Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019

05 января 2019, 12:42
Версия для печати Версия для печати

Пока Лувр готовится следующей осенью принять выставку Леонардо Да Винчи, а Венеция — очередную биеннале современного искусства, Петербург в силу финансовых и политических причин на грандиозные проекты не замахивается. Но некоторых выставок имеет смысл ждать.

1. ЦВЗ «Манеж». «Христос в темнице». 16 января – 10 февраля

Первая из потенциально интересных выставок 2019 года откроется в «Манеже». Куратор Семен Михайловский собирает ради нее деревянную религиозную скульптуру из 15 музеев России, причем на один и тот же сюжет — «Христос в темнице». А теперь представьте себе свыше 30 скульптур середины XVII — начала XIX веков, изображающих одно и то же: человека, сидящего с терновым венком на голове и, чаще всего, с прижатой к щеке правой рукой (таким изображали Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу). Неожиданная инсталляция оставляет пространство для поиска дополнительных смыслов. Собственно, такая кураторская заявка и делает выставку необычной и смелой.



Фото: ГБУК «Пермская галерея»

2. Музей Фаберже. Фрида Кало и Диего Ривера. Середина марта – середина мая

Про значимость этой выставки даже объяснять ничего не надо. Очереди на Фриду Кало в Петербурге уже собирались, но теперь она приезжает с Диего Риверой. Цена такого проекта — запредельная, что не оставляет шансов на повторение в Петербурге (куда выставка возвращается фактически в силу стечения обстоятельств и неожиданного желания спонсоров). Сейчас на нее уже выстраиваются очереди в Москве — живопись и графика великих мексиканских художников из музейных и частных собраний дополнены впервые экспонируемыми произведениями из ГМИИ им. А.С. Пушкина и российских архивов. Впрочем, все ли доедет до Петербурга — пока не знает никто.

 

3. Эрмитаж. Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпеи. 6 апреля – 23 июня

В Петербург впервые привозят свыше 80 шедевров античного искусства — причем в том числе такие «капризные» к перевозке, как мозаика и фрески. А еще — скульптуру, бронзовые изделия и другие экспонаты, обнаруженные археологами, работающими в древнеримских городах — Помпеях, Геркулануме и Стабиях, погибших в ходе извержения Везувия в 79 году нашей эры.



Фото: spbculture.ru

4. ЦВЗ «Манеж». «Жизнь после жизни». Апрель – май

Эта выставка посвящена, внезапно, теме смерти и бессмертия. Куратор Елизавета Павлычева соберет в большом межмузейном проекте произведения из более чем 20 коллекций, включая эрмитажную. В экспозиции будут Брюллов, Васнецов, Венецианов, Верещагин, Врубель, Клодт, Поленов, Репин, Суриков, более поздние Билибин, Кандинский, Малевич, Шагал, а также наши современники Белкин, Шемякин, Юфит и многие другие, включая молодежь. И все это — о теме смерти и ее переживания, а также бессмертия в искусстве и истории.

5. Эрмитаж. Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама. 17 мая – 22 сентября

Еще одна предстоящая археологическая выставка Эрмитажа посвящена Востоку. На ней собраны культовые и бытовые предметы из Национального музея истории и музея Хайфонга. Посетителям покажут бронзовые барабаны с изображениями обрядовых сцен и процессий, фигурами людей и животных, геометрическими орнаментами, относящиеся к донгшонгской культуре (азиатский бронзовый век), погребальные сосуды и керамические урны культуры Шахуинь (существовала в те же годы — второй половине первого тысячелетия до нашей эры — начале первого тысячелетия нашей эры), украшения и другие изделия из драгоценных металлов.

Бронзовый барабан из окрестностей реки Да, Вьетнам. Донгшонская культура, этап II, середина 1 тыс. до н. э.
Бронзовый барабан из окрестностей реки Да, Вьетнам. Донгшонская культура, этап II, середина 1 тыс. до н. э.

Фото: wikipedia.org

6. «Эрарта». Студия Grame. Звук вокруг. 14 июня – 6 октября

Музей современного искусства «Эрарта» затеял нечастое для Петербурга явление — выставку светозвуковых инсталляций, к тому же, не отечественных — а Национального центра электроакустической музыки Grame из Лиона, основанного еще в 1982 году, а свой нынешний статус получившего в 1996-м.



Фото: erarta.com

7. Эрмитаж. Макс Эрнст. Парижские годы. 15 июня – 18 августа

Одна из ключевых фигур европейского авангарда, Макс Эрнст считается величайшим исследователем человеческого сознания. На выставке будет представлено около 20 живописных и графических его работ, относящихся к 1920-м годам. Все они происходят из частного собрания в Мадриде, где оказались прямиком из собрания известного парижского маршана Арама Мурадяна. К этому периоду творчества художника относятся его протосюрреалистические произведения — те годы стали переломными для европейской живописи в целом.


"Люди ничего не узнают", Макс Эрнст, 1923

Фото: muzei-mira.com

8. Русский музей. Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения. Июнь – август

Хотя у Русского музея много выставок разного плана, наиболее популярными и успешными у него выходят выставки русских классиков, к коим, бесспорно, относится Константин Сомов. Мирискусник и автор портретов гениев Серебряного века, будет представлен более чем сотней произведений — графикой и живописью из собственного собрания Русского музея, а также Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, ГМЗ «Петергоф» и частных собраний. Выставка пройдет в Инженерном замке.


"Волшебство", Сомов К.А.

Фото: скриншот Русского музея

9. Эрмитаж. Коллекция Морозовых. 29 июня – 6 октября

Последняя из широко заявленных эрмитажных выставок на предстоящий год — гордое противопоставление московскому ГМИИ им. А.С. Пушкина: в столице будут в это же время смотреть выставку «Щукин. Биография коллекции». Таким образом знаменитое собрание расформированного музея, ставшее камнем преткновения в отношениях музейщиков двух городов, вновь выйдет на страницы газет — со времен выставки в Париже 2016 года, на нейтральной территории собравшей лучшее из щукинского. К слову, морозовскую выставку в Париж оба музея повезут в 2020 году.

Площадь Французского Театра в Париже, Камиль Писсарро, из коллекции Сергея Щукина
Площадь Французского Театра в Париже, Камиль Писсарро, из коллекции Сергея Щукина

Фото: hermitagemuseum.org

10. «Росфото». Чернобыль Герда Людвига. Август – сентябрь

Тема, захватывающая умы сталкеров, экологов, историков, конспирологов и просто любопытствующих, найдет отражение в снимках немецкого фотожурналиста. Людвиг был в Чернобыле, на месте страшнейшей в мировой истории ядерной катастрофы, неоднократно — в 1993, 2005 и 2011 годах, постепенно узнавая, как она изменила жизнь людей. Кадры снимались по заданию журнала National Geographic, что гарантирует уровень работ.



Фото: gerdludwig.com

11. Русский музей. Илья Репин. К 175-летию со дня рождения. Октябрь – январь

На эту выставку в корпус Бенуа уж точно выстроится очередь. На юбилейную выставку русского классика соберут работы из собственной коллекции музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея-квартиры И. И. Бродского, Национального художественного музея Республики Беларусь, Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и частных собраний. Всего ожидается свыше 200 живописных и графических работ, в том числе малоизвестные. Особый интерес представят документальные материалы о жизни и творчестве автора, который для многих в эти дни откроется с неожиданных сторон.

И. Е. Репин. Автопортрет. 1878, из собрания Русского музея
И. Е. Репин. Автопортрет. 1878, из собрания Русского музея

Фото: скриншот сайта Русского музея

12. Росфото. 180 лет фотографии. Ноябрь – декабрь

Подробностей по этой выставке пока нет — до нее еще почти год. Но повод однозначно достойный и подразумевающий возможность показать всю историю развития этого искусства, которым в той или иной степени сегодня владеет каждый (иначе в соцсетях не проживешь). Выставка создается в сотрудничестве с ЦВЗ «Манеж».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Что смотреть на каникулах и не только: 10 сериальных премьер января

От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>