
Автор «Рассказа служанки» предостерегает. Новый роман «Заветы» — о том, куда приводят временные меры

Новая книга Маргарет Этвуд выходит в России своевременно. Во-первых, потому что у нас, наконец, есть время на чтение. Во-вторых, параллели между коронавирусной лихорадкой и условиями, в которых появилось тоталитарное государство Галаад, не заметить сложно. Литературный обозреватель «Фонтанки» прочитала продолжение нашумевшей антиутопии «Рассказ служанки» и рассказывает о нём.
Жило-было на свете тоталитарное государство Галаад. Пользуясь экологической катастрофой, кучка предприимчивых силовиков узурпировала власть в США, а Конституцию заменило на Библию. У женщин отобрали все права, мужчинам пришлось не слаще. Чтобы решить проблемы с рождаемостью, часть девушек переквалифицировали в Служанкок, — этакие ходячие инкубаторы, они производят для бесплодной галаадской знати детей.
Галаад Маргарет Этвуд придумала в 1984 году под впечатлением от стажировки в Западном Берлине. Канадская писательница хотела поставить точку в истории двух государств — фашистской Германии и сталинского Советского Союза — и показать некоторые неприятные тенденции, которые заметила в Америке 1980-х. На Западе книжка моментально стала хитом, по ней сняли фильм-полнометражку, поставили оперу и балет. Но большинство россиян о «Рассказе…», кажется, и не подозревали, пока в 2017 году Hulu не выпустило «тот самый» сериал с Элизабет Мосс в главной роли. Примерно в это время Этвуд проанонсировала, что пишет продолжение романа — но не из-за фанатов, осаждавших ее просьбами о сиквеле тридцать лет. Просто тема вновь стала актуальной. «Долгое время мы удалялись от Галаада, а теперь снова приближаемся к нему», — объяснила Этвуд. К моменту выхода на русском книга уже разошлась на английском, немецком, французском, а писательница получила за неё Букеровскую премию.
«Рассказ служанки» строился как монолог конкретной служанки по имени Фредова. Параллельно с воспоминаниями о том, как её некогда процветающее государство превратилось в тюрьму, развивается личная история женщины, её слабая борьба за свободу. В «Заветах» действие оттеснено на полтора десятилетия вперёд, и рассказчиц уже три: кроме всесильной и ужасной тётки Лидии (той самой, которая в первом романе воспитывает Служанок с помощью электрошокера), это две девочки-тинейджера. Одна растёт в именитой галаадской семье, другая — в сохранившей независимость Канаде. Кто эти героини, как связаны между собой и с персонажами предыдущей части саги — выясняет по ходу дела читатель.
Полностью сохранив историю Галаада в «Заветах», рассказ о нем Этвуд упаковала в совершенно новую форму. «Служанка…» по своей сути была черно-белой (ах, поглядите: вот несчастное порабощенное большинство, а вот горстка облапошивших его диктаторов), в «Заветах» появляется больше оттенков серого. И персонаж тётки Лидии тут ключевой. Писательница забирается в черепную коробку человека, сотрудничающего с режимом, и находит там немало интересного. У Лидии, оказывается, и образование неплохое, и религиозной до наступления Галаада она не была. Она ведёт дневники, хранит коллекцию запрещённых книг — «Джейн Эйр», «Анна Каренина», «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» — не чужда некоторых человеческих порывов, да и вообще очень поможет в свержении Галаада. Тем не менее именно Лидия для местных чекистов, Очей, создаёт систему ущемления женщин, продумывает все детали варварских церемоний вроде причастики (в эти дни служанкам дают выпустить пар и физически разорвать на куски какого-нибудь несчастливца, выданного за предателя родины).
«Доживу ли я до помаленьку позабытой старости, постепенно костенея? Обернусь ли собственной почетной статуей? /…/ Или меня отправят под суд, объявив чудовищем, поставят перед расстрельным взводом, повесят на фонаре, на обозрение публике?» — рассуждает героиня Этвуд. Презираете ее или жалеете? Сочувствуете или ненавидите? Как бы поступили сами, окажись на её месте? Вопросы о простительной степени сотрудничества со злом и благе, которое получается, когда добиваешься другого, автор оставляет открытыми. Решать их предстоит каждому читателю.
Линия девочек, Агнес и Лили, для Этвуд не менее важна, потому что даёт писательнице потренироваться в не совсем обычном для неё жанре приключенческого романа. Подробно поведав о собственном прошлом, тинейджеры надевают джинсы, берут рюкзаки и отправляются менять будущее — по Галааду на рейсовом автобусе; по канадскому бездорожью на пикапе; по реке Пенобскот, борясь со штормом на надувной лодке. Эта часть книжки — самая слабо проработанная (как Лили научилась драться в джекичановском стиле буквально за пару дней, и какой конкретно компромат был в секретном послании, которое она везла в Канаду — в тексте не раскрывается), но вместе с тем — самая очаровательная и свежая. По духу — почти «Гарри Поттер» или кинговские романы, где юные герои бросают вызов злу, порой и сами не веря, что могут пройти испытания.
В основе своей «Заветы», впрочем, мало чем отличаются от «Рассказа…»: это текст-напоминание и предупреждение о том, как хрупка человеческая цивилизация. О том, как, переживая из-за потери работы, денег или близких, мы не замечаем, что теряем базовые ценности, а вместе с ними и сами себя. Как под надуманным предлогом вводят чрезвычайное положение, закрывают суды и отменяют Конституцию: «Арестовали меня вскоре после теракта Сынов Иакова, который уничтожил Конгресс. Исламисты, поначалу говорили нам: объявили чрезвычайное положение, но сказали, мол, живите как прежде, Конституцию скоро вернут, а чрезвычайное положение быстро отменят. Что и случилось, однако иначе, нежели мы предполагали».
Учитывая, что на место экологической катастрофы в галаадской эпопее вполне можно подставить коронавирус, — наблюдения вполне актуальные. Галаад обрушится, всякая диктатура не вечна, а вот человеческая жизнь — одна. Не забывать об этом — и есть завет Маргарет Этвуд.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
Чтение в самоизоляции: 9 лучших книг марта — о гендере, войне, силе духа и азартных играх
«Момент мыльной оперы там присутствует». Новый роман Маргарет Этвуд «Заветы» — в одном комиксе

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».