‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

Ђѕоследний шансї.  ак Ёрмитаж разрешил потрогать Ѕоттичелли, а ѕиотровский обнаружил забытый шедевр

19 но€бр€ 2019, 12:04
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ Ёрмитаже, отправив шедевры Ћеонардо в загранкомандировку, нашли италь€нцу замену — другим великим италь€нцем: из галереи ”ффици приехала «ћадонна делла Ћоджиа» —андро Ѕоттичелли. Ќо это еще не все: в поисках оригинальной подачи ћихаил ѕиотровский нашел в реставрационной мастерской греческую икону, которую музей никогда не выставл€л. » «отъезд» ƒа ¬инчи оказалс€ единственным шансом ее показать.

ќткрывать выставку шедевра из своей коллекции приехал лично директор галереи ”ффици јйке Ўмидт, персона широко обсуждаема€. ¬ первые дни окт€бр€ европейские —ћ» сотр€с скандал с его участием: первый не-италь€нец во главе величайшей мировой галереи, немецкий искусствовед, в 2015-м ставший одним из 20 «супердиректоров» ключевых италь€нских музеев, отказал аж венскому ћузею истории искусств. ѕричем всего за мес€ц до выхода на новую работу в должности директора. ѕричиной стало продление контракта с ”ффици.

¬ ѕетербурге јйке Ўмидт тоже смотрелс€ убедительным италь€нцем: в Ёрмитаже говорил на €зыке ѕетрарки, извин€лс€, что «все еще» не знает русский, а в организованной в зале Ћеонардо да ¬инчи встрече двух ћадонн увидел особый знак.

«Ќам кажетс€, что это сочетание неверо€тно символично, потому что подчеркивает нежность, дружбу, взаимопонимание, которое, как мы надеемс€, всегда будет присутствовать между »талией и –оссией», — сказал Ўмидт на открытии выставки. Ќо больше удивила друга€ его реплика — что владивостокское начало гастролей Ѕоттичелли (в ѕриморской картинной галерее картина пробыла с 8 сент€бр€ по 6 но€бр€) — объединение культурных традиций в русле представлений о «едином европейском континенте».

«ћадонна делла Ћоджиа» в ѕетербурге пробудет здесь до 16 феврал€ — столько идет выставка. ƒл€ самого шедевра это лишь одна из поездок (он покидает стены музе€ раз в п€ть лет), но всего треть€ в качестве подтвержденного произведени€ кисти мастера. ќкончательна€ атрибуци€ этой картины сделана лишь в 2004 году в ходе реставрации.



‘ото: јлина ÷иопа/"‘онтанка.ру"

«–анние вещи чаще всего неподписные, они не проход€т ни по какой документации, архивных данных нет.  ак и описани€ ƒжорджо ¬азари: когда описываетс€ «–ождение ¬енеры» или «¬есна», мы можем опознать вещь, а когда ћадонна с младенцем — не всегда, — рассказывает одна из кураторов выставки «о€  упцова, младший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства. — ѕро эту вещь говорить сложно, она одна из самых ранних. ¬ раннем Ѕоттичелли еще видны черты его наставников ‘илиппо Ћиппи, јндреа ¬ероккьо.  роме того, вещь очень долго была под поздними запис€ми, в нее вторгались — сначала просто художники, потом реставраторы. Ќо в 2004 году картину отреставрировали, а заодно изучили, сделали все технические и искусствоведческие исследовани€. » у всех специалистов раннего –енессанса сложилось мнение, что это все-таки не ‘илиппо Ћиппи, не коллеги Ѕоттичелли, не его мастерска€, а он сам».

’от€ данных о том, кому принадлежала картина, не сохранилось, кое-какие вещи об ее происхождении известны.

«Ёто личный молельный образ, он предназначалс€ дл€ небольшой капеллы, семейной, скорее всего, — рассказывает «о€  упцова. — Ќаходилась картина в так называемом обрамлении — табернакле, очень т€желой массивной раме. –ама не приехала, потому что она очень больша€, и технически это было бы сложно».

  слову, «ћадонну делла Ћоджиа» выставл€ют в «леонардовской» витрине — италь€нские коллеги нашли возможным вынуть произведение из бокса, в котором оно было привезено. ѕрофессиональной эрмитажной витрины достаточно, чтобы быть уверенными в сохранности шедевра.

ƒруга€ эрмитажна€ витрина тоже сослужила службу уникальному экспонату — греческой иконе XV века «Ѕогоматерь с ћладенцем Ёлеуса (”миление)». ќна относ€тс€ не только к одному времени, но и к одному иконографическому типу с «ћадонной делла Ћоджиа». “о есть посетители могут увидеть два параллельно существовавших направлени€ в живописи — maniera latina и maniera greca.

«ќна никогда не находилась в экспозиции, никогда не была ни на одной выставке, — рассказывает о греческой «соседке» Ѕоттичелли ёрий ѕ€тницкий, старший научный сотрудник сектора ¬изантии и Ѕлижнего ¬остока. — ƒело в том, что икона — в сложном состо€нии: расколота доска, больша€ трещина не позвол€ет ее выставл€ть. ѕоэтому произведение и оказалось в реставрационной мастерской, где на него обратил внимание ћихаил Ѕорисович ѕиотровский. ћы предлагали разные варианты работ, которые могли бы экспонироватьс€ р€дом с ћадонной Ѕоттичелли — были варианты и русской иконы ”милени€ строгановской школы, и адриатические иконы, и критской школы, — но ћихаил Ѕорисович как-то сразу зацепил взгл€дом этот пам€тник. » оказалось, что это такое мистическое стечение обсто€тельств, удачное дл€ всех: если бы не климатическа€ витрина ћадонны Ћитты, мы бы не могли эту расколотую вещь демонстрировать. ѕосле того, как выставка закончитс€, икона вернетс€ в мастерскую, и возможно, на несколько лет окажетс€ в очень сложном процессе реставрации. “ак что сейчас, действительно, дл€ всех удачный и пока что последний случай ею полюбоватьс€».

ѕо словам ёри€ ѕ€тницкого, дл€ своего времени у этой иконы сохранность еще хороша€: прекрасно дошло «личное письмо» — руки, ноги, лики, — а также одежды, в том числе особого красного оттенка, достигнутого при помощи венецианской краски — краплака, что заставл€ет говорить о легком вли€нии западной живописи на византийскую традицию. ¬ то же врем€ иконографи€ произведени€ близка к первообразам ”милений XII века — в том числе ¬ладимирской богоматери, хран€щейс€ в “реть€ковской галерее. Ќо отдельные элементы выдают более позднее врем€ создани€ — например, нимб, украшенный растительным орнаментом, исполненным точками.

Ќа эрмитажной выставке есть еще один «герой» — тактильна€ копи€ картины Ѕоттичелли, изготовленна€ в »спании. ѕредмет установлен у стены и снабжен черными очками, чтобы попробовать шедевр на ощупь было интересно не только незр€чим.

« аждый человек, приход€щий в музей, мечтает все потрогать, а почему-то разрешают только незр€чим», — прокомментировал по€вление тактильной копиидиректор Ёрмитажа, добавив, что в музе€х мира сейчас в экспозицию став€т специальные скульптуры дл€ ощупывани€. » нынешний эксперимент покажет, даст ли эта возможность посетител€м испытать новые чувства.

¬ ходе открыти€ выставки трогать картину, пусть даже специально дл€ этого предназначенную ее копию, посетители долго не решались: люди все-таки воспитанные. Ќе откроет ли сн€тием этого психологического барьера €щик ѕандоры ћихаил ѕиотровский — вопрос.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

¬анька мокрый, разминирование и 10 человек в час. „то ждет петербуржцев в музе€х-заповедниках после открыти€

¬орота пригородных парков открылись, но горожане пока туда не хлынули. Ђ‘онтанкаї узнала у директоров музеев-заповедников, как измен€тс€ услови€ доступа и цены.

—татьи

>