‘ото: Zuma/TASS

ƒжордж ћартин устал нас любить. ѕочему в финале Ђ»гры престоловї ∆елезный трон оказалс€ дерев€нным

«»гра престолов» окончена. ¬ ней, как известно, или побеждаешь, или умираешь. ¬ финале нам показали, что есть и третий вариант. Ќо главна€ проблема заключительного сезона не в этом.

Ќас к этому готовили. —ценаристы ƒэвид Ѕениофф и ƒэн ”айсс обещали, что финал будет «горько-сладким», а —офи “ернер, исполнительница роли —ансы —тарк, пр€мым текстом за€вила, что он многих разочарует. —ценарий двух последних серий слили в сеть за две недели до конца. ¬се, чтобы см€гчить удар дл€ людей, которые ждали разв€зки восемь лет.

«»гру престолов» часто сравнивают с «¬ластелином колец» “олкина. Ќо профессор поставил в трилогии о  ольце ¬севласть€ точку: маги€ ушла из —редиземь€, раса эльфов покинула континент. ƒжордж ћартин последние книги «ѕесни льда и пламени» не дописал, и, когда они выйдут, до сих пор неизвестно. » несостыковки в сценарии, написанном Ѕениоффом и ”айссом под руководством мастера, видны невооруженным глазом: например, в серии «ƒолга€ ночь» в битве с мертвецами погибли практически все дотракийцы, но в  оролевской гавани их снова была толпа. ‘инал восьмого сезона как будто оставл€ет пространство дл€ маневра на случай, если кто-то все же задумаетс€ о сиквеле. ƒейнерис отправилась в последний путь, но есть некоторые основани€ ждать ее снова. ≈динственный дракон жив и продолжит расти, а значит, создавать проблемы. ƒжона —ноу отправили в Ќочной дозор, а он вместо этого ушел за —тену с одичалыми.

ћир «ѕесни льда и пламени» ƒжорджа ћартина напоминает китайские «решетчатые шарики в шариках», вырезанные из одного куска слоновой кости.  огда с первого взгл€да не определить, сколько же внутри внешней сферы других, свободно вращающихс€ внутри нее, и как такое вообще можно сделать.   шестому сезону, когда у сценаристов закончились книги-источники, на «шариках» стали видны швы и следы кле€. “ак, ƒейнерис становитс€ Ѕезумной королевой внезапно и только на то врем€, что необходимо дл€ сожжени€  оролевской гавани драконьим огнем.

— точки зрени€ картинки создатели постарались, даже слишком. Ѕюджет восьмого сезона за 90 миллионов долларов, сама€ длинна€ батальна€ сцена в истории кино (да, там было темно, и битву при ¬интерфелле не просто так сравнивают с «„ерным квадратом» ћалевича, и да, все понимают, что не во всех ситуаци€х «долго» значит «хорошо»), отличные костюмы (это вам уже не коврики из «»кеи», в которые одевали ƒжона —ноу в первых сезонах), неверо€тный грим. Ќо если первые сезоны могли оттолкнуть зрителей своей необоснованной жестокостью (персонажи сдирают друг с друга кожу, выдавливают глаза и очень правдоподобно режут глотки), то к финалу красота зашкаливает и скатываетс€ к инстаграмным штампам — вроде кадра, когда ƒейнерис выходит к войскам, а ƒрогон распахивает крыль€ за ее спиной так, как будто это она сама превращаетс€ в дракона. „тобы даже самые трудные зрители, вроде ƒжона —ноу, просекли.

ћы так и не получили вн€тных ответов на вопросы, которые и в книгах, и в ранних сезонах представл€ютс€ важными.  то такой ¬ладыка —вета –глор и почему он способен творить чудеса (тень, котора€ убила –енли Ѕаратеона во втором сезоне, неоднократное воскрешение Ѕерика ƒондарриона). ƒжон —ноу воскрес молитвами  расной ∆рицы или по какой-то иной причине? «ачем надо было городить огород с пророчеством об обещанном принце јзоре јхае?  то такие Ѕелые ходоки и почему их можно убить драконьим стеклом и валирийской сталью, но не драконьим пламенем? ¬осемь тыс€ч лет назад их победили, почему они снова откуда-то полезли? ѕочему сошла с ума ƒейнерис?  аковы пределы способностей Ѕрандона —тарка и чем он стал?

¬осьмой сезон мог бы выйти под общим названием: «Ќекогда объ€сн€ть». ¬ремени нет буквально ни на что. «ато когда в конце финальной серии “ирион в зале заседаний ћалого совета начинает двигать стуль€, и нас заставл€ют на это смотреть бесконечно долго, понимаешь: теперь да, действительно приехали.



‘ото: кадр из сериала "»гра престолов"//ƒэвид Ѕениофф, ƒ. Ѕ. ”айсс

—ценаристы пытаютс€ в коротком монологе “ириона объ€снить, как ƒейнерис превратилась в чудовище: сначала она убила работорговцев, потом — благородных господ, затем сожгла несколько кхалов (они тоже были плохие) и решила, что все остальное, что она может сделать, тоже ок. Ќо сумасшедшей ƒейнерис не выгл€дит — ћать драконов вполне св€зно объ€сн€ет ƒжону, что невозможно приготовить омлет, то есть новый добрый мир, не разбив €иц. —только €иц, сколько потребуетс€, хоть миллион. ј потом наивно предлагает: «Ѕудь со мной, построим новый добрый мир вместе». ќна ведь знает, что ƒжон, то есть, Ёйгон, опасен: законный наследник ∆елезного трона, любимец публики. √отовый лидер протеста. ¬идимо, нам пытались показать, что ƒейнерис, котора€ обставила колдунов  варта и спаслась от наемных убийц в Ѕойцовских €мах, споткнулась о любовь к мужику. ¬от только из предыдущих серий совершенно не €сно, что эта любовь вообще была. —екс на корабле? ƒа у кого не было секса на корабле, но империи из-за этого никто не профукивал. —пуст€ восемь лет нам пропихивают оригинальную мысль: империализм — плохо, а любовь — зла.

Ёволюци€ ƒжона —ноу тоже оставл€ет вопросы. ƒжон, при всем его оба€нии, и раньше не казалс€ Ёйнштейном (одичала€ »гритт как в воду гл€дела, когда говорила: «Ќичего ты не знаешь, ƒжон —ноу»). Ќесколько сезонов подр€д они демонстрирует полное отсутствие гибкости и умени€ просчитывать последстви€. ќн и умирал из-за этого: привел толпу одичалых в „ерный замок, а брать€ ƒозора не пон€ли. Ќо в финале выгл€дит просто идиотом. «ƒейнерис сожгла  оролевскую гавань, потому что —ерсе€ не оставила ей выбора» — говорит он “ириону. ј “ирион почему-то не кричит ему в лицо: « олокола, ƒжон! ќни звонили в колокола, прошла€ сери€ так и называетс€, иной теб€ подери, « олокола»! ќна сжигала людей, которые сдались!» —транно даже не это, а то, что ƒжон, который на прот€жении семи сезонов принимал решени€ самосто€тельно, вдруг стал бесхребетным подкаблучником. » при этом падким на манипул€ции. «ќна убьет всех. ƒжон» — «Ќет, “ирион, она — не ее отец» — «ƒжон, она убьет теб€» — «“ирион, это ей решать» — «“вои сестры, ƒжон! ќна твоих сестер тоже убьет» — «ј вот это проблемка».

—мерть самой крутой королевы в сериале обставлена, как в оперетте: объ€ти€, поцелуй, удар кинжалом исподтишка, кровавые сопли. ƒаже удивительно, почему ƒжон после этого не спел, настолько это все не в его стиле. “очно также в третьей серии финального сезона убрали  орол€ ночи — олицетворение страшного, нечеловеческого зла посадила на перо девочка, котора€ подошла из-за угла. ѕочему ƒрогон, оставшийс€, как Ѕэмби без мамы, в бешенстве не сжег  оролевскую гавань еще раз, а просто расплавил ∆елезный трон и аккуратно эвакуировал тело? ѕоразительна€ сознательность дл€ существа, всего пару сезонов назад не отличавшего человеческих детей от козы.

‘инишна€ пр€ма€.  ороль Ѕрандон —тарк, действительно, — киндер-сюрприз дл€ тех, кто не читал слитый в сеть сценарий. ѕро него уже шут€т: ƒрогон расплавил ∆елезный трон, потому что Ѕран приехал со своим. ƒа, Ѕран обладает сверхспобност€ми. Ќо дл€ непосв€щенных, то есть большинства населени€ страны, Ѕран — человек с ограниченными возможност€ми здоровь€. ј средневековый король должен выгл€деть сильным. ќсобенно накануне зат€жного кризиса: война только что закончилась, вокруг разруха, а впереди — долга€ зима. Ќо проблема в том, что даже те, кто в курсе сверхспособностей Ѕрандона —ломленного, очевидно, не до конца понимают, что он такое. ¬ начале сезона юноша четко сказал, что он теперь не совсем человек, и вообще больше времени проводит в прошлом, чем с современниками. ѕочему король ¬естероса он, а не —анса, котора€ крепка€ хоз€йственница и знает, что зимой доспехи надо выкладывать изнутри кожей, чтобы они не примерзали к туловищу? ƒа и ее давний знакомец, ««€блик», лорд –обин јррен, подрос и стал похож на человека. ƒжендри Ѕаратеон в лордах совсем недавно и тоже мог бы стать удобным королем. «„то объедин€ет людей? јрмии? «олото? «намена? — говорит “ирион, агитиру€ за —тарка. — »стории. Ќет ничего сильнее хорошей истории». —ценаристы «»гры престолов», котора€ заставл€ет миллионы жертвовать сном ради новой серии и формирует повестку дл€ рекламных кампаний чего угодно, делают мощный комплимент сами себе. Ќе замеча€, что размен€ли свою хорошую историю на шоу.

¬ восьмой серии четвертого сезона есть «монолог о жуках». ƒжейме приходит в темницу к “ириону, которого ждет суд поединком за убийство корол€ ƒжоффри. » “ирион вспоминает кузена ќрсена Ћаннистера, которого уронили в детстве и он вырос дурачком. ќн сидел в саду и давил жуков камн€ми — часами, дн€ми, недел€ми. ј “ирион наблюдал за ним, пыта€сь пон€ть, зачем он это делает. “ириону было жаль жуков, которые бессмысленно гибли тыс€чами, а может и миллионами. «ќн действовал не бессознательно. ” него были причины.  акие?» “ирион тогда так и не нашел ответа, возможно, потому что еще не был знаком с ƒейнерис, у которой ответ был. Ќо тогда, четыре года назад, многие посчитали, что “ирион говорит о боге. »ли о ƒжордже ћартине и о его методике выбора, кому из героев жить, а кому умереть. »менно за это и любили сериал: множество отличных героев, среди которых можно выбрать любимчика — и он в любой момент может скончатьс€. ¬ восьмом сезоне нет даже этого. «ƒжордж ћартин устал нас любить» — могли бы сказать его персонажи.

Ќа прот€жении восьми лет создатели «»гры престолов» сделали ее частью культурного фона. «я не смотрел ни одной серии «»гры престолов» — все равно, что сказать: «я не такой, как все». ¬ такой ситуации, как ни расстарайс€, все равно найдутс€ недовольные. ѕо крайней мере, ƒжордж ћартин в двойном выигрыше. ≈го книги всегда были населены гуще, чем их экранизаци€, сюжетных линий было больше, и во всем этом чувствовалс€ замысел: внутри резного шарика вращалс€ другой, за ним — третий, а что там в конце, было не разгл€деть. ј значит, вс€ надежда теперь на ћартина.

¬енера √алеева, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

 аждому — свое. „то случилось в финальной серии «»гры престолов»

¬след за кофе в «»гре престолов» нашли минералку

јктЄр из «»гры престолов» устроил столпотворение в «Ћенэкспо»

«”дручающа€ некомпетентность»: ‘анаты «»гры престолов» требуют пересн€ть финальный сезон

ѕ€тый эпизод восьмого сезона «»гры престолов»: ѕо ком звонит колокол

ƒракарис! „то ждет зрителей в четвертой серии восьмого сезона «»гры престолов»

„то случилось в третьей серии заключительного сезона «»гры престолов». ѕересказ «‘онтанки»

Ќочь удивительных открытий. √ерои «»гры престолов» готов€тс€ к битве с  оролем ночи

ƒжон —ноу теперь все знает. „то случилось в первой серии заключительного сезона «»гры престолов»

—тивен  инг рассказал, кто займет ∆елезный трон в финале «»гры престолов»

 

 

Ђѕесни группы Ђ иної Ц наша ћарсельезаї. ”частник записи Ђ√руппы кровиї јндрей —игле - о том, как это было

15 августа 1990 года ¬иктор ÷ой погиб в автомобильной катастрофе. Ќезадолго до годовщины, кинопродюсер, композитор јндрей —игле рассказал Ђ‘онтанкеї о том, как он ненадолго становилс€ Ђучастникомї группы Ђ иної, почему песни ÷о€ актуальны 30 лет спуст€, и что может оправдать концерт легендарной группы без солиста на сцене.

—татьи

>