В Русском музее вылечили «хронически больную» «Святую Русь». Она доступна для посетителей
В Русском музее показали отреставрированную «Святую Русь»: полотно Михаила Нестерова выставили на экспозиции после полугодичной реставрации и представили журналистам 17 октября.
Как сообщила заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей музея Ольга Бабина, реставрация была масштабной — работе вернули задуманный Нестеровым колорит, убрали более поздние «заклейки». Внешне благополучное произведение, по словам Бабиной, было «хронически больным» и считалось «невыездным».
Чтобы лишний раз не тревожить «Святую Русь», реставрацию осуществляли недалеко от зала, где она обычно находится. По словам Бабиной, перенести картину в мастерские без наката на вал не получилось бы из-за состояния произведения. Как отметила реставратор Наталья Романова, сложность заключалась в том, что выявить проблему на глаз было невозможно: пришлось анализировать каждый сантиметр. С конца марта 2019 года команда из трёх человек очищала холст от загрязнений и укрепляла красочный слой, реставраторы изготовили новый подрамник — старый не давал нужного натяжения. Такая масштабная операция проводились впервые с момента создания полотна.
Фото: Татьяна Горд/пресс-служба Русского музея
Михаил Нестеров писал «Святую Русь» шесть лет с большими перерывами и много раз перерабатывал фрагменты произведения. Разные слои краски со временем стали отслаиваться и трескаться. Частичная реставрация не помогала. Сотрудники музея решили проблему, а также ликвидировали небольшой прорыв площадью 2,2 сантиметра у верхнего края холста.
Обновлённую «Святую Русь» выставили в Садовом вестибюле Михайловского дворца и окружили её информационными стендами с фотографиями о ходе реставрации. Для посетителей выставка доступна с 18 октября по 4 ноября 2019 года.
В начале сентября 2019 года в зал №54 после путешествия в Москву вернулось «Торжественное заседание Государственного совета...» Ильи Репина, которое петербуржцы могут увидеть в связке с другими работами мастера на масштабной выставке живописца. При этом до 4 ноября посетители лишены возможности зайти в два академических зала №14 и №15 с полотнами Карла Брюллова, Александра Иванова, Ивана Айвазовского, Федора Бруни и Григория Угрюмова. Их закрыли ради того, чтобы отциклевать и покрыть лаком паркеты.
Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»
Самые ожидаемые выставки 2025 года в Петербурге: Микеланджело, Ар Деко, «Лапа на счастье»
Новости
- 16 января 2025 - Дмитрий Певцов заявил, что его отстранили от гастролей с «Ленкомом» в Петербурге
- 16 января 2025 - В американских пожарах горят коллекции искусства — от Уорхола до сына президента
- 16 января 2025 - Писатель Александр Иличевский рассказал, что тираж его книги будет уничтожен
- 15 января 2025 - «Манежу» передали здание на канале Грибоедова
- 15 января 2025 - Из новой экспозиции Музея Москвы убрали тексты про репрессии