Поминальная молитва: «Преступление и наказание» Константина Богомолова в «Приюте комедианта»

27 марта 2019, 12:18
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге в конце марта и начале апреля проходят премьерные показы «Преступления и наказания» Константина Богомолова. Те, кто ждали от скандального столичного режиссера вариаций на тему романа Достоевского в стиле Тарантино, остались в дураках.

Pulp fiction по мотивам «Преступления и наказания» Богомолов уже ставил — два года назад в старинном итальянском городе Модена. Там семейка Раскольниковых была из числа темнокожих мигрантов, следователь оказывался геем и вожделел убийцу, старуха, у которой герой снимал квартиру, — сексуальной извращенкой, вместо денег довольствовавшаяся возможностью сделать жильцу минет. Ну и насильственных смертей в результате было поболе, чем у классика. В «Приюте комедианта» в этом плане всё практически стерильно.

Постоянный соавтор Константина Богомолова — художник Лариса Ломакина — создала почти пустое пространство, условную вариацию на тему современной петербургской распивочной: наверху плафон, у задника небольшая сцена, по стенам справа и слева —столы типа барных стоек. Световые неоновые полоски на плафоне и столах меняют цвет, маркируя место действия: желтый — питейное заведение, где беседуют пьяница Мармеладов и Раскольников, синий — отделение полиции, розовый — комната Сони.

В этой коробке, распахнутой в сегодняшний зал, и разворачивается драма идей. Собственно, режиссура состоит отборе и филигранной компоновке текста, распределении ролей и, самое главное, в интонациях. Актеры-интеллектуалы, виртуозно работая со словом, жонглируя сентенциями, как циркачи, заставляют зал не просто дивиться узнаваниям (текст, написанный более века назад, звучит со сцены, как публицистика из сегодняшних газет), но и смеяться. Тут к месту вспомнить не вышедший, но легендарный благодаря сохранившейся записи прогона спектакль Анатолия Васильева «Платон. Государство», идеальный образец интеллектуального театра. Но с той оговоркой, что Богомолову в сценах-диалогах важно не столько столкновение идей, сколько создание галереи философских типажей современников.

В этом смысле театр «Приют комедианта», где каждый режиссер волен формировать команду из всех городских актеров, оказался Богомолову очень кстати. Раскольниковым стал Дмитрий Лысенков, только что покинувший Александринку: фирменная насмешливая гримаса не сходит с лица его вечного студента, и окружающая реальность оказывается ее достойна. «Преступление…» в целом — про брата и сестру, про Родю и Дуню (Мария Зимина), молодых людей, бросающих, как водится, вызов этому миру. Новый Наполеон и новая потенциальная великомученица — дети, которых, по выражению Достоевского, но из другого романа, «съела идея». Абсолютные романтики отечественного разлива, которым Богомолов «пристегивает» ироничные лейтмотивы: Дуне — арию из «Юноны и Авось» «Белый шиповник, страсти виновник», Роде — песню-хит «В моей душе покоя нет» из «Служебного романа».

Дмитрий Лысенков и Валерий Дегтярь
Дмитрий Лысенков и Валерий Дегтярь

Фото: Стас Левшин; предоставлено театром "Приют комедианта"

С первых минут спектакля понятно, из какой исторической эпохи появились эти «дети» — из той же, что и большинство зрителей, да и сам режиссер. Богомолов при этом занимает двойственную позицию. С одной стороны, немедленно (с помощью этих самых песенок) отстраняется от героев, с другой — сложно не заметить той нежности и участия, с которой он за ними наблюдает. Этим участием, пожалуй, объясняется выбор актера на роль следователя Порфирия Петровича, большого знатока человеческой природы — его играет Александр Новиков, артист пробойного сценического обаяния. Рискну предположить, что именно этот герой в течение всего спектакля ведет расследование, крайне важное для сегодняшнего Константина Богомолова, не мастера эпатажа и не обличителя властей предержащих, а здорового циника и утонченного эстета, у которого все же остались вопросы к собственной юности мятежной, к тому сокрушительному поражению, которое потерпели Наполеоны рубежа XX – XXI веков.

На персонаже Новикова стоит остановиться. На этом примере легче всего объяснить закон, по которому сделан этот крайне остроумный спектакль. Вдумайтесь: актер, прославившийся на всю страну ролью уютного честного опера Феди Курочкина, вдруг начинает плести вокруг Раскольникова изящнейшие философско-психологические сети. Поскольку на сцену он пребывает (как и все персонажи спектакля) в аутентичной современной одежде, и в его случае это полицейская форма, то практически немедленно возникает ощущение, что она, эта форма, ему невозможно жмет. Это создает комический эффект. А если кому-то из зрителей уже посчастливилось посмотреть современную комедию «Человек из Подольска» в том же «Приюте» с тем же Лысенковым, то у него в дополнение возникнет эффект дежавю. Вряд ли, посещая Театр им. Ленсовета, даже самые неистовые поклонники артиста Александра Новикова задумывались, насколько высок уровень его IQ — там он выполнял другие задачи (к слову, блестяще). А вот в «Преступлении и наказании» раскрылся еще и с этой стороны. Так что после длиннющей сцены в участке, где Новиков уверенно солирует, и которая пролетает незаметно, спектакль взлетает и парит уже до самого финала. Три с половиной часа с двумя антрактами пролетают на одном дыхании. Для каждого героя режиссер нашел удивительно точный сегодняшний социальный эквивалент, который подчеркнут идеально найденной (снова респект Ларисе Ломакиной) внешней формой, а текст Достоевского позволяет разобраться до самых мелочей в сути тех, кто был и будет в российской реальности всегда.

Прежде всего, обратим внимание на Свидригайлова. Герой народного артиста из труппы БДТ Валерия Дегтяря идеально носит смокинг, а имение, о котором идет речь в тексте и где внезапно умерла его законная жена Марфа Петровна, несомненно, находится в районе Рублевки. Те детали и мельчайшие психологические нюансы, которыми наполнена его исповедь Раскольникову, повествует со всеми подробностями о таких гранях разврата, которые только Достоевский и мог осмыслить и описать. Эта эксклюзивная феноменология развратного сознания предназначена не для масс, не для аудитории богомоловского сериала «Содержанки», но для пытливого ума зрителя-гурмана, в самом деле желающего разобраться в темных сторонах человеческой души. И если уж проводить аналогии с предыдущими работами Богомолова, то тут аукнется его ленкомовский «Идиот», где неожиданно для всех на первый план вышла тема общества, использующего в своих развратных целях детей (Настасья Филипповна в том спектакле являлась такой же девочкой в короткой юбочке, как та, о которой столь сладострастно рассказывает Свидригайлов-Дегтярь).

Гораздо менее интересны режиссеру пьянчужка Мармеладов или Пульхерия Раскольникова. Первый появляется лишь в прологе, вечный клубный мальчик, который с течением жизни лишь меняет питейные заведения на менее дешевые — точная зарисовка Ильи Деля. Думается, герой допущен в спектакль за то, что не утратил весьма оригинальной убежденности, свойственной именно российскому менталитету: невзирая на дочь его единокровную Сонечку, которая вынуждена была при его попустительстве сделаться проституткой, на обреченных детей и жену, он верит, что окажется рядом с Иисусом. А тот прострет к нему руки потому только, что «ни единый из сих сам не считал себя достойным сего». Любопытно, что в одном из лучших эпизодов кинопроекта Ильи Хржановского «Дау», который никогда не будет показан в России по цензурным соображением (на экране присутствуют секс, включая насилие, и звучит мат), один из дворников аккурат после сцены мужеложества, которое Священное писание именует содомским грехом (напомню, что «Дау» снимался по принципу реалити-шоу без какого-либо сценария, а его героями становились самые обычные люди, согласившиеся принять участие в эксперименте) вдруг разражается неистовой молитвой с тем же примерно содержанием, что и исповедь Мармеладова Раскольникову. Вот видит он себя агнцем божиим и все тут. И поди поспорь с этой детской верой.

Вечному ребенку Мармеладову под пару — Пульхерия Раскольникова, мамаша главного героя. Ее играет одна из лучших молодых актрис Петербурга Алена Кучкова, но в данном случае режиссеру более понадобился ее возраст. Вообще внешний вид героев в «Преступлении и наказании» иллюстрирует их духовный опыт и зрелость. Упрекнуть такого рода мамаш можно разве что в безответности и инфантильности — невелики, вроде бы, грехи, но вот дети немедленно попадают в группу риска.

Стас Левшин; предоставлено театром
Стас Левшин; предоставлено театром "Приют комедианта"

Фото: Дмитрий Лысенков и Марина Игнатова

Совершенно особняком в этом портретной галерее стоит Сонечка Мармеладова: святая грешница, психотип, без которого Петербург и не Петербург вовсе, да и Россия — не Россия. И поскольку это один их самых цельных персонажей, который, кроме прочего, еще и призван убедительно передать идею подлинной веры, на роль приглашена колоссального масштаба актриса Марина Игнатова, гордость сегодняшнего БДТ. В отличие от следователя Порфирия, который атакует мозг Раскольникова, Соня пытается пробудить его душу. В это сложно поверить, но возрастная актриса Игнатова в спектакле выглядит как серьезный подросток — такая удивительная метафизика, подвластная только большим мастерам. И уровень наполненности этого образа таков, что вот тут-то и проявляется натура Раскольникова. Вовсе не в том, что он некстати «упадет ли в обморок натурально так, побледнеет ли», а в том, что он вдруг, реализуя некий внутренний порыв, вдруг протягивает руки к Сониным плечам, а потом к волосам. Это единственная за весь спектакль попытка тактильного контакта между героями. Или в том, что Раскольников вдруг с мальчишеской бравадой заявит: «Соня, я за твоим крестом», точно к однокурснице за тетрадкой с пропущенной лекцией пришел.

Но именно отвечая на вопросы такой Сони Раскольников-Лысенков договорится до исповеди — не в смысле раскаяния, а в смысле предельной честности. И с юношеской горячностью произнесет текст Достоевского, который я позволю себе процитировать, поскольку актуальность его до такой степени впечатляет зал, что люди начинают перешептываться: «Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то это слишком долго будет. Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет. Что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить. /…/ И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех сможет посметь, тот и всех правее. Я догадался тогда, Соня, что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Я захотел осмелиться и убил. Я только осмелиться захотел. Вот причина». И спустя пару предложений: «Не будь ребенком, Соня. В чем я виноват перед ними? Зачем пойду? Что скажу? Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Что я им скажу? Что убил и денег взять не посмел? Так они же надо мной сами смеяться будут. Скажут: дурак, что не взял. Трус и дурак».

Финал, который придумал Богомолов для брата и сестры, — циничен и трогателен одновременно. Дуня, конечно же, выходит замуж за Лужина, который здесь вовсе не подлец, а попросту карлик (да простит меня замечательный Алексей Ингелевич, принимавший участие во всех театральных фантасмагориях Фокина и Могучего, но, если я, как положено, напишу «маленький человек», то в контексте Достоевского это будет воспринято как литературоведческий образ). Такая вот романтическая (она же и абсурдная) жертва. А герой Лысенкова выйдет к зрителям и объявит торжественно и четко: «Это я тогда Лизавету старуху убил топором и ограбил» — и отвесит актерский поклон.

Выглядит этот финал, да и весь спектакль, как шутейная отходная (с той оговоркой, что в каждой шутке — только доля шутки) тем идеалам, которые до последнего времени еще грели детей, выросших на захаровской «Юноне» с Караченцовым и советской киноклассике. И от которых теперь, наконец, камня на камне не осталось. Нашего времени (и места) случай.

Жанна Зарецкая, специально для «Фонтанки.ру» 

Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»

Как известно, Борхес полагал, что вся литература строится на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой, поиск, самоубийство бога. Возможно, если бы знаменитый аргентинец ознакомился с последними произведениями Виктора Олеговича Пелевина, он добавил бы к этому списку «спасение мира» или что-нибудь в этом роде. Во всяком случае, пелевинские персонажи этим занимаются как минимум второй год подряд.

Статьи

>