В Русском музее вылечили «хронически больную» «Святую Русь». Она доступна для посетителей

17 октября 2019, 18:04
Версия для печати Версия для печати

В Русском музее показали отреставрированную «Святую Русь»: полотно Михаила Нестерова выставили на экспозиции после полугодичной реставрации и представили журналистам 17 октября.

Как сообщила заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей музея Ольга Бабина, реставрация была масштабной — работе вернули задуманный Нестеровым колорит, убрали более поздние «заклейки». Внешне благополучное произведение, по словам Бабиной, было «хронически больным» и считалось «невыездным».

Чтобы лишний раз не тревожить «Святую Русь», реставрацию осуществляли недалеко от зала, где она обычно находится. По словам Бабиной, перенести картину в мастерские без наката на вал не получилось бы из-за состояния произведения. Как отметила реставратор Наталья Романова, сложность заключалась в том, что выявить проблему на глаз было невозможно: пришлось анализировать каждый сантиметр. С конца марта 2019 года команда из трёх человек очищала холст от загрязнений и укрепляла красочный слой, реставраторы изготовили новый подрамник — старый не давал нужного натяжения. Такая масштабная операция проводились впервые с момента создания полотна.



Фото: Татьяна Горд/пресс-служба Русского музея

Михаил Нестеров писал «Святую Русь» шесть лет с большими перерывами и много раз перерабатывал фрагменты произведения. Разные слои краски со временем стали отслаиваться и трескаться. Частичная реставрация не помогала. Сотрудники музея решили проблему, а также ликвидировали небольшой прорыв площадью 2,2 сантиметра у верхнего края холста.

Обновлённую «Святую Русь» выставили в Садовом вестибюле Михайловского дворца и окружили её информационными стендами с фотографиями о ходе реставрации. Для посетителей выставка доступна с 18 октября по 4 ноября 2019 года.

В начале сентября 2019 года в зал №54 после путешествия в Москву вернулось «Торжественное заседание Государственного совета...» Ильи Репина, которое петербуржцы могут увидеть в связке с другими работами мастера на масштабной выставке живописца. При этом до 4 ноября посетители лишены возможности зайти в два академических зала №14 и №15 с полотнами Карла Брюллова, Александра Иванова, Ивана Айвазовского, Федора Бруни и Григория Угрюмова. Их закрыли ради того, чтобы отциклевать и покрыть лаком паркеты.

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

Чем заняться 3-5 июля: Петроджаз, День Достоевского, Большой фестиваль мультфильмов, Диана Вишнева

Все любимые городские проекты уходят в онлайн — ну, вы же понимаете, лето не лето без Дня Достоевского, без Петроджаза и новой музыки. Придется смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и для создания настроения. А если усидеть у экрана никак не получается — садитесь в машину или на корабль.

Статьи

>