«Может быть создан опаснейший прецедент». Валерий Фокин предупредил, чем чревато дело Кирилла Серебренникова

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин изложил в открытом письме свое представление «Театральном деле». Документ опубликован на сайте Александринки.
«Разумеется, такой приговор, если он будет вынесен, противоречит всем законом логики и здравого смысла и погружает нас в кафкинский морок и кошмар, — пишет Валерий Фокин. — Но кроме ярких литературных образов хочется отметить, что в результате может быть создан опаснейший прецедент, который, безусловно, серьезно повлияет на развитие нашей культуры — ведь он покажет полную незащищенность художника, его уязвимость, доходящую до абсурда».
Режиссер подчеркнул: все, кто «делают театр» в России, переживали этот судебный процесс так же остро, как если бы обвинения выдвигали им самим. И сейчас они воспринимают угрозу реального срока и оплату штрафов как наказание за то, что они «делали свое дело и делали его хорошо».
Тем временем руководители театров страны обращают внимание на несостоятельность последней экспертизы, исходя из которой был подсчитан ущерб для государства. Так, гендиректор Большого театра Владимир Урин отметил, что расчеты велись на основании нормативов 2015 года, что неверно, потому что «Седьмая студия» в 2014 году прекратила существование. Также, по его словам, эксперт не применила разработанные минкультом коэффициенты к спектаклям, взяв за основу только один — «самый низкий, предназначенный для малой формы» (цитата по «Коммерсанту»), что привело к занижению расходов в 2,75 раза. Кроме того, эксперт не учла 77 мероприятий — лекций, мастер-классов, конференций, — ссылаясь на отсутствие бухгалтерских документов на них. Но «отсекать» их по такому признаку должен был суд, а не эксперт.
Напомним, решение суда огласят 26 июня, а 22 июня было объявлено наказание, которое запрашивает гособвинение — речь идет о реальных сроках для Кирилла Серебренникова, Софьи Апфельбаум, Алексея Малобродского и Юрия Итина. Сумма ущерба, понесенного минкультом в результате их действий, по мнению следствия, составляет 128,9 миллионов рублей, выделенные государством на спектакли проекта «Платформа».
Ранее в поддержку Серебренникова высказались Константин Богомолов, Алексей Герман, глава СТД Александр Калягин и многие другие. Деятели культуры опубликовали открытое письмо, которое подписали больше трех тысяч человек.
«Фонтанка.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47