Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/8209

22 мая 2019, 09:56

Категория: выставки

«Хоть стой, хоть падай». На новой выставке в Музее стрит-арта появился Нотр-Дам


Фото: Алина Циопа/"Фонтанка.ру"

В петербургском Музее стрит-арта открылась новая выставка, которая простоит до конца сезона. Экспозицию под названием «Хоть стой, хоть падай» курировал уличный художник Максим Има — авторы анализировали эмоции, вызванные громкими мировыми событиями и актуальными явлениями. В промышленном районе Петербурга появился свой Нотр-дам, своя «Бульдозерная выставка» и «Чисто проходная работа».

Перевести русское выражение «хоть стой, хоть падай» на английский и другие языки не так просто. Возможно, поэтому практически все авторы, принявшие участие в оформлении пространства Музея стрит-арта в этом году, — наши соотечественники. Один из немногих иностранцев, чья работа украсила одну из стен пространства на территории завода слоистых пластиков, — австриец Fresh Max. Он воспринял взятое за тему состояние как промежуточное, и его мурал, изображающий путешествие некоего загадочного колобкопобдобного существа, называется «Вперед и назад». По поводу такой трактовки можно спорить, но ее визуальным воплощением в музее остались довольны: масштабное монохромное произведение заставило «заиграть» огромную стену.

Монохромность — свойство не только австрийской работы, но и выставки в целом. Одно из первых изображений, которые зритель видит, попадая в музей, — C’est la vie белгородского дуэта ZTWINS. Недавно горевший Собор Парижской Богоматери изображен вместе с также недавно сгоревшей церковью в Кондопоге, о которой неоднократно вспоминали в контексте французского пожара. Написаны эти здания белой краской, распыляемой из огнетушителей. Как поясняют в музее, такую технику райтеры применяли в прошлом — в отсутствие баллончиков — для росписи, например, электричек.

Еще одна концептуальная работа в первом дворике — «Бульдозерная выставка» Никиты Дусто. Изображение сцены из того события нанесено на «стену» из металлических бочек; «на полях» автор разместил цитаты: «Естественно, никакого показа картин не состоялось. Некоторые пришедшие даже не успели их распаковать. Тяжелая техника, люди с лопатами, вилами и граблями стали гонять художников с поля. Некоторые сопротивлялись: когда полотно Валентина Воробьева участник субботника проколол лопатой, то художник ударил его по носу, после чего завязалась драка. Корреспонденту газеты The New York Times в потасовке выбили зуб его же камерой». «Бульдозерной выставке» в 2019 году исполняется 45 лет, минувшей осенью скончался один из ее инициаторов Оскар Рабин. Обратившись к теме разгрома советского неофициального искусства, Дусто вписал в сюжет и свою работу. При желании можно увидеть параллель между событиями 1974 года и нынешними гонениями на уличное искусство и попытками вписать его в поле закона.

Никита Дусто. «Бульдозерная выставка»
Никита Дусто. «Бульдозерная выставка»

Фото: Алина Циопа



Фото: Алина Циопа

Другие составляющие экспозиции менее политизированы. Напротив Нотр-Дама Юля Ванифатьева выступила с работой Pink Power, обращая внимание на гендерные вопросы в сфере граффити. Автор и сама стала «жертвой» стереотипов о мужском характере уличного искусства: она участвовала в съемках картины Анны Меликян «Про любовь», где рисовала эскизы, по сюжету, принадлежавшие кисти мужчины-райтера — героя играл Евгений Цыганов.

Автор под псевдонимом Dagnini расставляет по двору бетонные блоки ограждений с нанесенными на них компьютерными «окнами», выдающими предупреждения об «ошибочке» («Ошибочка вышла!»). Так художник говорит одновременно и о несуразности городского пространства, заставленного заборами и столбами, и о преградах, которые возникают перед каждым человеком.

Стас Багс в произведении «На последние вопросы не бывает последних ответов» поставил на пьедестал «Медного всадника» — гром-камень — пустую инвалидную коляску. С одной стороны, это рассуждения о том, как герой становится жертвой, а с другой — мысли, возникшие у художника в ходе повседневной работы с «особенными» детьми.

Центральное место на выставке (то, где несколько лет назад был «Эрмитаж») досталось художнику не уличному — Виталию Пушницкому. Тот попытался заговорить со зрителем о дантевском человеческом пути, о том, чего добивается человек к середине своего странствия по «Сумрачному лесу» (так и называется мурал) — который оказывается то ли площадкой для игры в баскетбол, то ли тюрьмой. Однако работа «разваливается» на столь огромном выделенном ей пространстве, из-за чего до идеи зрителю самостоятельно добраться оказывается трудно.

Есть и удачные примеры игры с пространством. Среди них — «Просто идите дальше» команды Letme — огромная, во всю стену коридора надпись «Чисто проходная работа». Или самое визуально привлекательное на выставке произведение — «Расходный материал» Александра Blot: изображая разноцветных существ на синем фоне, автор рассуждает о судьбе художника, который тратит не краски, не бумагу, а самого себя — жизнь, время и душевные силы, не зная, получит ли это хоть какой-либо отклик.

Впрочем, это в принципе свойство нынешней выставки: ходить по ней лучше с гидом. Тогда можно узнать и об игре, затеянной с пространством и временем: например, куратор Максим Има разместил новый мурал #Itakebackmywords на месте своей же прошлогодней работы, чем и обусловил выбор названия. А по другую сторону котельной автор Абоя Утопа обыграл произведение своего предшественника и приятеля, изображение работу «Победа над Кисловым».

Выставка «Хоть стой, хоть падай» несколько уводит зрителя непосредственно от стрит-арта — на ней представлено немало картин и объектов — набитый «деньгами» чемодан на колесиках, получивший название «Внутренний багаж» (Сергей Хеато) или ярко светящаяся вывеска «Терпи», зажигающаяся в темноте котельной (Слава Ptrk).

Экспозиция не оставляет цельного впечатления, представляя собой, скорее, набор индивидуальных высказываний, более или менее удачных. Но позволяет представить достаточно широкую палитру уличного искусства Петербурга наших дней — в выставке приняли участие 45 авторов, в том числе из-за рубежа. Осмотреть «Хоть стой, хоть падай» можно будет до 13 октября.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019