Рафаэль из Лувра, шпалера из Ватикана и «перемещенный» «железный век»: что покажут в Эрмитаже в 2020-м

02 декабря 2019, 20:42
Версия для печати Версия для печати

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в ходе ежегодного общения с интернет-пользователями рассказал, каких выставок ждать петербуржцам в 2020 году. В частности, в конце 2020 года заявлена выставка, посвященная Рафаэлю. Одним из ее главных шедевров станет картина «Прекрасная садовница» (Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем), которую называют одной из жемчужин собрания Лувра.

Как рассказала «Фонтанке» младший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Зоя Купцова, эта картина сейчас находится на плановой реставрации и должна была «выйти в свет» в 2021 году, но Эрмитаж сумел добиться, чтобы в Россию она приехала прежде. Кроме того, на рафаэлевской выставке, которая откроется в следующие Дни Эрмитажа, то есть через год, ждут рисунки Рафаэля — переговоры по этому поводу ведутся с британской Королевской коллекцией, Британским музеем и лондонской Национальной галереей.

Трудности с «добычей» произведений искусства связаны с крупной датой, которую отмечает весь мир. В апреле исполняется 500 лет со дня смерти художника, и крупные экспозиции в память о нём готовят в родном городе художника Урбино, в Риме (там, в Скудерие дель Квиринале пройдет «главная» выставка, организованная совместно с галереей Уффици), в Национальной галерее в Лондоне и в других крупных сокровищницах. В условиях такой конкуренции за шедевры Эрмитажу пришлось придумывать собственный «ход».

«Выставка будет «умная» — эрмитажная, — намекнул Пиотровский. — Там будут и шедевры, но мы не собираемся их «набирать» много. Мы расскажем о наследии Рафаэля, и зрителям предложат вспомнить, что интересного из рафаэлевского есть в Эрмитаже, кроме, понятно, «Мадонны Конестабиле» и «Мадонны с безбородым Иосифом».

Михаил Пиотровский также анонсировал приезд нескольких вещей из Музеев Ватикана, в том числе — ренессансной шпалеры, изображающей «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. По всей видимости, речь идет о шелковом, с серебряными и золотыми нитями, гобелене неустановленного авторства, выполненном в XVI веке по заказу принцессы Луизы Савойской и французского короля Франциска I. Недавно он прошел реставрацию, завершение которой стало мировым культурным событием.

Кроме того, будут в Эрмитаже выставки, посвященные археологии. Одна из них расскажет о Михаиле Ростовцеве (1870-1952), археологе, копавшем в Северном Причерноморье и на Ближнем Востоке. Другая — о железном веке в России.

«У нас будет огромная выставка «Железный век», совместная с нашими германскими коллегами, — рассказал Пиотровский. — Один из тех проектов, которые имеют дипломатический и научный характер. Это выставка о железном веке на территории России включит коллекции российские, берлинские и те собрания, что были перемещены после войны в Германию и имеют статус спорных. Мы регулярно вместе с германскими коллегами выставляем эти вещи и демонстрируем, что культура над политикой, и вопросы собственности — вопросами собственности, но памятники надо показывать, изучать и рассказывать о них».

Наконец, Эрмитаж проведет выставки о моде и фотографии, а также об искусстве аутсайдеров. А весной, после Юридического форума, в Главном штабе откроется расширенная выставка по мотивам российского павильона на прошедшей Венецианской биеннале.

Напомним, на той же встрече Михаил Пиотровский рассказал, как Эрмитаж будет участвовать в Чемпионате Европы по футболу, который будет принимать Петербург. Ежегодная встреча с интернет-пользователями проходит в рамках Дней Эрмитажа — они продолжаются в городе до конца этой недели, и петербуржцев ждет видеотрансляция фильма бельгийского художника Яна Фабра на Дворцовой и открытие ряда выставок.

«Фонтанка.ру»

Читайте также:

«Последний шанс». Как Эрмитаж разрешил потрогать Боттичелли, а Пиотровский обнаружил забытый шедевр

«Хармс ненавидел детей». KGallery в пяти залах юбилейной выставки рассказала о судьбе легендарного абсурдиста

Выставка-посвящение Даниилу Хармсу «Почему, почему я лучше всех?» получилась погружением в контекст, даже приглашением в тусовку. За архитектуру (или, скорее, сценографию) проекта отвечает театральный художник Эмиль Капелюш, поэтому у выставки чёткая и эффектная драматургия.

Статьи

>