Безруков и немцы, безымянный Цой, «русский Дюнкерк». Какое кино Петербург поддержит в 2019 году

15 сентября 2019, 18:11
Версия для печати Версия для печати

Военный фильм Алексея Германа, лента с Безруковым о Пушкине, история ленинградского налётчика, жизнь Алисы Фрейндлих и начинённая компьютерной графикой мистика о Петербурге. «Фонтанка» узнала, кому достанутся 200 миллионов на развитие кино.

Петербургский комитет по культуре опубликовал данные о том, как потратит субсидии на развитие кинематографии в 2019 году. Больше 200 миллионов рублей распределятся между восемнадцатью проектами. Это как полнометражное художественное кино, так и короткометражки, документальные и «историко-публицистические» фильмы. Все победители — «национальные» проекты, то есть создаются гражданами России на одном из языков РФ, должны проявить «масштабность, креативность» замысла и высокий художественный уровень. Кроме того, чиновники требуют, чтобы фильмы снимались в Петербурге и с привлечением местных артистов, деятелей науки и культуры.

По городскому законодательству, субсидию могут получить только «социально ориентированные некоммерческие организации». И это каждый год заставляет кинодеятелей играть в одну и ту же игру. Именитые режиссёры и известные киностудии регистрируют НКО или просят знакомых общественников обратиться за субсидией. В результате итоги конкурса выглядит как список невыразительных и ни о чём не говорящих названий организаций. «Фонтанка» раскрыла карты и выяснила, какие проекты за ними стоят.

«Не все же люди шли в разбойники»: фильм о налётчике Леньке Пантелееве

/ru.wikipedia.org/   Фото: Ленька Пантелеев
/ru.wikipedia.org/ Фото: Ленька Пантелеев

Самую большую сумму — в 70 миллионов рублей — выдадут НКО «Контакт», которая снимет полнометражный игровой национальный фильм «Пантелеев (Спасти любой ценой)». «Контакт» зарегистрирован на Николая Пономаренко, на первый взгляд, с миром кино никак не связанного: на петербуржца также записано ООО «Балтторг», занимающееся оптовой торговлей лесоматериалами. Впрочем, при ближайшем рассмотрении можно выяснить, что Пономаренко руководит студией «Алексфильм», которая снимала фильмы и сериалы петербургского режиссёра Алексея Козлова. В том числе — патетическую драму «Спасти Ленинград» о «русском Титанике», барже № 725, затонувшей во время эвакуации из блокадного Ленинграда.

Алексей Козлов «Фонтанке» участие в проекте подтвердил. Новый фильм режиссёр посвятит Леньке Пантелееву — знаменитому петроградскому налётчику, который в начале 1920-х служил в ЧК, а будучи уволен оттуда, организовал банду и совершил серию дерзких убийств и ограблений. Актёрский кастинг уже прошёл, но, кто исполнит главную роль, Козлов пока не решил. 

«Ленька оставил после себя достаточно много загадок. Он был красноармейцем, служил в ЧК, значительную часть своих поступков совершил в качестве засланного казачка и в конце концов стал бандитом. В фильме будет присутствовать и наша с соавтором сценария Максимом Кубринским трактовка событий», — отмечает Козлов.

На вопрос «Фонтанки» — а правильно ли на деньги городских властей заниматься популяризацией образа бандита и налётчика, — режиссёр ответил так: «Существует много фильмов, в том числе «Однажды в Америке», где главный герой — бандит. Но не думаю, что кто-то осмелится сказать, что это произведение Серджо Леоне — о бандитах». Жанр будущего проекта Козлов характеризует как «приключенческую драму» или «фильм-исследование» и обещает стремиться к максимальной исторической точности. Работа над «Пантелеевым» займёт около года.

«Netflix ждёт первый материал»: «Воздух» Алексея Германа

Фото: Милан Марич в фильме “Довлатов”
Фото: Милан Марич в фильме “Довлатов”

Фото: Автор: wdsspr.ru

60 миллионов рублей на полнометражку «Воздух» выиграла некоммерческая организация «Кинофабрика». Её директор Антон Кляпин подтвердил «Фонтанке», что название проекта неслучайно совпадает с именем нового фильма Алексея Германа-младшего: «Кинофабрика» действует в интересах призёра Венецианского и Берлинского кинофестивалей.

«Для Петербурга это большой проект, — рассказал «Фонтанке» Герман. — «Воздух» посвящен военным авиаторам, там будет задействовано страшно большое количество самолётов, которые максимально приближены к оригинальным. В этом году фильм удачно выступил на Венецианском кинорынке, вызвав интерес у разных стран мира. Netflix очень ждёт первый материал».

Действие развивается в начале Второй мировой войны, в центре сюжета — смешанный полк, состоящий как из летчиков, так и из летчиц. Ранее Герман уже сообщал, что к съемкам привлекут, в том числе, сыгравшего главную роль в «Довлатове» сербского актёра Милана Марича. Картину стремятся сделать «русским Дюнкерком» несмотря на то, что её бюджет в 11-12 раз ниже, чем у блокбастера Кристофера Нолана.

«К съемкам мы приступим скоро, — проинформировал Герман. — Сейчас строим машинерию, которая сможет самостоятельно существовать, двигаться, наклоняться, осуществлять манеры, свойственные настоящим военным самолётам. Проблема в том, что фильм посвящен самолёту «Як-1», но летающих самолётов этой модели в России нет».

Герман добавил, что будет использована технология съемок, которая не раскрывается, но которая в нашей стране точно пока не применялась.

«Учености плоды»: Безруков и немцы

Фото: Сергей Безруков в ролике-презентации фильма “Учености плоды”
Фото: Сергей Безруков в ролике-презентации фильма “Учености плоды”

Фото: скриншот видео

Третью строчку в победном зачете комкульта — с 30 миллионами рублей — заняло АНО «Центр кинематографии» с фильмом «Учености плоды». И это первый случай, когда название организации не вызвало вопросов. «Центр кинематографии» — структура, созданная нынешними руководителями «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным и Федором Бондарчуком для «поддержки и популяризации отечественного кинематографа». На счету АНО — фильм «Довлатов» Германа-младшего, «Контрибуция» Сергея Снежкина, «Слухач» ученика Александра Сокурова Александра Золотухина и другие ленты.

Фильм снимает шоумен, актёр и режиссёр Игорь Угольников, в главной роли — Сергей Безруков. Признанный отечественный Есенин, Высоцкий, Пушкин, Иешуа-га-Ноцри и Саша Белый в одном лице перевоплотится в человека, который во время Великой Отечественной войны живёт в селе Михайловское — рядом с имением Пушкина. Сюда же читать лекции о поэте приезжает немецкая филолог фрау Шиллер. Фрау и Сергей находят «спасение от войны в литературе и друг в друге». «Но вскоре из Берлина приходит приказ — вывезти из Михайловского все исторические ценности. Сергей решает любой ценой спасти достояние своей страны», — говорится в синопсисе.

Название ленты отсылает к строкам о Ленском из «Евгения Онегина»: «Он из Германии туманной / Привез учености плоды». «Съемки уже ведутся, они на завершающем этапе», — сообщил «Фонтанке» Игорь Угольников.

«Первый»: Фильм «не о Цое» как ответ Серебренникову

Некоммерческая организация «Арт-Медиа», которая получит от Смольного 15 миллионов рублей, зарегистрирована на предпринимателя Сергея Ривоша. Он вместе с режиссёром Сергеем Снежкиным также владеет студией «Бармалей-фильм». Впрочем, художественный фильм «Первый» по субсидии для «Арт-Медиа», как выяснила «Фонтанка», спродюсирует другой человек — Игорь «Панкер» Гудков.

Друг лидера группы «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова и первого состава группы «Кино» уже давно работает директором «Кукрыниксов», а также возрождал фестиваль «Кинопробы» в Новгородской области. В последние пять лет, по данным сайта «Кинопоиск», Гудков совершает вылазки и на территорию кино: он продюсировал сериалы «Аз воздам», «Иные», «Петрович», «Личность не установлена» и фильм «Скоро всё кончится».

Темой «Первого» будут Ленинград, контркультура и андеграунд, заверил «Фонтанку» Игорь Гудков. Режиссёром станет участник первого состава «Кино» Алексей Рыбин. «Это история некоего творческого человека в Петербурге. За основу взят реально существовавший персонаж, не скажу, кто. Главную роль исполнит известный петербургский актёр, живущий в Москве», — поделился с «Фонтанкой» продюсер.

Несмотря на то, что Рыбин ранее выражал готовность снять фильм о Викторе Цое, Гудков утверждает: лента — не о лидере группы «Кино»: «Образ главного героя — собирательный, а фамилия вымышленная». Судя по репликам продюсера, картину можно воспринимать как альтернативу «Лету» Кирилла Серебренникова: «Мы не пойдём путём Серебренникова, это не биография. Фильм «Лето» я так и не досмотрел, потому что сам был участником этих событий. И мне сложно воспринимать происходящее на экране — насколько далеки персонажи от действительности». 

По словам Игоря Гудкова, для съемок потребуется два времени года — лето и зима, так что «Первый» будет завершен в 2020 году.

«Главный объект — Петропавловская крепость»: Мистика с компьютерной графикой о Петербурге



Фото: предоставлено командой фильма «Легенды Петербурга. Ключ времени»

Лента «Легенды Петербурга. Ключ времени» оказалась орешком, который расколоть было легче всего: организация «Центр развития кинематографа «Кинокультура», получившая 10 миллионов рублей, зарегистрирована по адресу: набережная Крюкова канала, 12, где располагается киностудия «Лендок». А режиссирует мистическую полнометражку о Северной столице глава «Лендока» Алексей Тельнов. 

«Петербург — город полный мистических тайн и легенд. Одной из таких легенд станет история девочки Ксюши. Попадая в приемную семью и, казалось бы, обретая долгожданное счастье семейной жизни, она понимает, что может все это потерять в один миг», — отмечается в синопсисе ленты. За главной героиней и её другом, домовёнком Парамоном, охотятся «тёмные силы потустороннего Петербурга». Протагонисты попытаются остановить злодеев, а для этого нужно будет запустить часы на Петропавловской крепости.

«Фильм выйдет весной 2020 года. Это сложная картина, и в комитет по культуре пришлось обратиться, так как один из инвесторов в силу финансовых причин отказался от участия в проекте», — рассказал «Фонтанке» Алексей Тельнов.

«Легенды Петербурга» он описывает как «жанровое кино, скорее, мистику, чем сказку». В касте — Павел Трубинер, Любовь Толкалина, Артем Ткаченко, в качестве главной героини дебютирует Ксения Алексеева, роль «нечисти» исполнит знакомая по эпизодическим ролям в проектах «Гоголь» и «Тайны следствия» Екатерина Байгозина.

Съемки велись в Петербурге и пригородах, а также в Выборге, а главным объектом картины стала Петропавловская крепость. Знакомые пейзажи зрители увидят преображенными с помощью компьютерной графики, в частности, ночные кадры создатели оттеняли в багровые и синие тона, дневные — делали более теплыми.

«Нет ни одного кадра, который бы мы не доделывали и не обрабатывали: пришлось затирать провода, перемещать или убирать деревья, чтобы создать наилучшую композицию», — заключает Алексей Тельнов.

Другие победители: Фрейндлих, Юрский, «Бюро пропаганды русской культуры»

Оставшиеся 43 миллиона рублей комитет по культуре «раскидал» по менее масштабным проектам и меньшими траншами. Например, 3 миллиона рублей получит автономная некоммерческая организация «ЛенТеатр» на съемки документального фильма «Алиса Фрейндлих». Как следует из данных информационной системы «Спарк», соучредитель АНО — внук актрисы, театральный менеджер Никита Владимиров. Ранее он спродюсировал мюзикл «Летучий корабль» и фильм «Карп отмороженный». Судя по всему, лента будет подарком к 85-летию, которое Алиса Фрейндлих отмечает в 2019 году.

Автономная некоммерческая организация «Бюро пропаганды русской культуры» выиграла 1,9 миллиона рублей на документальный фильм «Малая родина» Сергея Юрского». За воинственным названием учреждения стоит петербургский тележурналист, автор программы «Тихий дом» и руководитель продюсерского центра «Петербург — Культура» Сергей Шолохов.

Все субсидии на историко-публицистические фильмы общей суммой в 2,2 миллиона рублей отошли киностудии «КиноМельница» (создатели — Ольга Аграфенина и Виталий Мельников). Она снимет ленты «Волшебный фонарь Леонида Менакера», «Опасный фарватер» и «Трамвай идет на фронт».

Поддержку на игровые короткометражки разделили творческий центр Андрея Носкова (получит 1,6 миллиона рублей на фильм «Па-де-де» («Двушка со старушкой») и АНО «Мир знаний», которой руководит связанный с киностудией имени Горького продюсер Амиран Хахутаишвили (700 тысяч рублей на фильм «Священные»).

Среди анимационных проектов ни один субсидии от комитета по культуре в 2019 году не удостоился.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>