Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/9086

31 декабря 2019, 10:51

Категория: афиша плюс

Категория: спектакли

Цирк в Петербурге на Новый год: Вторично, но со вкусом


Фото: предоставлено цирком на Фонтанке

Инопланетное шоу братьев Запашных, «13 месяцев» в цирке Чинизелли, нашествие пингвинов в Автово и «Зайчество» Упсала-Цирка. Цирковой эксперт «Фонтанки» разобрала новые шоу, которые привезли в Петербург на новогодние каникулы.

 Уже два века как в нашем городе появилась традиция отправляться в Новый год с детьми в цирк. На исходе XIX века смотрели «Золушку», в первой четверти века XXI выбор несоизмеримо больше. Правда, в сезоне 2019-2020 на Новый год в Петербурге можно увидеть лишь «вторсырье» – оригинальными постановками город не блещет, а весь лучший цирк страны собирает зрителей в Москве. Однако это не умаляет достоинств спектаклей, что идут сегодня в северной столице. Из четырех городских площадок, посвятивших себя цирку, выбрать можно подходящую на любой вкус и цвет. В их особенностях разбиралась эксперт «Фонтанки».

«13 месяцев. Волшебные фонтаны»

Цирк Чинизелли выбрал для новогодней истории сюжет беспроигрышный и новогодний. Сопрягающуюся с маршаковской сказкой постановку «13 месяцев» московским зрителям представили два года назад. На рубеже 2020 года в Петербурге ее адаптированную версию воплотила автор и режиссер оригинала Дарья Костюк. Перед ней стояла сложная задача – придумать новогоднюю сказку с использованием оборудования и артистов, задействованных в предыдущей программе цирка на Фонтанке. Завершившееся в ноябре шоу фонтанов «Принц цирка» в режиссуре Руслана Ганеева не только не блистало художественными находками, но запутывало зрителя планомерно и основательно. Идеи вычитывались только из программки; грандиозная, ценная сама по себе фонтанная установка и лишенные привычного простора в манеже артисты отчаянно мешали друг другу.

Но оказалось, вопрос лишь, как все это обыграть. Дарье Костюк при тех же исходных данных удалось создать представление с ясно читающимся сюжетом и яркой визуальной выразительностью. Спешащая на праздник к Королю времени Настенька и примкнувший к ней часовщик Тик-Так не только разгадывают по пути множество загадок, преодолевают опасности, но и находят когда-то потерянный тринадцатый месяц. Силам добра противостоит коварная Цирцема, у которой в запасе собственные чары и множество прислужников. Режиссер умело вплетает в сюжет выступления велофигуристов, акробатов на дорожке, дрессированных попугаев, масштабный аттракцион со львами Владислава Гончарова и при этом очень дозированно и к месту пользуется возможностями фонтанной установки.

Костюк смогла рассмотреть в артистах недюжинные актерские способности. В роли отрицательной героини Цирцемы и со своим номером на кор-де-парели, наконец, засверкала Милена Сидоренко, в роли Настеньки дебютировала трогательная и обаятельная артистка балета Алена Булдакова. Нашлось адекватное применение и излучающему вечный оптимизм, легкость и безупречную смелость дрессировщику Владиславу Гончарову в роли Тринадцатого месяца. Представление, несмотря на значительное число участников, не разваливается на дивертисмент, у каждого номера – своя отдельная функция в череде приключений. Акробаты на дорожке – компания удалых братьев-месяцев, велофигуристы – изощренные слуги Цирцемы. Попугаи доставляют Настеньке и Тик-Таку вожделенную и потерянную было страницу из Книги времени, в помощь им – дрессированные собаки Екатерины Кореньковой и морские львы Людмилы Чугуновой. Все, как положено, заканчивается хорошо, и взрыв фонтанов в конце становится тем самым эффектным финалом, который и должен быть у новогодней сказки.

Новогодняя программа в цирке Чинизелли продлится до 19 января.

«OFU. Приземление»

Прозрачный сюжет на этот раз и у гастрольной постановки Большого московского государственного цирка «OFU. Приземление». Братья Запашные по традиции привезли то, что уже обкатано в Москве, но на этот раз все изменения оказались в плюс. Внятная история, созданная средствами цирковой пантомимы, представляет осмысленный сюжет, в центре которого – приключения внезапно оказавшегося в нашем мире инопланетянина. Это компиляция в духе роад-муви с реминисценциями на сюжет о красавице и чудовище: диковинный, чуть нелепый пришелец (в исполнении клоуна Николая Кормильцева) проникается взаимной симпатией к Девушке (Ксения Ёлкина). Их линия дополнена приключенческой коллизией о Профессоре (в блистательном исполнении Александра Ананьева), пытающемся отловить инопланетянина с помощью «Агентов в черном» для опытов. Земляне, судя по спектаклю, застряли где-то в районе 1970-годов: музыка и костюмы «земных» положительных персонажей скорее оттуда, а вот противостоящая им группа «агентов в черном» – из мафиозных 1980-1990-х.

Автором идеи и сценария выступил Аскольд Запашный, тяготеющий к фантазийным сюжетам, в пределах которых возможны перекрестные визуальные маневры с заходом в фантасмагорическое. К воплощению режиссерского решения цирк также привлек Евгения Шевцова, автора многочисленных номеров и постановок у Запашных. Строго говоря, в «OFU» авторы спектакля успели поговорить и о советском прошлом, и о мафиозных разборках, о силе и бессилии науки, о превратностях любви, о жизни горцев, русской живописи. Даже поиронизировать относительно цирка с животными, выведя в один из моментов в проходы гигантских поролоновых жирафа, обезьяну и упорно балансирующего на одной ноге слона. Такая чересполосица, однако, стойко держит зрительское внимание – режиссеры умело пользуются манежем, рампой над форгангом и даже выходами к зрительским местам. Выше всяких похвал костюмы Надежды Русс, фантазии которой подвластны креативные стилизации любого визуального контекста, будь то пожарные, строители или мальчишки, только что выбежавшие с дискотеки.

С цирком в «OFU» тоже все в порядке. Главная кадровая опора этого представления – семейство Александровых – подвизается в воздухе, дрессуре собак и медведей и делает это, как обычно, с азартом и мастерством. Им под стать легендарные акробаты на подкидных досках Вячеслава Черниевского в роли отважных пожарных и немногочисленные, но зажигательные джигиты под руководством Олега Танделова. Головокружительных трюков в этом представлении, в том числе в исполнении других артистов и групп, с избытком.Эффектно и выразительно, сообразно характеру событий, будь то эпизоды в горской деревне или нападение агентов, выдержан хореографический рисунок кордебалета под руководством Ольги Полтарак.

Настоящим пришельцем этого визуально очень яркого представления кажется как раз Дед Мороз, появление которого в финале вместе с ёлкой никак не коррелируется с только что разыгранным сюжетом. Но таков уж новогодний запрос от зрителя, оставить без внимания который для постановщиков равносильно самоубийству.

«OFU. Приземление» можно увидеть на площадке «Сибур Арены» до 8 февраля.

Пингви-шоу «Ласта-рика»

Семейный характер цирка в Автово диктует его новогоднюю программу который год. Близость зрителей к манежу и небольшое количество рядов в зимнем шапито позволяет артистам взаимодействовать с публикой напрямую. В этом смысле программа «Ласта-Рика», где застрельщиком выступает клоун Май, более чем к месту. Май – Евгений Майхровский – легенда отечественного цирка и умеет быть со зрителем накоротке. То хлопнет по плечу, то даст собачку погладить. То, что ему за 80, не умаляет достоинств.

Это слегка присыпанный нафталином, но по-прежнему очень добрый и приветливый цирк, истоки которого в далеком прошлом отечественного циркового искусства. Номера как номера, с достаточной долей трюков и недостаточной долей идей. Май справляется с любой аудиторией, его партнеры по программе добросовестно стремятся соответствовать. Сюжет прост и прозрачен: Дед Мороз путешествует по миру цирка, в котором есть и жонглеры, и гимнасты, и эквилибристы, и дрессированные животные, и клоуны. Здесь срабатывает расхожее клише отзывов о цирке – собачки милые, а детям нравится. Собачки, действительно, милые, к тому же, на манеже появляются кенгуру, попугаи, обезьянка, пеликаны, морские львы. Галина Майхровская выводит уникальную в российском цирковом пространстве группу дрессированных пингвинов. Без лошадок тоже не обошлось – на них с обычной кавказской удалью скачут джигиты Бяшима Аннаева.

Площадке в Автово не дотянуться до высот циркового искусства в его современном исполнении в силу устаревшего оснащения и компактности шапито. Поэтому в обозримом будущем здесь продолжат прокатывать программы, показ которых возможен «малой кровью» и не может блистать художественными свершениями.

Пингви-шоу «Ласта-Рика» продлится в цирке в Автово до 12 января.

«Зайчество. Новогодний карнавал»

Упсала-Цирк из числа альтернативных зрелищ. Кто не хочет официоза, прогнутых спин, оттянутых носочков, блесток на костюмах и Деда Мороза в халате, но ищет тепла, доброты, непринужденности, тому следует отправиться на «Зайчество». Эта новогодняя программа уже несколько лет привлекает в Упсала-Цирк тех, кто хочет не смирно сидеть в кресле, а творить, придумывать и даже выступать. Зайцы здесь главные заводилы, а стоять на ушах категорически разрешается всем. О том, как это выглядить в подробностях, «Фонтанка» уже писала.
«Зайчество. Новогодний карнавал» в Упсала-цирке продлится до 7 января.

Ирина Селезнева-Редер, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Инопланетянин, антивирусы и следователь-снеговик. На какую новогоднюю елку отправить ребенка

Куда пойти на новогодних праздниках: Новогодняя ночь, «похмельные концерты», Фестивали огня и бенгальских огней