепочка проста: революция – Зимний. Именно ей следовали художники из петербургской группы «Курил Что». Для самых непонятливых перед зданием установили серебряного Ленина – с ним музею подфартило благодаря одному из ближайших заводов, где хранился невостребованный памятник вождю пролетариата. Так, благодаря шутке художников, Ильич оказался перед Зимним, на месте Александровской колонны.

«Зимний дворец это символ революции, символ Петербурга, дореволюционной России, символ того, как с течением времени меняется контекст, – поясняет директор музея Андрей Зайцев. – Я давно хотел, чтобы у нас на шоссе Революции появился свой Эрмитаж. Присутствие дворца в заводском районе дает нашему музею ощущение причастности к острым политическим событиям, которые происходили, происходят и будут происходить».

Зимний – «приманка» для зрителя термоядерная, он задает тон для восприятия всех остальных объектов на выставке, но сам при этом превращается всего лишь в фон. На поверку первым экспонатом, к которому подходит большинство зрителей, оказывается… дымящаяся помойка. Просто потому что ее мало кто ожидает там увидеть, тем более – сразу возле входа. В инсталляции «Контакт» Александра Берзинга дым идет без огня, а в моменты затишья обнажает содержимое контейнера: бюсты Маркса, Энгельса и прочих исторических фигур, составлявших систему координат прежнего общества, а ныне низвергнутых.

Но списать идеалы на свалку истории – это одно, а приступить к насильственным действиям – уже другое. На возможность такого варианта событий намекает граффити «Бомба» группы «Фрукты», которое представляет собой зажженный фитиль, ведущий к круглой черной деревянной платформе-подиуму. Граффити считывается не сразу и не с любого ракурса, поэтому большинство посетителей, отдыхающих на подиуме, и не догадываются, что они сидят на виртуальной «пороховой бочке». Художники – своим языком – пытаются их предупредить.

Выражая опасения по поводу неизбежности трагического исхода революции, одни авторы прямолинейны как Верещагин в «Апофеозе войны»: например, команда «Курил Что» явила миру еще один экспонат – люстру с черепами и настенные панно из человеческих костей (гипсовых), отсылающие зрителя к знаменитой чешской Костнице (в которой все это – настоящее). Другие более иносказательны, как уже прославившиеся на весь мир AES+F, изобразившие смертельную битву монархической девы с красным матросом, в результате которой погибают оба. Ну а «титульной» для выставки является работа польских авторов Sepe «Праздник к вам приходит», расположенная уже внутри здания котельной: на полотне изображена безликая толпа с флагами и возвышающийся над ними истукан с автоматом, – в общем, полная антиутопия.

«Мне хотелось, чтобы в названии выставки была неоднозначность и какая-то угроза, опасение, что радостное будущее, которого мы ждем, может оказаться совсем не таким, – поясняет Андрей Зайцев. – К любым изменениям нужно подходить очень аккуратно и вдумчиво, потому что в любой момент они могут получить необратимые последствия и завершиться общей трагедией».

Впрочем, бунтари среди художников все же нашлись, и такие работы пользуются повышенным «спросом» у зрителей. Например, инсталляция Максима Свищева и Александра Белкова «Все идет по плану», представляющая собой полтора десятка включенных телевизоров с эмблемой на экране, похожей на логотип федерального канала. В кадре – что-то вроде новогоднего обращения президента, но вместо него покемон Пикачу на фоне Кремля и бесконечно идущего снега распевает хит «Гражданской обороны». «Все идет по плану», но… по чьему плану? И куда?» – резонно задаются вопросом художники.

«Вырвавшийся» с плаката Эля Лисицкого гигантский красный клин пронзил белую паутину и рассек тьму неизвестности – инсталляция Алены Коган «Схема рождения нового мира» целиком заполнила пространство одного из залов на этажах музея. «В понятие революции не интегрирован смысл созидания, – поясняет автор. – Это разрушение. Это клин, вбитый в сложившийся уклад. Клин, разламывающий привычные понятия и разрывающий стабильные связи». В то же время, отмечает автор, «это не хаотичная энергия всеобщего разрушения, это направленный удар, с идеологической целью создания нового мира».

Та часть экспозиции, что расположена на четырех этажах котельной, воспринимается интенсивнее, как более продуманная и снабженная трактовками-описаниями, столь необходимыми в современном искусстве. Она разнообразна по материалам и направлениям (от фарфора до кинетической инсталляции и видеопроектов). Уличная часть становится для нее своего рода яркой «суперобложкой», под которой также можно обнаружить многочисленные другие проекты музея. В частности, в день открытия публика могла наслаждаться программой перформансов при участии таких театров, как Lusores и «Организмы», и конференцией, в которой принимали участие философы Александр Секацкий и Александр Погребняк, художники Лев Евзович (AES+F) и Артем Лоскутов, критик Лев Данилкин и другие.

Все это вкупе с недавним появлением на все той же территории завода слоистых пластиков собственной площадки театра АХЕ делает Музей уличного искусства одним из самых перспективных и динамично развивающихся явлений на карте творческого Петербурга – вопреки крайне неудачному расположению и слабой транспортной доступности.

Убедиться в этом и попробовать разгадать замыслы художников, представленных на выставке «Праздник к вам приходит» можно до 30 сентября.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>