Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/8203

20 мая 2019, 20:10

Категория: кино

Джордж Мартин устал нас любить. Почему в финале «Игры престолов» Железный трон оказался деревянным


Фото: Zuma/TASS

«Игра престолов» окончена. В ней, как известно, или побеждаешь, или умираешь. В финале нам показали, что есть и третий вариант. Но главная проблема заключительного сезона не в этом.

Нас к этому готовили. Сценаристы Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс обещали, что финал будет «горько-сладким», а Софи Тернер, исполнительница роли Сансы Старк, прямым текстом заявила, что он многих разочарует. Сценарий двух последних серий слили в сеть за две недели до конца. Все, чтобы смягчить удар для людей, которые ждали развязки восемь лет.

«Игру престолов» часто сравнивают с «Властелином колец» Толкина. Но профессор поставил в трилогии о Кольце Всевластья точку: магия ушла из Средиземья, раса эльфов покинула континент. Джордж Мартин последние книги «Песни льда и пламени» не дописал, и, когда они выйдут, до сих пор неизвестно. И несостыковки в сценарии, написанном Бениоффом и Уайссом под руководством мастера, видны невооруженным глазом: например, в серии «Долгая ночь» в битве с мертвецами погибли практически все дотракийцы, но в Королевской гавани их снова была толпа. Финал восьмого сезона как будто оставляет пространство для маневра на случай, если кто-то все же задумается о сиквеле. Дейнерис отправилась в последний путь, но есть некоторые основания ждать ее снова. Единственный дракон жив и продолжит расти, а значит, создавать проблемы. Джона Сноу отправили в Ночной дозор, а он вместо этого ушел за Стену с одичалыми.

Мир «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина напоминает китайские «решетчатые шарики в шариках», вырезанные из одного куска слоновой кости. Когда с первого взгляда не определить, сколько же внутри внешней сферы других, свободно вращающихся внутри нее, и как такое вообще можно сделать. К шестому сезону, когда у сценаристов закончились книги-источники, на «шариках» стали видны швы и следы клея. Так, Дейнерис становится Безумной королевой внезапно и только на то время, что необходимо для сожжения Королевской гавани драконьим огнем.

С точки зрения картинки создатели постарались, даже слишком. Бюджет восьмого сезона за 90 миллионов долларов, самая длинная батальная сцена в истории кино (да, там было темно, и битву при Винтерфелле не просто так сравнивают с «Черным квадратом» Малевича, и да, все понимают, что не во всех ситуациях «долго» значит «хорошо»), отличные костюмы (это вам уже не коврики из «Икеи», в которые одевали Джона Сноу в первых сезонах), невероятный грим. Но если первые сезоны могли оттолкнуть зрителей своей необоснованной жестокостью (персонажи сдирают друг с друга кожу, выдавливают глаза и очень правдоподобно режут глотки), то к финалу красота зашкаливает и скатывается к инстаграмным штампам — вроде кадра, когда Дейнерис выходит к войскам, а Дрогон распахивает крылья за ее спиной так, как будто это она сама превращается в дракона. Чтобы даже самые трудные зрители, вроде Джона Сноу, просекли.

Мы так и не получили внятных ответов на вопросы, которые и в книгах, и в ранних сезонах представляются важными. Кто такой Владыка Света Рглор и почему он способен творить чудеса (тень, которая убила Ренли Баратеона во втором сезоне, неоднократное воскрешение Берика Дондарриона). Джон Сноу воскрес молитвами Красной Жрицы или по какой-то иной причине? Зачем надо было городить огород с пророчеством об обещанном принце Азоре Ахае? Кто такие Белые ходоки и почему их можно убить драконьим стеклом и валирийской сталью, но не драконьим пламенем? Восемь тысяч лет назад их победили, почему они снова откуда-то полезли? Почему сошла с ума Дейнерис? Каковы пределы способностей Брандона Старка и чем он стал?

Восьмой сезон мог бы выйти под общим названием: «Некогда объяснять». Времени нет буквально ни на что. Зато когда в конце финальной серии Тирион в зале заседаний Малого совета начинает двигать стулья, и нас заставляют на это смотреть бесконечно долго, понимаешь: теперь да, действительно приехали.



Фото: кадр из сериала "Игра престолов"//Дэвид Бениофф, Д. Б. Уайсс

Сценаристы пытаются в коротком монологе Тириона объяснить, как Дейнерис превратилась в чудовище: сначала она убила работорговцев, потом — благородных господ, затем сожгла несколько кхалов (они тоже были плохие) и решила, что все остальное, что она может сделать, тоже ок. Но сумасшедшей Дейнерис не выглядит — Мать драконов вполне связно объясняет Джону, что невозможно приготовить омлет, то есть новый добрый мир, не разбив яиц. Столько яиц, сколько потребуется, хоть миллион. А потом наивно предлагает: «Будь со мной, построим новый добрый мир вместе». Она ведь знает, что Джон, то есть, Эйгон, опасен: законный наследник Железного трона, любимец публики. Готовый лидер протеста. Видимо, нам пытались показать, что Дейнерис, которая обставила колдунов Кварта и спаслась от наемных убийц в Бойцовских ямах, споткнулась о любовь к мужику. Вот только из предыдущих серий совершенно не ясно, что эта любовь вообще была. Секс на корабле? Да у кого не было секса на корабле, но империи из-за этого никто не профукивал. Спустя восемь лет нам пропихивают оригинальную мысль: империализм — плохо, а любовь — зла.

Эволюция Джона Сноу тоже оставляет вопросы. Джон, при всем его обаянии, и раньше не казался Эйнштейном (одичалая Игритт как в воду глядела, когда говорила: «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу»). Несколько сезонов подряд они демонстрирует полное отсутствие гибкости и умения просчитывать последствия. Он и умирал из-за этого: привел толпу одичалых в Черный замок, а братья Дозора не поняли. Но в финале выглядит просто идиотом. «Дейнерис сожгла Королевскую гавань, потому что Серсея не оставила ей выбора» — говорит он Тириону. А Тирион почему-то не кричит ему в лицо: «Колокола, Джон! Они звонили в колокола, прошлая серия так и называется, иной тебя подери, «Колокола»! Она сжигала людей, которые сдались!» Странно даже не это, а то, что Джон, который на протяжении семи сезонов принимал решения самостоятельно, вдруг стал бесхребетным подкаблучником. И при этом падким на манипуляции. «Она убьет всех. Джон» — «Нет, Тирион, она — не ее отец» — «Джон, она убьет тебя» — «Тирион, это ей решать» — «Твои сестры, Джон! Она твоих сестер тоже убьет» — «А вот это проблемка».

Смерть самой крутой королевы в сериале обставлена, как в оперетте: объятия, поцелуй, удар кинжалом исподтишка, кровавые сопли. Даже удивительно, почему Джон после этого не спел, настолько это все не в его стиле. Точно также в третьей серии финального сезона убрали Короля ночи — олицетворение страшного, нечеловеческого зла посадила на перо девочка, которая подошла из-за угла. Почему Дрогон, оставшийся, как Бэмби без мамы, в бешенстве не сжег Королевскую гавань еще раз, а просто расплавил Железный трон и аккуратно эвакуировал тело? Поразительная сознательность для существа, всего пару сезонов назад не отличавшего человеческих детей от козы.

Финишная прямая. Король Брандон Старк, действительно, — киндер-сюрприз для тех, кто не читал слитый в сеть сценарий. Про него уже шутят: Дрогон расплавил Железный трон, потому что Бран приехал со своим. Да, Бран обладает сверхспобностями. Но для непосвященных, то есть большинства населения страны, Бран — человек с ограниченными возможностями здоровья. А средневековый король должен выглядеть сильным. Особенно накануне затяжного кризиса: война только что закончилась, вокруг разруха, а впереди — долгая зима. Но проблема в том, что даже те, кто в курсе сверхспособностей Брандона Сломленного, очевидно, не до конца понимают, что он такое. В начале сезона юноша четко сказал, что он теперь не совсем человек, и вообще больше времени проводит в прошлом, чем с современниками. Почему король Вестероса он, а не Санса, которая крепкая хозяйственница и знает, что зимой доспехи надо выкладывать изнутри кожей, чтобы они не примерзали к туловищу? Да и ее давний знакомец, «Зяблик», лорд Робин Аррен, подрос и стал похож на человека. Джендри Баратеон в лордах совсем недавно и тоже мог бы стать удобным королем. «Что объединяет людей? Армии? Золото? Знамена? — говорит Тирион, агитируя за Старка. — Истории. Нет ничего сильнее хорошей истории». Сценаристы «Игры престолов», которая заставляет миллионы жертвовать сном ради новой серии и формирует повестку для рекламных кампаний чего угодно, делают мощный комплимент сами себе. Не замечая, что разменяли свою хорошую историю на шоу.

В восьмой серии четвертого сезона есть «монолог о жуках». Джейме приходит в темницу к Тириону, которого ждет суд поединком за убийство короля Джоффри. И Тирион вспоминает кузена Орсена Ланнистера, которого уронили в детстве и он вырос дурачком. Он сидел в саду и давил жуков камнями — часами, днями, неделями. А Тирион наблюдал за ним, пытаясь понять, зачем он это делает. Тириону было жаль жуков, которые бессмысленно гибли тысячами, а может и миллионами. «Он действовал не бессознательно. У него были причины. Какие?» Тирион тогда так и не нашел ответа, возможно, потому что еще не был знаком с Дейнерис, у которой ответ был. Но тогда, четыре года назад, многие посчитали, что Тирион говорит о боге. Или о Джордже Мартине и о его методике выбора, кому из героев жить, а кому умереть. Именно за это и любили сериал: множество отличных героев, среди которых можно выбрать любимчика — и он в любой момент может скончаться. В восьмом сезоне нет даже этого. «Джордж Мартин устал нас любить» — могли бы сказать его персонажи.

На протяжении восьми лет создатели «Игры престолов» сделали ее частью культурного фона. «Я не смотрел ни одной серии «Игры престолов» — все равно, что сказать: «Я не такой, как все». В такой ситуации, как ни расстарайся, все равно найдутся недовольные. По крайней мере, Джордж Мартин в двойном выигрыше. Его книги всегда были населены гуще, чем их экранизация, сюжетных линий было больше, и во всем этом чувствовался замысел: внутри резного шарика вращался другой, за ним — третий, а что там в конце, было не разглядеть. А значит, вся надежда теперь на Мартина.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Каждому — свое. Что случилось в финальной серии «Игры престолов»

Вслед за кофе в «Игре престолов» нашли минералку

Актёр из «Игры престолов» устроил столпотворение в «Ленэкспо»

«Удручающая некомпетентность»: Фанаты «Игры престолов» требуют переснять финальный сезон

Пятый эпизод восьмого сезона «Игры престолов»: По ком звонит колокол

Дракарис! Что ждет зрителей в четвертой серии восьмого сезона «Игры престолов»

Что случилось в третьей серии заключительного сезона «Игры престолов». Пересказ «Фонтанки»

Ночь удивительных открытий. Герои «Игры престолов» готовятся к битве с Королем ночи

Джон Сноу теперь все знает. Что случилось в первой серии заключительного сезона «Игры престолов»

Стивен Кинг рассказал, кто займет Железный трон в финале «Игры престолов»