Напугал клип «Страшно» Shortparis? Представляем десять альтернативных групп, которые могут выступить ещё мощнее

27 декабря 2018, 18:22
Версия для печати Версия для печати

Падающий режим в песнях Арсения Крестителя, новые подопечные продюсера Гречки, упаднические образы и разбегающиеся смыслы в треках «темы креста». «Фонтанка» выбрала десятку независимых групп, которые могут громко заявить о себе в 2019 году.

Петербургская группа Shortparis, выпустив провокационный клип «Страшно», вырвалась в число самых обсуждаемых музыкальных коллективов России. Видео об опасностях школьного образования и неизбежной угрозе собрало сотни тысяч просмотров и тысячи комментариев в Сети. «Фонтанка» выбрала десятку альтернативных групп, которые пока известны лишь узкому кругу поклонников, но имеют все шансы повторить успех Shortparis в 2019 году.

Арсений Креститель

Арсений Морозов, лидер Sonic Death — группы, которую смело можно называть одной из важнейших для русской независимой музыки — решил немного отдохнуть от жужжания гаражного рока и записал взрослый и созерцательный альбом «31». Это психоделичное, стилистически безупречно выдержанное инди. Под такую музыку нет желания прыгать на танцполе: хочется оказаться где-нибудь возле иллюминатора на высоте 11 тысяч километров над землёй — отличное место, чтобы увидеть свою жизнь сквозь чуть иную оптику.

Собственно, это и предлагает слушателю Морозов: повзрослевшая аудитория Sonic Death приходит к нему уже с другими запросами, и он реагирует на них — как всегда, живо и остроумно. «Цветы покрыты снегом, я занимаюсь бегом, я жду, когда режим падет» — разве это не про всех тридцатилетних? Новая ипостась Арсения может оказаться естественным выходом из ситуации, когда вырастающий из основного проекта музыкант не хочет с ним расставаться, но и быть прежним больше не может.
 

«Ритуальные Услуги»

Человек-антилейбл Александр Ионов, сделавший из неизвестной пэтэушницы из Кингсеппа певицу Гречку, продолжает саботировать мейнстрим. Группа «Ритуальные услуги» записала под руководством продюсера второй альбом под названием «Типичный запрос в психологию».

Эти треки совсем не похожи на трендовый в уходящем году нежный меланхоличный инди-поп. Лаконично сыгранные — бас, флейта и электронные барабаны — песни «Услуг» в равной степени наивны и глубоки. Две девочки, которым нет и двадцати, поют об отношениях с мальчиками, феномене тотального одиночества в интернете, сублимации деструктивных переживаний в творчестве. Впрочем, разве это не одно из свойств молодости — с равным пылом обсуждать прыщи и поэзию Бродского? Сложно припомнить столь яркий и в буквальном смысле громкий дебют в русской независимой поп-музыке.

 

«Фивы»

О «Фивах» заговорили ещё до выхода первого альбома. В 2015-2017 годах группа выпустила несколько синглов, заинтересовавших слушателей и критиков. Так что появившуюся в самом конце 2017 года дебютную пластинку «Оста» ждали. Релиз отметили несколько серьёзных медиа, и артисты с успехом презентовали его в обеих столицах. В мае музыканты выступали на курёхинском фестивале SKIF, а осенью отправились в тур по России.

Вместе с декадентской танцевальной электроникой «Фивы» создают особый мир, балансирующий на грани сна и яви. Их песни можно не просто слушать, а проживать, как будто оказываясь в сюрреалистическом театре теней.

Группа взяла тайм-аут и пока не даёт концертов — будем надеяться, что эта добровольная аскеза закончится выходом новой записи, которая окончательно закрепит за коллективом статус лидеров российской тёмной сцены.

 

Синекдоха Монток

«ВКонтакте» последний релиз Синекдохи почему-то подписан как R&B, но мы уверяем: эта музыка не имеет никакого отношения к Рианне и Бейонсе. Синекдоха — псевдоним москвича Саввы Розанова, исполняющего чинный инди-поп с нетривиальными аранжировками. В 2018 году артист выпустил альбом «Глава III», последнюю часть триптиха «MMXVIII» (две предыдущие были опубликованы в 2017 году). Каждая больше походит на личный дневник, нежели на музыку.

Барочные мелодии Розанова, его высокий вокал не должны отпугивать слушателей. Сам артист говорит, что ему не свойственны ни снобизм, ни желание делать «элитарную» музыку лишь для узкой группы посвящённых. Это подтверждается растущим числом подписчиков Синекдохи в соцсетях: сложносочинённые, и в то же время человечные композиции находят отклик в сердцах россиян.

 

«Казускома»

«Казускома» — настоящие рокеры. Тяжёлые гитарные риффы, мощные барабаны, истеричный вокал — слушатель перемещается в условные семидесятые, мир, где правят бал Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. Участников «Казускомы» можно увидеть на фотографиях в окружении карликов и мрачных красоток в духе «Твин Пикса», а любимое словечко музыкантов — «нахрен». Всё это во многом поза, но ведь рок-н-ролл — это театр, где декорации не менее важны, чем сами актёры.



Фото: кадр из клипа

Возможно, именно по такой группе — громкой, честной и попирающей общественные устои — и соскучился российский слушатель, ведь подобных коллективов не появлялось со времён «Короля и Шута». Но музыканты не ограничиваются трансляцией старых добрых ценностей хард-рока. Одна из самых популярных песен «Казускомы», «Вокруг так много всего», — фит с рэпером Хаски.



«Деревянные Киты»

Мурманские «Деревянные киты» пишут волшебную музыку. Начинали с переливающихся шумовыми волнами пост-роковых полотен. А теперь дебютировали в поп-музыке, что выглядит очевидным решением: вокалистка Светлана Матвеева одинаково уверено чувствует себя как в затейливо прорисованных импровизациях, так и в жёстких рамках «куплет-припев-куплет».

Песня «Не помню, не слышу» — редкий случай, когда заигрывания с мейнстримом удаются артисту без потери уникальности. Это особенно ценно, учитывая, что жанр, в котором играют «Киты», всё меньше поддаётся определению: мечтательность шугейза, масштабность пост-рока и поп-мелодичность.

 

Батерс

2018 год прошёл под знаком хип-хопа, не прошли мимо жанра и независимые рок-музыканты. Петербуржец Лёня Батерс, игравший в гаражной группе Robot Monsta, попробовал скрестить рэп-читку с американским стоунером — получилось свежо и небанально.

Эклектичному Батерсу удаются и по-роковому громкие боевики, и задумчивые номера. В свойственных стоунеру восточных гармониях открывается неожиданно много созвучного рэперскому напору. Расслабленная манера читки, прекрасно ложащаяся на рычащий гитарно-басовый подклад, вполне может удовлетворить и любителей тяжёлых риффов, и тех, кто отдаёт предпочтение грувовым битам.

 

«Хадн Дадн»

Московские экспериментаторы «Хадн Дадн» переоткрывают фолк. Тревожные электронные подклады, минималистичные аранжировки и весьма своеобразный вокал — трио равно чужды как лубочность, так и склонность к простым музыкальным решениям. По словам вокалистки и клавишницы Варвары Краминовой, название группы она придумала, вспомнив слово, которым в детстве она называла всё, что придётся. Это словосочетание как будто подчёркивает абсурдистскую простоту текстов.

«Хадн Дадн» — фолк в том смысле, в котором он только и может существовать сейчас, в цифровом мире, где главный музыкальный инструмент — это ноутбук и мощный звуковой софт. Группа успела понравиться медиа и попасть в лайн-апы крупных отечественных фестивалей независимой музыки, так что вы ещё не раз услышите о них в наступающем году.

 

«Порез на собаке»

Александр Ситников, известный по проектам «4 Позиции Бруно» и «Птицу ЕмЪ», выпустил третий альбом своего сайд-проекта «Порез на собаке». Пластинка называется «Фегивербе», и это, пожалуй, самая авангардная запись в нашем списке.

Каждая песня — маленькое театральное представление, апеллирующее к тёмному человеческому началу, и, слушая «Фегивербе», легко ощутить дующий откуда-то из подсознания потусторонний ветерок.

Немногочисленные концерты группы проходят с фурором, за два года существования «Порез» превратился в звёзд андеграунда, и теперь всё в руках Фортуны, которая, надеемся, не отвернётся от артистов в тот самый момент, когда до вершины Фудзиямы осталось совсем чуть-чуть.

 

«тема креста»

Не будем акцентировать внимание на существующей с 1703 года проблеме противостояния двух столиц, не всё-таки отметим, что независимый музыкальный Петербург во многом складывается из групп мрачных и декадентских — такова и «тема креста». Группу хочется назвать «Ic3peak» «на максималках». И те, и другие исследуют тему депрессивной России, используя упаднические образы, и много внимания уделяют видеоарту. Но если «Ic3peak» действуют в лоб, не очень-то занимаясь музыкальной частью, и больше походят на дизайн-проект, то «тема креста» тщательно следит за звуком. В нём усматривается влияние таких важных для электронной сцены артистов, как Coil и Der Golem.

Будучи профессиональными драматургами, участницы группы Саня с Аней превращают каждое выступление в аудиовизуальное шоу, в котором нет деления на главное и второстепенное. По этой же причине группа, кстати, избегает заглавных букв в названии и текстах. 13 декабря дуэт выпустил второй альбом «инфинитезималь» и добавил к нему глоссарий, чтобы слушателям было проще оказаться в теме.

Андрей Переславцев, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Не только Монеточка: Как мог бы выглядеть идеальный лайн-ап «Нашествия»

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>