В Русском музее вылечили «хронически больную» «Святую Русь». Она доступна для посетителей

В Русском музее показали отреставрированную «Святую Русь»: полотно Михаила Нестерова выставили на экспозиции после полугодичной реставрации и представили журналистам 17 октября.
Как сообщила заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей музея Ольга Бабина, реставрация была масштабной — работе вернули задуманный Нестеровым колорит, убрали более поздние «заклейки». Внешне благополучное произведение, по словам Бабиной, было «хронически больным» и считалось «невыездным».
Чтобы лишний раз не тревожить «Святую Русь», реставрацию осуществляли недалеко от зала, где она обычно находится. По словам Бабиной, перенести картину в мастерские без наката на вал не получилось бы из-за состояния произведения. Как отметила реставратор Наталья Романова, сложность заключалась в том, что выявить проблему на глаз было невозможно: пришлось анализировать каждый сантиметр. С конца марта 2019 года команда из трёх человек очищала холст от загрязнений и укрепляла красочный слой, реставраторы изготовили новый подрамник — старый не давал нужного натяжения. Такая масштабная операция проводились впервые с момента создания полотна.

Фото: Татьяна Горд/пресс-служба Русского музея
Михаил Нестеров писал «Святую Русь» шесть лет с большими перерывами и много раз перерабатывал фрагменты произведения. Разные слои краски со временем стали отслаиваться и трескаться. Частичная реставрация не помогала. Сотрудники музея решили проблему, а также ликвидировали небольшой прорыв площадью 2,2 сантиметра у верхнего края холста.
Обновлённую «Святую Русь» выставили в Садовом вестибюле Михайловского дворца и окружили её информационными стендами с фотографиями о ходе реставрации. Для посетителей выставка доступна с 18 октября по 4 ноября 2019 года.
В начале сентября 2019 года в зал №54 после путешествия в Москву вернулось «Торжественное заседание Государственного совета...» Ильи Репина, которое петербуржцы могут увидеть в связке с другими работами мастера на масштабной выставке живописца. При этом до 4 ноября посетители лишены возможности зайти в два академических зала №14 и №15 с полотнами Карла Брюллова, Александра Иванова, Ивана Айвазовского, Федора Бруни и Григория Угрюмова. Их закрыли ради того, чтобы отциклевать и покрыть лаком паркеты.
Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

«Да и что Хармс! Я лучше Хармса». «Фонтанка» публикует фрагмент недавно найденной книги Эдуарда Лимонова «Москва майская»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 19 мая 2025 - Умер балетмейстер Юрий Григорович, чьи постановки и редакции классических балетов — основа репертуара Большого театра
- 18 мая 2025 - На «Евровидении» победил австрийский контртенор. Он поет в Венской опере
- 16 мая 2025 - Российский книжный союз выступил с заявлением на фоне «дела издателей»
- 16 мая 2025 - Раскрыты участники и программа концерта «Классика на Дворцовой» ко Дню города
- 15 мая 2025 - Бондарчук снимает в Иране сериал «Трудно быть богом». Смотрим первые кадры