
«Девятая» на автопилоте: Почему мистический триллер о Петербурге не повторит успех «Дуэлянта»

В прокате — спродюсированный Александром Роднянским мистический триллер в декорациях Петербурга позапрошлого века. И не самая удачная попытка повторить успех «Дуэлянта».
В «Дуэлянте» Роднянский нашел идеальный формат высказывания. Пригласил в большой проект большого же и яркого режиссера, перезапустил исчерпавшую себя тему Петербурга на экране, превратил город Достоевского в декорации для викторианского мрачного ужастика. «Девятая» с самого начала кроилась по тем же меркам. Тоже большой режиссер Николай Хомерики, тоже Петербург с тухлой водой, сумраком и грязными проулками. Но это только на первый взгляд.
Сценарий Марины и Сергея Дьяченко, дуэта писателей-фантастов, скроен куда проще, чем мизгиревский «Дуэлянт». В Петербурге рубежа девятнадцатого-двадцатого веков находят тела девушек. Одновременно в город приезжает британская колдунья, способная вызывать к жизни тени мертвых. Дело о серийных убийствах берется расследовать полицейский полковник Ростов. Композиция — почти детская: все действие дано через рассказ одного из главных действующих лиц. Перипетии — ожидаемые: конечно, полковник и колдунья друг в друга влюбляются. Наконец, фантасты Дьяченко не слишком умело владеют формой заданного жанра: викторианские ужасы предполагают разоблачение магии, их суть именно в том, что воскрешения, духи и призраки есть только продукты новейших технологий. А здесь все духи — настоящие; как следствие, и интриги никакой нет, сюжет напрочь лишен напряжения.
Визуально «Девятая» тоже сильно уступает в цельности «Дуэлянту». Там из Петербурга кроили какой-то фантастическое место, какого никогда на свете не бывало. Здесь топография соблюдается с документальной точностью, мрак болотного города реализуется не через образы, а через речь героев, которые через слово лепечут что-то про климат. Наконец, сам стиль выбран куда менее выигрышный: экранное действие перебивается рисованными комиксовыми эпизодами. Которые викторианскую ткань разрушают, да попросту ей противопоказаны. Наконец, оператор Максим Осадчий, который в «Дуэлянте» здорово играл с водой, грязью, изломанным пространством, здесь попросту скучает: нет никакого особого материала, из которого можно складывать сложное и эффектное визуальное решение.
Конечно, причина отчасти в специфике режиссуры Николая Хомерики. Создатель «Дуэлянта» Алексей Мизгирев — пассионарий: он красиво побеждал коммерческий жанр, внедрял в него свой узнаваемый почерк, манеру построения диалогов. Хомерики куда более робкий и осторожный, он намного больше зависит от команды, вместе с которой сделал лучшие свои фильмы, «977» и «Сказку про темноту». В отрыве от нее его как будто вовсе нет. Прошлый его опыт в массовом кино — «Ледокол» — это наглядно показал. Вот и с «Девятой» то же самое.
Странно ожидать, что актеры как-то смогут переломить ситуацию. Они, скорее, уютно чувствуют себя на своих местах: Евгений Цыганов-Ростов дежурно отрабатывает рокового героя. Юрий Колокольников в образе аристократа-мистика играет мускулами и берет роль нахрапом. Евгений Ткачук, как обычно, рубит каждое слово топором и стреляет наглым глазом. В общем, каждый участник процесса просто автоматически воспроизводит то, к чему привык. Новые лица на таком фоне просто не могут о себе достаточно ярко заявить. Петербургский театральный актер Дмитрий Лысенков в роли верного спутника Ростова, эдакого Гастингса или Уотсона, малоубедителен — да и мальчишеская фактура плохо вяжется с ролью хитроумного полицейского.

Дмитрий Лысенков и Евгений Цыганов
Фото: скриншот трейлера
Фантасты Дьяченко нагоняют сюжетную жуть, Осадчий вглядывается в баки и аксельбанты. Изначальной затее это противоречит: все-таки Александр Роднянский тем и знаменит, что не боится рисковать и экспериментировать. Может, стиль тут и выдержан, и даже страшно бывает, но вот свободы в обращении с формой – а именно она сделала «Дуэлянт» вещью неординарной — даже и не пахнет.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.