Революция стриминга и «Паразитов». «Оскар»-2020 смог удивить, несмотря ни на что

10 февраля 2020, 09:45
Версия для печати Версия для печати

В Лос-Анджелесе вручили «Оскаров». Даже из самого скучного и классицистического расклада Американская киноакадемия смогла собрать вполне революционную церемонию.

Что называется, ничего не предвещало: нынешний «Оскар», за вычетом засилья корейских «Паразитов» в номинациях — один из самых скучных по части участников. Как будто задача была порадовать немолодых домохозяек с претензией: исключительно респектабельные и признанные мэтры с новыми работами. Мартин Скорсезе с «Ирландцем», Тарантино с «Однажды… в Голливуде», Ноа Баумбах с «Брачной историей». Даже тот факт, что три фаворита — «Ирландец», «История» и «Два папы» с Хопкинсом и Джонатаном Прайсом в главных ролях — вышли не в кинотеатрах, а на платформе Netflix, сути не менял. Да, явился новый могучий конкурент прокату, стриминг завоевал очень сильные позиции — но контент там ровно тот же, что двадцать лет назад. Добротные драмы, крепкие актерские работы, отчеты мэтров.

кадр из фильма
кадр из фильма "Однажды в... Голливуде"

Фото: wdsspr.ru

Такой основательный и спокойный состав номинантов сильно сказался на церемонии: она больше напоминала вечеринку геронтократов. Музыкальной звездой стал Элтон Джон, он же получил приз за лучшую песню для собственного байопика «Рокетмен» (просто дорогой Леонид Ильич: не хватало еще, чтобы он статуэтку сам себе вручил). Даже юная хулиганка Билли Айлиш выступила в жанре «тост на юбилее дедушки»: спела Yesterday под ритуальный видеоряд с портретами умерших между прошлой и нынешней церемонией кинодеятелей (в диапазоне от Кирка Дугласа и баскетболиста Коби Брайанта до безвестных широкой аудитории монтажеров).

Академики подложили свинью основной массе номинантов: оставили им роли вежливых статистов и давно заслуженные статуэтки. Брэд Питт, наконец, обзавелся «Оскаром» за действительно лучшую свою роль в «Однажды в Голливуде», представительница актерской династии Лора Дерн поблагодарила папу — актера Брюса Дерна. Ожидаемо получивший приз за лучшую мужскую роль «Джокер» Хоакин Феникс решил выступить в жанре Греты Тунберг и прочел проповедь об осознанном потреблении. Еще более ожидаемо лучшей актрисой стала Рене Зелльвегер — она, наконец, порвала с шлейфом «Бриджит Джонс» и сыграла большую драматическую роль в байопике о Джуди Гарленд. Разве что буйная шевелюра Тайки Вайтити, автора наглого «Кролика Джоджо» (в котором сам же сыграл Гитлера), эту команду молодости нашей разбавила, когда режиссер вышел получать совсем уж притянутый за уши приз за лучший адаптированный сценарий.

Тайка Ватити прячет свой «Оскар» в зале кинотеатра Dolby

На этом респектабельном до зевоты фоне Пон Джун Хо, поднимавшийся на сцену раз в десять минут, выглядел панком. Вместо обязательного white tie — черная рубаха. Вместо благодарностей — ехидное напоминание, что впервые клуб белых людей обратил внимание на такую маленькую и невзрачную корейскую кинематографию, всего-то большой азиатский конкурент Голливуда. Вместо слез — клятвенные обещания как следует нажраться («нажрусь» — «ох, напьюсь» — «буду пить всю ночь»).

Киноакадемию многие винили в том, что нынешний «Оскар» просто никуда не годится. Мало того, что номинантов собрали из самых очевидных претендентов. Так еще одна-единственная женщина-режиссер — Грета Гервиг. Одна цветная актриса — Синтия Эриво. Обе — без каких-либо шансов на победу. Результат подтверждает: не стоит винить Академию, она собирает номинантов из того, что имеет под рукой. Ну, такой сезон выдался, активности классиков, а новички как-то не отличились (действительно, а кого номинировать еще?).

Но даже тут удалось выкрутиться и не скатиться хотя бы по результатам в «праздник для простого зрителя». Пусть для этого пришлось одолжить триумфатора сразу за двумя океанами: прежде «Оскаров» корейские «Паразиты» получили «Пальму» в Каннах. Ничего, через год, похоже, будет веселее.

«Оскар»-2020 стал по-настоящему революционным. Во-первых, все основные награды достались одному фильму, «Паразитам» По Джуна Хо — редкий случай (последний раз такое было с «Бердменом» Алехандро Гонсалеса Иньярриту). Во-вторых, одна картина получила призы во взаимоисключающих по природе своей номинациях «Лучший фильм» и «Лучший иностранный фильм». Наконец, впервые в истории «Оскарами» осыпали корейскую ленту — для одной из самых развитых национальных кинематографий это пусть и запоздалое, но все же заслуженное признание.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Коротко. Весь список победителей «Оскара»

«Оскар-2020»: все о церемонии и возможных победителях

Рецензии «Фонтанки» на основные фильмы-претенденты на «Оскар»:

«Однажды... в Голливуде»: Иллюзия и свобода от Квентина Тарантино

«Джокер» с Хоакином Фениксом: Грете Тунберг такое и не снилось

Оттуда не возвращаются. «1917» Сэма Мендеса как самый антивоенный фильм о войне

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>