‘ото: предоставлено цирком на ‘онтанке

÷ирк в ѕетербурге на Ќовый год: ¬торично, но со вкусом

31 декабр€ 2019, 10:51
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

»нопланетное шоу братьев «апашных, «13 мес€цев» в цирке „инизелли, нашествие пингвинов в јвтово и ««айчество» ”псала-÷ирка. ÷ирковой эксперт «‘онтанки» разобрала новые шоу, которые привезли в ѕетербург на новогодние каникулы.

 ”же два века как в нашем городе по€вилась традици€ отправл€тьс€ в Ќовый год с детьми в цирк. Ќа исходе XIX века смотрели ««олушку», в первой четверти века XXI выбор несоизмеримо больше. ѕравда, в сезоне 2019-2020 на Ќовый год в ѕетербурге можно увидеть лишь «вторсырье» – оригинальными постановками город не блещет, а весь лучший цирк страны собирает зрителей в ћоскве. ќднако это не умал€ет достоинств спектаклей, что идут сегодн€ в северной столице. »з четырех городских площадок, посв€тивших себ€ цирку, выбрать можно подход€щую на любой вкус и цвет. ¬ их особенност€х разбиралась эксперт «‘онтанки».

«13 мес€цев. ¬олшебные фонтаны»

÷ирк „инизелли выбрал дл€ новогодней истории сюжет беспроигрышный и новогодний. —опр€гающуюс€ с маршаковской сказкой постановку «13 мес€цев» московским зрител€м представили два года назад. Ќа рубеже 2020 года в ѕетербурге ее адаптированную версию воплотила автор и режиссер оригинала ƒарь€  остюк. ѕеред ней сто€ла сложна€ задача – придумать новогоднюю сказку с использованием оборудовани€ и артистов, задействованных в предыдущей программе цирка на ‘онтанке. «авершившеес€ в но€бре шоу фонтанов «ѕринц цирка» в режиссуре –услана √анеева не только не блистало художественными находками, но запутывало зрител€ планомерно и основательно. »деи вычитывались только из программки; грандиозна€, ценна€ сама по себе фонтанна€ установка и лишенные привычного простора в манеже артисты отча€нно мешали друг другу.

Ќо оказалось, вопрос лишь, как все это обыграть. ƒарье  остюк при тех же исходных данных удалось создать представление с €сно читающимс€ сюжетом и €ркой визуальной выразительностью. —пешаща€ на праздник к  оролю времени Ќастенька и примкнувший к ней часовщик “ик-“ак не только разгадывают по пути множество загадок, преодолевают опасности, но и наход€т когда-то потер€нный тринадцатый мес€ц. —илам добра противостоит коварна€ ÷ирцема, у которой в запасе собственные чары и множество прислужников. –ежиссер умело вплетает в сюжет выступлени€ велофигуристов, акробатов на дорожке, дрессированных попугаев, масштабный аттракцион со львами ¬ладислава √ончарова и при этом очень дозированно и к месту пользуетс€ возможност€ми фонтанной установки.

 остюк смогла рассмотреть в артистах недюжинные актерские способности. ¬ роли отрицательной героини ÷ирцемы и со своим номером на кор-де-парели, наконец, засверкала ћилена —идоренко, в роли Ќастеньки дебютировала трогательна€ и оба€тельна€ артистка балета јлена Ѕулдакова. Ќашлось адекватное применение и излучающему вечный оптимизм, легкость и безупречную смелость дрессировщику ¬ладиславу √ончарову в роли “ринадцатого мес€ца. ѕредставление, несмотр€ на значительное число участников, не разваливаетс€ на дивертисмент, у каждого номера – сво€ отдельна€ функци€ в череде приключений. јкробаты на дорожке – компани€ удалых братьев-мес€цев, велофигуристы – изощренные слуги ÷ирцемы. ѕопугаи доставл€ют Ќастеньке и “ик-“аку вожделенную и потер€нную было страницу из  ниги времени, в помощь им – дрессированные собаки ≈катерины  ореньковой и морские львы Ћюдмилы „угуновой. ¬се, как положено, заканчиваетс€ хорошо, и взрыв фонтанов в конце становитс€ тем самым эффектным финалом, который и должен быть у новогодней сказки.

Ќовогодн€€ программа в цирке „инизелли продлитс€ до 19 €нвар€.

«OFU. ѕриземление»

ѕрозрачный сюжет на этот раз и у гастрольной постановки Ѕольшого московского государственного цирка «OFU. ѕриземление». Ѕрать€ «апашные по традиции привезли то, что уже обкатано в ћоскве, но на этот раз все изменени€ оказались в плюс. ¬н€тна€ истори€, созданна€ средствами цирковой пантомимы, представл€ет осмысленный сюжет, в центре которого – приключени€ внезапно оказавшегос€ в нашем мире инопланет€нина. Ёто компил€ци€ в духе роад-муви с реминисценци€ми на сюжет о красавице и чудовище: диковинный, чуть нелепый пришелец (в исполнении клоуна Ќикола€  ормильцева) проникаетс€ взаимной симпатией к ƒевушке ( сени€ ®лкина). »х лини€ дополнена приключенческой коллизией о ѕрофессоре (в блистательном исполнении јлександра јнаньева), пытающемс€ отловить инопланет€нина с помощью «јгентов в черном» дл€ опытов. «емл€не, суд€ по спектаклю, застр€ли где-то в районе 1970-годов: музыка и костюмы «земных» положительных персонажей скорее оттуда, а вот противосто€ща€ им группа «агентов в черном» – из мафиозных 1980-1990-х.

јвтором идеи и сценари€ выступил јскольд «апашный, т€готеющий к фантазийным сюжетам, в пределах которых возможны перекрестные визуальные маневры с заходом в фантасмагорическое.   воплощению режиссерского решени€ цирк также привлек ≈вгени€ Ўевцова, автора многочисленных номеров и постановок у «апашных. —трого говор€, в «OFU» авторы спектакл€ успели поговорить и о советском прошлом, и о мафиозных разборках, о силе и бессилии науки, о превратност€х любви, о жизни горцев, русской живописи. ƒаже поиронизировать относительно цирка с животными, вывед€ в один из моментов в проходы гигантских поролоновых жирафа, обезь€ну и упорно балансирующего на одной ноге слона. “ака€ чересполосица, однако, стойко держит зрительское внимание – режиссеры умело пользуютс€ манежем, рампой над форгангом и даже выходами к зрительским местам. ¬ыше вс€ких похвал костюмы Ќадежды –усс, фантазии которой подвластны креативные стилизации любого визуального контекста, будь то пожарные, строители или мальчишки, только что выбежавшие с дискотеки.

— цирком в «OFU» тоже все в пор€дке. √лавна€ кадрова€ опора этого представлени€ – семейство јлександровых – подвизаетс€ в воздухе, дрессуре собак и медведей и делает это, как обычно, с азартом и мастерством. »м под стать легендарные акробаты на подкидных досках ¬€чеслава „ерниевского в роли отважных пожарных и немногочисленные, но зажигательные джигиты под руководством ќлега “анделова. √оловокружительных трюков в этом представлении, в том числе в исполнении других артистов и групп, с избытком.Ёффектно и выразительно, сообразно характеру событий, будь то эпизоды в горской деревне или нападение агентов, выдержан хореографический рисунок кордебалета под руководством ќльги ѕолтарак.

Ќасто€щим пришельцем этого визуально очень €ркого представлени€ кажетс€ как раз ƒед ћороз, по€вление которого в финале вместе с Єлкой никак не коррелируетс€ с только что разыгранным сюжетом. Ќо таков уж новогодний запрос от зрител€, оставить без внимани€ который дл€ постановщиков равносильно самоубийству.

«OFU. ѕриземление» можно увидеть на площадке «—ибур јрены» до 8 феврал€.

ѕингви-шоу «Ћаста-рика»

—емейный характер цирка в јвтово диктует его новогоднюю программу который год. Ѕлизость зрителей к манежу и небольшое количество р€дов в зимнем шапито позвол€ет артистам взаимодействовать с публикой напр€мую. ¬ этом смысле программа «Ћаста-–ика», где застрельщиком выступает клоун ћай, более чем к месту. ћай – ≈вгений ћайхровский – легенда отечественного цирка и умеет быть со зрителем накоротке. “о хлопнет по плечу, то даст собачку погладить. “о, что ему за 80, не умал€ет достоинств.

Ёто слегка присыпанный нафталином, но по-прежнему очень добрый и приветливый цирк, истоки которого в далеком прошлом отечественного циркового искусства. Ќомера как номера, с достаточной долей трюков и недостаточной долей идей. ћай справл€етс€ с любой аудиторией, его партнеры по программе добросовестно стрем€тс€ соответствовать. —южет прост и прозрачен: ƒед ћороз путешествует по миру цирка, в котором есть и жонглеры, и гимнасты, и эквилибристы, и дрессированные животные, и клоуны. «десь срабатывает расхожее клише отзывов о цирке – собачки милые, а дет€м нравитс€. —обачки, действительно, милые, к тому же, на манеже по€вл€ютс€ кенгуру, попугаи, обезь€нка, пеликаны, морские львы. √алина ћайхровска€ выводит уникальную в российском цирковом пространстве группу дрессированных пингвинов. Ѕез лошадок тоже не обошлось – на них с обычной кавказской удалью скачут джигиты Ѕ€шима јннаева.

ѕлощадке в јвтово не дот€нутьс€ до высот циркового искусства в его современном исполнении в силу устаревшего оснащени€ и компактности шапито. ѕоэтому в обозримом будущем здесь продолжат прокатывать программы, показ которых возможен «малой кровью» и не может блистать художественными свершени€ми.

ѕингви-шоу «Ћаста-–ика» продлитс€ в цирке в јвтово до 12 €нвар€.

««айчество. Ќовогодний карнавал»

”псала-÷ирк из числа альтернативных зрелищ.  то не хочет официоза, прогнутых спин, отт€нутых носочков, блесток на костюмах и ƒеда ћороза в халате, но ищет тепла, доброты, непринужденности, тому следует отправитьс€ на ««айчество». Ёта новогодн€€ программа уже несколько лет привлекает в ”псала-÷ирк тех, кто хочет не смирно сидеть в кресле, а творить, придумывать и даже выступать. «айцы здесь главные заводилы, а сто€ть на ушах категорически разрешаетс€ всем. ќ том, как это выгл€дить в подробност€х, «‘онтанка» уже писала.
««айчество. Ќовогодний карнавал» в ”псала-цирке продлитс€ до 7 €нвар€.

»рина —елезнева-–едер, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„итайте также:

»нопланет€нин, антивирусы и следователь-снеговик. Ќа какую новогоднюю елку отправить ребенка

 уда пойти на новогодних праздниках: Ќовогодн€€ ночь, «похмельные концерты», ‘естивали огн€ и бенгальских огней

 

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>