Tinder и свидания. Продавщицы несуществующих театральных билетов отрабатывают на петербуржцах новую схему
Петербургский театр «Приют комедианта» стал первой «экспериментальной площадкой» для продавцов несуществующих театральных билетов. С начала 2020 года группа интернет-пользовательниц, предлагающих провести первую встречу не где-нибудь, а именно в этом театре, обманула десятки человек. Действовали нестандартно — через Tinder и другие приложения для знакомств.
Первые тревожные сообщения от петербуржцев «Приют комедианта» получил в начале января, сообщили «Фонтанке» в театре. Пользователь по имени Михаил передал в распоряжение театра свою переписку с незнакомкой: общение с Викторией началось в Tinder, но по её инициативе почти сразу перешло в WhatsApp. Собеседница была не против поскорее пообщаться офлайн и предложила сходить в театр. Как оказалось, билет на себя у неё уже есть, но она будет рада компании: рядом с девятым местом в девятом ряду, по счастью, как раз свободно. Сайт с билетами на «Двое на качелях» Вика кинула в чат и объяснила, что затягивать с покупкой не стоит: постановка весьма популярна. Ну а если сходить в результате не выйдет, то входной можно с лёгкостью сдать.
Сообщение от Михаила стало одним из первых свидетельств того, что у театра возникли проблемы с веб-копиями, а продавцы несуществующих билетов отрабатывают новую схему. Теперь зритель не просто платит за билеты с наценкой, а не получает их вовсе.
В ответ на ссылку teatr-satira.ru, которую отправила петербуржцу Виктория, браузер перенаправляет пользователя на портал с доменным именем «afisha-teatres.ru». Двойником настоящей страницы «Приюта комедианта» его можно назвать лишь с натяжкой: создатели повторили фирменную иконку театрального коллектива в виде домика в левом верхнем углу, скопировали фотографии и названия представлений. Впрочем, ни явные несовпадения в дизайне, ни то, что при покупке билетов можно выбрать любой город и время «гастролей», ни даже название «Театр Афиша» вместо настоящего — «Приют комедианта», как оказалось, многих не настораживают. «За последние полтора месяца нам больше десятка человек звонили и говорили, что вот, мы оплатили на вашем сайте, но электронные билеты не пришли. Мы объединили случаи, когда сначала нам написал Михаил, который, видимо, знал наш сайт и понял, что его обманывают, а потом другие парни упомянули, что ссылку им "знакомая скинула". После этого звонки в театр стали поступать постоянно. Один парень спросил: "А нет ли случайно гастролей спектакля "Преступление и наказание" в Ростове завтра?". Ссылкой с ним поделилась подруга из Tinder. Так что мы предполагаем, что работают в разных точках. Вика, очевидно, и по фотографиям, не одна», — описала ситуацию пресс-секретарь «Приюта комедианта» Анна Горбунова.
Фото: сайт театра "Афиша", скриншот
Согласно открытым данным, сайт с доменом «afisha-teatres.ru» создан анонимом в конце января 2020 года сроком на 12 месяцев. Его обновили 18 февраля — ровно в тот день, когда корреспондент «Фонтанки» уже не смог найти на портале спектакль «Двое на качелях». Приобрести билеты на странице предлагалось только на «Преступление и наказание», «Моего бедного Марата», «Вия», «Лира» и «Старомодную комедию». Вероятно, создатели рассчитывают на тех, кто редко покупает билеты онлайн. В отличие от зеркал Мариинского или Александринского театров, которые от оригиналов отличить нелегко, создатели afisha-teatres.ru и не пытались копировать наполнение. При переходе к оформлению билетов перед зрителем не возникает традиционной схемы зала с местами и ценами. Вместо этого — поле, где можно выбрать любой из 19 российских городов, от Петербурга до Уфы, и несколько вариантов «даты показа». При этом даже при выборе пункта «Санкт-Петербург» ни одно из указанных чисел не совпадает с настоящим временем начала спектаклей на Садовой улице, 27, где находится настоящая сцена.
Если у покупателя не возникнет вопросов о том, как «гастроли» могут проходить одновременно по всей стране — а время и дата представлений не зависят от перемены города — и он введёт данные банковской карты, деньги уйдут в никуда. Как сообщают те, кто обратился в «Приют комедианта», знакомая из Tinder объяснить эту неприятность не сможет и на сообщения отвечать перестанет. Связаться с Викторией, которая в начале января предлагала петербуржцу провести вечер за просмотром «Двое на качелях», «Фонтанке» не удалось. Телефон оказался выключен, ни в одном из мессенджеров её номер не зарегистрирован.
К середине февраля сотрудники «Приюта комедианта» обнаружили, что неизвестные заманивают потенциальных покупателей билетов не только на портал с доменом «afisha-teatres.ru», но и на более «проработанные» зеркала. По словам Анны Горбуновой, зрители жаловались на сервисы с доменами «dramatheatre.ru» и «tobaleta.ru». Если первый адрес 18 февраля оказался недоступен, то при переходе на второй «Фонтанка» обнаружила точную копию настоящего сайта театра.
Фото: сайтtobaleta.ru, скриншот
Как оказалось, «подделка» обновляется в режиме реального времени. После того, как 17 февраля работники «Приюта комедианта» разместили в разделе «новости» сообщение о сайтах-клонах, составили их список и попросили зрителей быть внимательнее, копия сообщения оказалась и на двойнике. При этом себя из перечня неизвестные убирать не стали. Домен «tobaleta.ru» они оформили в декабре 2019 года, оплатили также на год. Связаться с ними ни представителям петербургской сцены, ни корреспонденту «Фонтанки» не удалось.
«Мы понимаем, что далеко не все к нам обращаются: сложно признаться, что тебя развели в приложении для знакомств. И если мы предположим, что парню из Иркутска отправляют сайт, а там написано даже не "Приют комедианта", а "Театр им. Белякова" — а у нас был такой случай — а он не театральный человек, он может и не понять. Тут важна информированность: на подставных сайтах полный бардак с контактами. Их либо нет, либо указано много городов. Не знаем, почему выбрали именно нас, но раз через Tinder, это, вероятно, какой-то большой поклонник. Мы польщены, но ситуация неприятная», — сообщают в пресс-службе театра.
Сейчас работники «Приюта комедианта» собирают свидетельства, чтобы в ближайшее время обратиться с жалобой в «Роскомнадзор» и потребовать блокировки зеркал.
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны