«Мы придумали такое определение их жанра — гонзо-реп». Экс-гитарист «Дельфина» — о новом альбоме «макулатуры», музыке и плохих русских фильмах
Павел Додонов — гитарист, пожалуй, с самыми узнаваемым стилем на современной сцене. Звуковой экспериментатор, использующий самостоятельно придуманные гитарные строи, играющий то отверткой, то осколком стекла вместо медиатора, увы, для подавляющего большинства известен только как бывший гитарист Дельфина. Покинув проект Андрея Лысикова, музыкант плотнее занялся сольным творчеством, а также работой в других группах. За два года «свободного плавания» Додонов выпустил новый сольный альбом Thermoplegia, вместе с группой Race to Space попал к Урганту, а также стал сочинил музыку для одной из серий сериала «Мертвое озеро» на ТНТ.
Однако настоящей неожиданностью стало «место» — коллаборация Додонова и реп-дуэта «макулатура». «Отцы экзистенциального хип-хопа» Евгений Алехин и Константин Сперанский предстали в совершенно новом звучании, а Додонов не только записал гитары для альбома, но и полностью спродюсировал его. «Фонтанка» поговорила с Додоновым о рэпе и репе, клейме гитариста Дельфина и Роме Звере.
— В интервью Colta.ru в июне 2017 года вы сказали, что хотите избавиться от клейма «гитариста Дельфина». Как на сегодняшний день обстоят с этим дела?
— Особенно ничего не изменилось.
— А вас это волновало?
— Конечно, хочется, чтобы тебя знали как Павла Додонова. Например если брать альбом «макулатуры», некоторые люди говорят, что это очень похоже на Дельфина. Они, видимо, не знают, что это мой саунд. Я — Павел Додонов, это моя гитара, мой стиль, моя музыка. Дельфин это, или «макулатура», или еще какая то группа.
— Как вы с «макулатурой» решили сделать совместный релиз? Давайте начнем с того, как вы вообще познакомились.
— Мне в «ВКонтакте» написал Евгений Алехин, а я, если честно, не знал, кто это. Но послушал, и мне, по большей части, понравилось. По крайней мере, не выключил спустя 30 секунд. Меня чем-то зацепило, и мы начали переписываться, а потом встретились и нашли точки пересечения. Я почувствовал, что нам можно вместе поработать. Изначально речь шла о том, чтобы записать гитару для одной песни. Ребята на тот момент уже начали сводить альбом, но он был сырой, и я предложил: «Давайте я вам полностью сделаю альбом, запишу гитары и аранжировки ко всем трекам».
— С этим связана отсрочка релиза почти на полгода?
— Да, они планировали выпустить альбом в сентябре, но я сказал: «Если хотите осенью, тогда без меня».
— Вы пришли и принялись работать с уже более-менее собранным материалом. Как это технически происходило?
— Альбом на тот момент был сделан процентов на 30. Я просто слушал трек и сразу включал запись. С «макулатурой» у меня не было каких-то сложностей в плане сочинения гитары, это очень легко давалось. Труднее было с аранжировками с поиском саунда, то есть с последующей студийной работой. Пришлось заново сочинять барабаны, какие-то клавиши менять или убирать, в общем, полностью делать аранжировку.
— И вы ещё к концертам делаете аранжировки старых песен?
— Это не то чтобы аранжировки, скорее импровизация. В какой-то мере я повторяю то, что было у Феликса Бондарева (композитор и гитарист «макулатуры», сочинивший музыку к альбомам «Пляж» и «Сеанс» — Прим.Ред.), а что-то делаю совершенно по-своему. Но даже треки нового альбома на концертах будут звучать чуть иначе, просто там получилось очень много гитар и, чтобы вживую изобразить все это, нужно собирать целый коллектив.
— Я помню ваше выступление с «макулатурой» на «Буковски-фест», где их старые песни звучали с вашим узнаваемым стилем.
— Эта была чистая импровизация, я даже не готовился.
«Раньше были мужики такие, усатые, которые слушали только Led Zeppelin и Deep Purple»
— Насколько вам близки тексты «макулатуры»?
— Есть какие-то моменты, которые не мои, с которыми я не согласен, но в целом мне нравится. Женя какие-то тексты переделывал, часть вокала была записана в Индии. О треке «Реп» мы даже спорили, потому что музыка придумывалась под другой текст, а Алехин решил переделать его, и новый вариант, как мне казалось, не совпадает с этой музыкой. Но потом как-то сложилось.
— Треки «макулатуры» раньше были более общественно-политические, так сказать, направлены на внешнее, а в последних релизах больше внимания уделяется внутреннему. Что вам ближе?
— То, что сейчас. Новый альбом более взрослый, его нужно слушать много раз, чтобы как-то вникнуть. Он сложнее, чем «Пляж» и «Сеанс», где все очевидно и доступно. Можно было бы еще круче сделать, если бы мы с ребятами делали этот альбом с нуля. Но тогда мы бы его года два делали. Я работаю долго, а они быстро, и из-за этого у нас много трений. А если говорить о песнях, мои фавориты — «Поддавки», «Реп». И трек «Последний год на Земле», не свойственный «макулатуре».
— Альбом не заметили крупные СМИ, даже число подписчиков «ВКонтакте» почти не изменилось. Вас как творца это задевает?
— Меня — точно нет. А ребята — мне кажется, они на своем месте и не особо стремятся к какой-то популярности. Мы придумали такое определение их жанра — гонзо-реп. У них нет классического флоу (манеры читки — Прим.Ред.), это даже не читка, а прочтение под музыкальное сопровождение.
— Насколько высоко вы оцениваете последний релиз Дельфина?
— Честно говоря, даже ничего не могу сказать по этому поводу.
— Но вы его хотя бы слушали?
— От начала до конца — нет. Никак не оцениваю. Он просто есть, и есть.
— Тогда же, в 2017 году, вы сказали, что из современных музыкантов вам практически никто не симпатичен. А в каком состоянии находится российская сцена сейчас, в апреле 2018 года?
— Не особенно интересуюсь, но, по-моему, все очень плохо.
— Почему?
— Когда я слушаю Kanye West, у меня одна мысль в голове: «В задницу русский рэп». Это если говорить про рэп. А вообще, не хочется говорить какие-то банальные вещи про искренность, про настоящее, но мне ничего не нравится из того, что я слышу.
— Может, из западных новых артистов кто-то удивил? Сейчас вот все тащатся по Билли Айлиш.
— Если честно, я очень мало музыки стал слушать, превратился в старпера. Раньше были мужики такие, усатые, которые слушали только Led Zeppelin и Deep Purple. А у меня вот есть свои группы, которые для меня вне времени, и я продолжаю ими вдохновляться. Например, LCD Soundsystem, у них был в 2017 году альбом, или Benjamin Clementine. А из русских — даже не знаю...
— Все унылые?
— Да нет, не унылые, все очень даже веселые, просто не было такого, чтобы я что-то новое послушал от начала до конца. Вот у Хаски предыдущий альбом я слушал. Но это давно. А еще... во! Гуф мне понравился.
«Попытки политизировать творчество и искусство — совершенно не моя история»
— «Википедия» говорит, что у вас больше 25 гитар. Это коллекционирование или вы, правда, на них играете?
— Я не занимаюсь коллекционированием ни примочек, ни инструментов, и ненавижу коллекционеров, потому что из-за этих дураков очень завышены цены на многие гитары и оборудование. Я играл на всех гитарах, так как использую нестандартные строи и, к тому же, у каждого инструмента свое звучание. Когда сочиняешь музыку, берешь одну гитару, и у тебя может вообще ничего не получиться, а потом берешь другую, и это оказывается стопроцентное попадание. У меня достаточно дешевые гитары, шведские, японские. Я их называю «брошенные дети»: когда их покупал, спрос был невелик, а теперь они снова популярны.
— Сколько стоит самая дорогая?
— Это Fender Jaguar 1963 года, не помню, сколько она сейчас стоит на Ebay, — 3,5, наверное, или четыре тысячи долларов. А самая дешевая — Vox Shadow, старенькая гитарка за 80 долларов. Но это были те времена, когда доллар был 27 рублей или даже 23.
— Из тех славных времен предлагаю вернуться в нашу нынешнюю реальность. В конце 2018 года по стране прокатилась волна отмен концертов популярных исполнителей, и вновь заговорили о том, что молодежь слушает неправильную музыку. На ваш взгляд, должны ли люди творчества ощущать ответственность перед новым поколением?
— Нет. Только перед самим собой нужно нести ответственность за свое творчество. Молодой человек сам вправе выбирать, что ему слушать и что делать. Родители очень любят обвинять кого-то в том, что их сын, дочь стали плохими.
— Вы тоже отец — как строите отношения с дочерью?
— У меня ребенок еще маленький, но я стараюсь давать полную свободу, хотя ей всего пять лет. Но я вообще такой отец, что мной легко манипулировать, а дети еще те манипуляторы. Я ненавижу запреты и табу... и даже на такие темы не очень люблю разговаривать, потому что эти попытки политизировать творчество и искусство — это совершенно не моя история.
— Вам хватает тех возможностей для реализации, что есть сейчас? Например, если бы вдруг появился спонсор с вагоном денег и сказал: «Вот, Павел Викторович, потратьте это все на творчество!», что бы вы сделали в первую очередь?
— Хорошая фантазия! Я снял бы студию или даже купил бы, заперся бы там и творил. Занимался бы сольным творчеством. А если бы появился кто-то интересный для меня, то продюсировал бы его.
— Вы в других интервью говорили, что у вас сольного материала на пять альбомов вперед.
— Да, так и есть.
— А в чем сложность его выпускать?
— Неуверенность в себе. Но скоро будет новый релиз обязательно.
— Под конец — рубрика «Посоветуй». Книга, фильм, альбом, что-то, что вас в последнее время удивило.
— Если брать сериалы, то «Прослушка». Я не смотрел ее в свое время, увидел только в прошлом году. Хороший сериал, великий! Заразил меня Алехин словом «великий». Фильм «Аннигиляция» понравился очень — с кино у меня, как с музыкой: люблю старое. Впечатлил альбом Марка Ланигена With Animals и проект Джеффа Берроу Beak. Можно сказать, я фанат Берроу, особенно запомнился последний альбом его группы Portishead. Ах, вот, ещё сходил на премьеру фильма «Завод» Юрия Быкова и убежал через минут 15.
— Почему? Быков же неплохой.
— Ужасное кино. Из русского кино достойный — последний фильм Хлебникова, «Аритмия».
— Про «Лето» даже ничего говорить не буду, кроме того, что оказалось, что Рома Зверь на удивление хороший актер. Группу «Зоопарк» переиграли зря, потому что получились «Звери», играющие «Зоопарк». Вся прелесть «Зоопарка» была в том, что они особо играть не умели и излучали какую-то трогательность, откровенность. Это один из немногих русских коллективов, которые мне нравятся. Еще «Аукцыон», «Ноль» — но старые альбомы, «Звуки Му», «Комитет Охраны Тепла». А самая главная для меня русская группа — конечно же, «Гражданская оборона», и она навсегда для меня останется таковой.
Алексей Нимандов, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны