
Сломал микрофон — брось торт в зал. Как Lindemann устраивал Петербургу шоковую терапию

В последнее время Тилля Линдеманна было слишком много. То он приезжал в Петербург с книгой стихов, то — с концертом Rammstein, то снимал в Северной столице клипы с Лободой. Теперь круг замкнулся — Линдеманн опять в Петербурге и опять с концертом. Концертом сольного проекта имени себя.
Корреспондент «Фонтанки» посетил шоу эпатажного немца и увидел на сцене не группу, а нераскрытый потенциал.
Снова на «Новокрестовской» толпы народа в футболках Rammstein и снова предприимчивые граждане торгуют у стадиона самопальным мерчем. Такое уже было меньше, чем год назад — в августе 2019 группа Rammstein триумфально взяла «Газпром Арену», играючи собрав под ее сводами 60 тысяч человек.
Теперь история повторяется, правда, площадка скромнее — «Сибур Арена», если верить поисковикам, вмещает лишь 7 тысяч. Но и у группы Lindemann пока не настолько долгая история — коллективу чуть больше пяти лет.
За это время дуэт Тилля Линдеманна и Петера Тегтгрена записал два полноформатных альбома и снял с десяток клипов разной степени неприличия. При этом нельзя сказать, что Lindemann — это какая-то совсем другая группа. Наоборот — в общих чертах это тоже Rammstein, что скорее плюс для фанатов, которые могут еще раз увидеть своего кумира и послушать зубодробительные гитарные боевики.
Вокруг «Сибур Арены» много людей, но давки нет — очереди на вход двигаются быстро. Сразу за КПП — гардероб и буфет для олигархов. Кто еще может купить хот-дог за 250 рублей, если не олигарх? Глаз невольно цепляется за окружающих, а точнее, их возраст — послушать рок пришло много тех, кому за 30 и даже за 40. Мимо проходит мужчина — в очках, при лысине и футболке Rammstein. Позже у гардероба я встречу старушку с палочкой — после концерта она выйдет на улицу и, закурив, неспешно пойдет к метро.
Объяснить зрелость аудитории просто — эти люди были подростками, когда покупали на рынках пиратские кассеты Rammstein. Время прошло, ребята выросли и стали платежеспособны, а любовь к Линдеманну осталась.
Пока внутри зала играют группы разогрева, танцпол свободен, на трибунах простаивают целые сектора. «Неужели Тилль не соберет?» — говорит кто-то сзади. Но как только группа Aesthetic Perfection уходит за кулисы и сцену начинают готовить для короля вечера, зал стремительно наполняется людьми. Становится понятно, что «Сибур Арена» взята. Свободные места, конечно, есть, но общей картины не портят.
На экране показывают короткий фильм о том, как Линдеманн в подгузнике бегает по улицам некоего немецкого города. Приключение заканчивается тем, что рокер прыгает в воду и якобы тонет. Тут же начинает звучать песня Skills in Pills, и зал взрывается криком восторга.
Lindemann живьем не похож на Rammstein — музыканты одеты в белоснежные костюмы и за счёт размеров площадки коллектив будто бы ближе к народу. Рокеры регулярно подходят к самому краю сцены, чтобы покрасоваться, корчат рожи, а Тегтгрен в какой-то момент начал кидать в зал медиаторы. При этом от Rammstein Линдеманн позаимствовал страсть к перформансам — на песне Fat на сцене появился стол, заставленный тортами. Все музыканты начинают с азартом швырять сладости в фанатов, отчего те радостно кричат и просят еще. Нечто подобное произошло на композиции Fish On, только вместо кондитерских изделий Линдеманн швырял в публику сырую рыбу. Подобное Петербург уже видел в 2018-м, когда Тилль приезжал в Россию с «секретными» концертами.

Фото: Павел Каравашкин / "Фонтанка.ру".
Отсутствие огня компенсировано видеорядом — весь концерт на огромном экране позади группы мелькают то кадры из клипов, то специально снятые под песни ролики. Здесь все максимально нецензурно, провокационно и откровенно — обнаженные тела, толстые и тощие, разные виды секса, мочеиспускание и прочие милые вещи.
Впрочем, все самые пикантные моменты зацензурены — где-то блюром, а где-то черной плашкой с надписью «censored». Судя по всему, «стерильные» видео сделаны специально для российского сегмента тура — так, на записях с парижского концерта группы видно, например, огромное изображение вагины и сцены орального секса. Но отечественному зрителю этого не показали.
Цензуре подвергся и номер к песне Platz Eins. Ее Линдеманн и Тегтгрен исполняют внутри огромного прозрачного шара, который медленно движется через фан-зону. На видео с зарубежных концертов в шаре, помимо самих музыкантов, находились еще и две полуголые девушки. На петербургском шоу кавалеры были без дам. Непонятно, связано ли это с недавним скандалом и травлей, но едва ли — например, девушек в шаре не показали и в Париже.
На основе всего увиденного о группе Lindemann складывается впечатление: коллектив заслуженных профессионалов своего дела явно хочет на стадионы — сейчас и Линдеманну, и Тегтгрену тесно даже на «Сибур Арене». Перформансов, тортов, сломанных микрофонных стоек может быть больше, и если группа не станет сбавлять обороты, то вполне возможно, что лет через пять Линдеманн опять будет штурмовать «Газпром Арену». Но на этот раз сольно.
Все, что нужно группе — это немного времени. Они запишут еще песен, снимут клипов и устроят общественности еще несколько сеансов культурной шоковой терапии. Кажется, что Линдеманн, несмотря на прижизненный статус рок-божества, не потерял интереса к делу и сейчас проживает вторую творческую жизнь, заново проходя путь от клубов к многотысячным аренам.

Фото: Павел Каравашкин / "Фонтанка.ру".
Музыкант отлично чувствует общественные настроения и умеет на них играть, регулярно теребя нервы общественности — так всегда было в Rammstein. Чем-то подобным занимался Сергей Шнуров, но если «ленинградец» прошел путь от «певца маргиналов» до «певца депутатов», то немецкий рокер умудряется быть выше мирской суеты, не причисляя себя ни к одной из сторон.
Концерт заканчивается, но толпа истошно кричит, вызывая музыкантов на бис. Фанаты следуют инструкции на экране: «Если хотите еще, то кричите. Кричите громче. Встаньте и кричите» — написано на русском языке метровыми буквами. Рокеры выходят и играют еще три песни. Когда затихают последние аккорды, Линдеманн безо всякого акцента произносит: «Петербург, большое спасибо! Спасибо!». Это не тот голос, которым еще чуть ранее он пел Knebel и Steh auf. Линдеманн благодарит искренне и спокойно, словно не он привез шоу людям, а люди — ему.
Алексей Нимандов, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Оргия в квест-комнате — новый клип группы Lindemann снимался в Петербурге

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35