Фото: предоставлено Музеем современного искусства "Эрарта"

От Рафаэля до «Пепла истории»: Самые многообещающие выставки в Петербурге — 2020

05 января 2020, 12:11
Версия для печати Версия для печати

Шок-арт, объемные фотографии начала XX века, Рафаэль, нестандартный Шишкин, NEMOSKVA и персональная выставка группы Recycle. Обозреватели «Фонтанки» рассказывают, что смотреть в музеях и галереях Петербурга в 2020 году. Бонусом — информация о самых ожидаемых выставках в Москве и мире.

«Лаборатория будущего: Кинетическое искусство в России»

ЦВЗ «Манеж», 12 февраля – 29 марта

Выставку кинетического искусства Манеж готовит в сотрудничестве с Третьяковской галереей и Русским музеем. Направление покажут в развитии — с 1960-х-1970-х до наших дней. Публике продемонстрируют мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видео-проекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Авторы — от Родченко и Татлина до группы «Куда бегут собаки».

Н.Прокуратова. Линеарное пространство. 1969/ЦВЗ Манеж
Н.Прокуратова. Линеарное пространство. 1969/ЦВЗ Манеж

«Рассел Джеймс. Десять лет за кулисами Victoria's Secret Fashion…»

Эрарта, 28 февраля – 28 июня

В Эрарте представят серию из шестидесяти работ австралийского фотографа Рассела Джеймса, который больше десяти лет снимал закулисье Victoria's Secret Fashion Show. По иронии, в 2019 году шоу отменили — после двадцати четырёх лет в эфире. Бренд не сумел вовремя вписаться в тренды: оказался не готов приглашать к участию в показах трансгендерных моделей, кроме того, считается недружественным бодипозитиву. О том, как «ангелы» Victoria's Secret тренируются и «сушатся» перед показами, ходят легенды. Мир невозможно красивых женщин и причудливого белья ждёт переформатирования, и выставка в Эрарте в этом свете станет своеобразной капсулой времени.

предоставлено музеем современного искусства Эрарта
предоставлено музеем современного искусства Эрарта

Если вы ностальгируете по безудержному гламуру и недостижимым идеалам в глянце и на подиумах, вам сюда. Впрочем, это не отстраненный и холодный гламур, а очень красивые картинки, втягивающие в яркий мир шоу. «На самом деле это история личных взаимоотношений, наставничества и доверия, на построение которого ушло много лет и которым я очень дорожу, — говорил сам фотограф. — Хотя увиденное мной не передать словами, я надеюсь, что мои фотографии позволят вам составить представление об удивительных людях и почти семейных отношениях, благодаря которым и существует это завораживающее шоу». Музей обещает неординарные экспозиционные решения, которые уже оговорены с Джеймсом — правда, о чем именно речь, пока секрет.

«Ранняя стереофотография как способ фиксации культуры»

Кунсткамера, с марта

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в марте откроет в галерее второго этажа (над Круглым залом, в башне) выставку стереофотонегативов и стереофотопозитивов. Они сделаны в ходе Турфанской экспедиции 1909 года, первой из двух больших русских Туркестанских экспедиций, которые прошли под руководством Сергея Ольденбурга — востоковеда, академика РАН, председателя этнографического отделения Императорского Русского географического общества и, в дальнейшем, директора Азиатского музея.

Многие из материалов, собранных тогда, так и не были опубликованы. При этом, по словам ученых, они представляют не только этнографический интерес, но и художественный. Ну и, конечно, как факт использования «виртуальной реальности» тех времён, попытки передать объемное изображение. Снимки сделаны Самуилом Дудиным, этнографом и художником, учившимся, в том числе у Ильи Репина в Академии художеств.

«Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное (1895 – 2019)»

Русский музей, весна 2020

Исполинский проект: ГРМ решил оформить лучшие вещи, подаренные музею с момента его основания и до конца XX века. Событие приурочено к 125-летию музея, разместится одновременно во его всех дворцах (Михайловском замке, Мраморном дворце, Корпусе Бенуа Михайловском дворца и Строгановском дворце) и впишется в ряд выставок в память о меценатах и коллекционерах, которые в последнее время стали трендом. С той разницей, что если коллекции Сергея Щукина и братьев Морозовых оказались поделены между Москвой и Петербургом, то ГРМ, напротив, выступает как «место встречи». Здесь напоминают, что экспонаты музею дарили императоры Александр III и Николай II, великие князья, меценаты (М. К. Тенишева, Д. Н. Толстой, В. Н. Аргутинский-Долгоруков), художники (И. Е. Репин, В. А. Серов, И. И. Шишкин и другие).

Илья Репин. Бурлаки на Волге
Илья Репин. Бурлаки на Волге

Всего на выставке представят около тысячи произведений живописи, триста рисунков и акварелей, восемьдесят скульптур, сто произведений декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозицию составят по хронологическому принципу, от иконописи к XX веку. «Дары», находящиеся на постоянной экспозиции, будут отмечены специальными знаками, связывающими их с временной выставкой. Зрители должны быть готовы к открытиям: например, «Бурлаков на Волге» Ильи Репина, которых многие считывают как полотно с протестным послом, купил великий князь Владимир Александрович.

«Александр Бенуа (1870 – 1960) К 150-летию со дня рождения художника»

Русский музей, корпус Бенуа, март – июнь 2020

Александр Бенуа — любимец и своего рода «ангел-хранитель» петербургских искусствоведов. Художник-график и театральный мастер, иллюстратор, критик, мирискусник во многом шёл против тенденций русского реализма, представителей которого чаще всего величают «великими русскими художниками». Бенуа с соратниками демонстративно игнорировал социальную повестку и гражданский пафос, делая ставку на интернациональный контекст. В тяжёлое и сумбурное начало двадцатых годов работал над серией, изображающей версальские сценки.

На выставке будет живопись и графика, исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы, знаменитая серия «Последние прогулки Людовика XIV». В общем, это петербургский призрак толком не случившегося пути русского искусства, призрак эффектный и галантный, встреча с ним обещает быть приятной.

«Космос и Хронос. Марк Куинн»

Эрмитаж, залы искусства античного мира, 25 апреля – 26 июля

Монографическая выставка одного из самых известных современных британских художников, некоторые из чьих работ относятся к категории «шок-арт», станет громким событием мирового уровня. В 2019 году Куинн выставил на ступенях нью-йоркской публичной библиотеки кубы с кровью беженцев и знаменитостей, чтобы показать, что все люди равны. А до этого создал золотое скульптурное изображение Кейт Мосс, ставшее, по некоторым утверждениям, самой большой золотой статуей со времен Древнего Египта.

золотая статуя Кейт Мосс в Британском музее

Художник выставлялся в крупнейших музеях и публичных пространствах — на Трафальгарской площади (там побывала одна из работ, которые приедут в Петербург), в Тейт; его произведения есть в собрании Метрополитен и МоМА. Специально для Петербурга Куинн создаст новые произведения в диалоге с античной коллекцией Эрмитажа. Кроме тех работ, что выставят внутри музея, мини-экспозиция пройдет и во дворе.

«Освобождение Европы»

Росфото, 7 мая – 21 июня

Выставочный проект расскажет об освобождении европейских стран в ходе наступательных операций Советской армии в 1944 – 1945 годах. Помимо собственных снимков Росфото, можно будет увидеть материалы Военно-медицинского музея, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и Российского государственного архива кинофотодокументов.

«Чжан Хуань. В пепле истории»

Эрмитаж, 16 мая – 6 сентября

Еще одна большая персональная выставка художника-звезды, известного во всем мире. Начавший путь к славе с эпатажа (вроде прогулок по Венецианской биеннале в костюме из мяса), сегодня он известен другим. Чжан Хуань использует для своих масштабных произведений пепел, собранный в буддистских храмах.

Часть работ мастер создаст для Эрмитажа и в диалоге с русской живописью. Как и в случае Марка Куинна, выставка выйдет за пределы здания музея — скульптура будет представлена во дворе.

NEMOSKVA (название – предварительное)

ЦВЗ «Манеж», лето

Комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова привезет в Манеж выставку искусства из регионов. Для Петербурга это шанс увидеть, чем живет страна.

предоставлено ЦВЗ
предоставлено ЦВЗ "Манеж"

Персональная выставка арт-группы Recycle

ЦВЗ «Манеж», лето

Арт-группа Recycle, представлявшая Россию на Венецианской биеннале, будут размышлять в Манеже о взаимодействии человека и машины. В их произведения интегрированы технологии дополненной реальности и возможности искусственного интеллекта.

предоставлено ЦВЗ
предоставлено ЦВЗ "Манеж"

«Линии Рафаэля»

Эрмитаж, 8 декабря – 28 марта

Весной мир будет отмечать 500-летие с даты смерти Рафаэля, и крупнейшие музеи обыграют это на своих выставках. Как уже писала «Фонтанка», в Петербург из Лувра приедет картина, которую знают все по школьным учебникам и календарям, — «Прекрасная садовница» («Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»). Кроме нее, ждут рисунки Рафаэля — из британской Королевской коллекции, Британского музея и лондонской Национальной галереи.

Сесил Битон и культ звезд

Главный штаб Эрмитажа, 10 декабря – 14 марта

Сесил Битон — селибрити-фотограф и мастер модной фотографии, много сотрудничавший с журналом Vogue, а также театральный художник, оформлявший оперы для Нью-Йоркской Метрополитен-оперы и лондонского Ковент-гарден. Экспозиция, которую готовит Эрмитаж на основе оригинальных отпечатков снимков (их привезут из Лондона), станет первой персональной выставкой фотографа в России.

Филип Трейси

Эрарта, 4 сентября 2020 – 10 января 2021

Вторая масштабная выставка рыцаря ордена Британской империи, именитого модельера Филипа Трейси станет своеобразным подарком к десятилетию Эрарты. В 2015 году Трейси пришёлся по душе петербуржцам, сам мастер, сообщают в музее, проникся Петербургом. Итогом взаимной симпатии стало возвращение Трейси на Васильевский остров.

предоставлено музеем современного искусства Эрарта
предоставлено музеем современного искусства Эрарта

На этот раз обещают хиты выставки «Шляпы в XXI веке», а также работы, ранее не бывавшие в России, модные новинки. Трейси — дизайнер головных уборов, которые носят члены британской королевской семьи и селебрити вроде Леди Гаги, Сары-Джессики Паркер, Мадонны и других. Традиционно художника вдохновляют неожиданные вещи: лобстер, телефон, кисть руки, пепельница. Его шляпы — образец тотального успеха, творческого и коммерческого. Позиционируя себя как артист (выставки шляп Трейси регулярно проходят в престижных галереях), Филип Трейси остаётся востребованным модельером, работает с Armani, Ralph Lauren и Givenchy. «Я люблю, когда шляпы заставляют сердце биться чаще и чувствовать себя на миллион долларов», — говорит дизайнер о своей работе. В общем, вы знаете, где поднять себе самооценку и оценить эстетической потенциал лобстеров.

«Иван Шишкин. Живопись, рисунки, гравюра из фондов Русского музея»

Русский музей, корпус Бенуа, сентябрь – октябрь 2020

Русский музей продолжает делать монографические блокбастеры с нестандартный трактовкой. Выставку Ивана Шишкина, «дюссельдорфца» русского пейзажа, составят около пятидесяти картин, а также семьдесят рисунков и семьдесят офортов. Музей покажет Шишкина скорее как мастера-рисовальщика. В ГРМ отмечают, что многие из вещей, которые будут на выставке, очень редко демонстрировали перед широкой публикой. Офорты и рисунки, сделанные графитовым карандашом, действительно требуют особых условий экспонирования и не могут выставляться подолгу, так что возможность увидеть редкого Шишкина стоит использовать.

Что ждать в стране и мире?

Персональная выставка Билла Виолы в Пушкинском музее

С видеоартом Билла Виолы петербуржцы могли познакомиться в конце 2019 года, когда художник стал участником фестиваля современного искусства в БДТ. Более подробно узнать о творчестве американца можно будет на его первой российской персональной выставке. Она откроется 14 июля в Пушкинском музее. Планируется, что работы Виолы вступят в диалог с шедеврами из музея Каподимонте в Неаполе, которые одновременно будут экспонировать в Пушкинском.

Христо и Жанна-Клод в Париже

Как уже рассказывала «Фонтанка», в 2020 году Триумфальную арку в Париже обернут в полипропилен. Актуальные даты события — с 19 сентября по 4 октября. Художественная акция болгарского художника, после смерти своей жены творящего в одиночку, пройдет «в связке» с выставкой в Музее Помпиду. Экспозицию можно посмотреть несколько раньше, с 18 марта по 15 июня.

Рафаэль в Лондоне

В Национальной галерее выставка Рафаэля пройдет с 3 октября по 24 января. Для этой экспозиции произведения предоставят Лувр, Музеи Ватикана, Галерея Уффици, Прадо и другие крупные мировые музеи.

Коллекция графики семьи Герлен в Пушкинском музее

Семья Герлен известна в мире, прежде всего, благодаря тому, что владеет одним из старейших домов парфюмерии. Но не стоит забывать, и что представители этой династии — коллекционеры и меценаты. Оценить в этом качестве супругов Даниель и Флоранс Герлен можно будет с 27 октября в Пушкинском музее. Здесь покажут 200 графических работ из собрания парфюмеров, которые они подарили Центру Помпиду. Среди авторов рисунков, представленных на выставке, — Марк Дион, Кики Смит, Джузеппе Пеноне, Бенуа Фужероль, Сильвиа Башли, Павел Пепперштейн и другие.

Современное европейское искусство в Третьяковской галерее

Больше 200 работ европейских художников, в том числе Ансельма Кифера, Ильи Кабакова, Герхарда Рихтера, покажут в ноябре в западном крыле Новой Третьяковки. Название проекта — «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж», а после Москвы его будут экспонировать в Германии и Франции.

Открытие Большого Египетского музея в Гизе

Открытие крупнейшего археологического музея переносилось уже не однажды, но в этот раз, кажется, уже все располагает к тому, чтобы событие состоялось: основные экспонаты уже перевезли, несмотря на их колоссальную тяжесть и гигантские размеры. Их порядка 50 тысяч, в том числе — коллекция древностей Тутанхамона, ранее выставлявшаяся Каирском музее из-за нехватки места в неполном составе.

Алина Циопа, Анастасия Семенович, Елена Кузнецова, специально для «Фонтанка.ру»

Улицы невидимых рисунков. Как петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

Споры о легализации уличного искусства в Петербурге ведутся не первый год: они обостряются в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображения всем известных личностей, как это произошло с Иосифом Бродским, и ослабевают в периоды без скандалов. Параллельно с «уличными войнами», в конце июля было объявлено о том, что при поддержке Смольного и ЗакСа в городе организуют школу граффити. И рисовать там будут «патриотичные» работы. Корреспондент «Фонтанки» узнал, где спрятаны сотни артов художников, которые не собираются рисовать по указке, и оказался в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

Статьи

>