«Шлю тебе свое сердце»: В Петербурге показывают выставку-блокбастер Фриды Кало и Диего Риверы

19 марта 2019, 12:02
Версия для печати Версия для печати

В Музей Фаберже вернулась Фрида. 20 марта начинает работу для публики выставка «Viva la Vida». Главная сенсация — работы мексиканской художницы и её супруга Диего Риверы впервые в истории показывают вместе.

Размеры выставки, экспонаты для которой привезли из музеев и частных собраний Мексики, Европы и Латинской Америки, внушительны — свыше 90 произведений. Это живопись, рисунки, литографии, фотографии и документы, в том числе из российских государственных архивов, — как это у нас часто бывает, доселе не показанные широкой публике, несмотря на очевидную ценность. Не было их и на предыдущей выставке Фриды Кало, которая проходила в том же Музее Фаберже в 2016 году.

Совпадение, конечно, странное: то не было выставок Фриды Кало в Петербурге, а то — сразу две, притом часть работ привозится повторно (а это удовольствие дорогое, государственным музеям практически не под силу). Таковы причуды спонсора, пожелавшего вновь увидеть мексиканскую художницу в Петербурге. Опять собрать аншлаг удастся разве только на «безрыбье» общей художественной повестки в городе. Но пока что билеты можно спокойно купить на сайте музея хоть на первый день работы экспозиции, хоть на первые выходные.

Концепция новой выставки коммерчески выигрышна: история любви, «иконами» которой стали Фрида Кало и Диего Ривера, коллеги-художники и супруги. Так что при массивном продвижении, на которое у Музея Фаберже средства есть, новый хит возможен. Правда, как раз цель заработать на выставке культурная институция не преследует: насчет итогового бюджета проекта в московском «Манеже», где эту же выставку посетили свыше 350 тысяч человек, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимир Воронченко ответил, что она «конечно, не окупилась», но значения это не имеет.

Выставка-роман

В Петербург из Москвы переехала первая совместная выставка Фриды и Диего в истории, подтвердил на вернисаже директор Музея Долорес Ольмедо Карлос Филлипс Ольмедо. Ему принадлежит крупнейшая в мире коллекция произведений пары.

Экспозицию преподносят как роман: Она была тяжело больна и терпела его измены, Они расходились и сходились вновь, потому что не могли друг без друга жить, посвящали друг другу произведения и письма. Для особой иллюстративности у входа размещены несколько выбивающиеся из общего антуража инсталляции: гигантская кровать, на которой установлена скульптура оленя с лицом Фриды (отсыл к картине Фриды «Раненый олень»), корсеты, мексиканские костюмы. Все это — без особенной цели, со слов организаторов, — «ради шутки».

В музее рассчитывают на самую широкую аудиторию, в том числе любителей косплея: в день торжественного открытия выставки председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимир Воронченко объявил, что вход для посетителей в костюмированных образах Фриды и Риверы будет бесплатным. В Москве конкурс костюмов (такой в Петербурге тоже проведут) собрал сотни участников.

К слову, Владимир Воронченко рассказал, что предыдущая выставка Фриды в Петербурге удивила его составом посетителей: из общего числа примерно в 300 тысяч гостей примерно 40 процентов составили женщины до тридцати.

«Мы пытались осмыслить и понять, почему Фрида популярна среди молодых женщин, — рассказал Воронченко. — Она — икона: стиля, любви, мужества. И, возможно, каждая женщина хотела бы найти во Фриде часть самой себя».

Фрида vs Диего

Выставку вслед за фотографией целующихся художников открывает знаменитый автопортрет Фриды Кало с обезьянкой. Половина зала по правую руку от него отведена под работы Фриды, по левую — Диего. Повествование идет в хронологическом порядке: начав с Кало, посетители видят карандашный рисунок «Авария» 1926 года, где Фрида изобразила то самое столкновение автобуса с трамваем, навсегда изменившее ее жизнь. Рядом — картина «Автобус» 1929 года, несмотря на близость сюжетов, не несущая той же смысловой нагрузки: среди пассажиров — близкие художницы, крайняя справа — она сама, еще в европейском платье, какое она носила в ту пору.

Фрида Кало. «Авария» (1926)
Фрида Кало. «Авария» (1926)

Фото: Михаил Огнев

Фрида Кало. «Автобус» (1929)
Фрида Кало. «Автобус» (1929)

Фото: Михаил Огнев

Переход к национальному в собственном стиле Фрида совершила под влиянием Диего Риверы. Это заметно уже на картине «Портрет Вирджинии» (1929). Далее через причудливый «Портрет Лютера Барбаника» — ученого, занимавшегося растениями и мечтавшего вырастить сверхчеловека, — публика переходит к портретам. Узнает, что наиболее ярко и символично Фрида писала женщин, а мужчины у нее всегда появлялись «как на паспорт». Внутренняя боль художницы из-за отстранения любимого, его измены с ее сестрой, невозможности иметь детей выразились в картинах «Больница Генри Форда» и «Несколько царапин»: на которой краска цвета крови выходит за пределы полотна — на дерево рамы. Среди поздних работ Фриды на выставке представлен «Круг» 1954 года — где от ее тела представлен только корпус без головы и ног (картина написана после ампутации ноги, в год ее смерти).

Фрида Кало. «Несколько царапин». 1935
Фрида Кало. «Несколько царапин». 1935

Фото: Михаил Огнев

Фрида Кало. «Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы» (1944) и Портрет Доньи Роситы Морильо (1944)
Фрида Кало. «Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы» (1944) и Портрет Доньи Роситы Морильо (1944)

Фото: Михаил Огнев

Половина зала с картинами Риверы по настроению сравнительно беззаботна. Автопортрет, выставленный первым среди его работ, написан в год рождения Фриды — 1907-й. В отличие от Кало, которая пришла в живопись самоучкой, Ривера получил профессиональное образование, испытал влияние крупных авторов, пробовал себя в разных направлениях — например, об его увлечении кубизмом говорит картина «Телеграфный столб». Диего искренне восхищался женщинами, и они его любили: его энергия, по свидетельствам очевидцев, наполняла любое помещение, куда бы тот ни входил. На выставке есть написанный им портрет его первой русской жены Ангелины (1918) и «Обнаженная с каллами» (1942). Увлечение Риверы Советским Союзом отразилось в серии работ 1955-1956 годов: «Женщина, убирающая снег», «Ребенок-спутник», «Ребенок на санках», «Русская медсестра».

Диего Ривера. «Женщина, убирающая снег». 1955
Диего Ривера. «Женщина, убирающая снег». 1955

Фото: Михаил Огнев

О других интересах Риверы — повседневная жизнь мексиканского народа, коллекционирование скульптуры доколумбовой эпохи — посетители узнают уже в следующем зале. Туда ведет галерея с фотографиями, отражающими хронологию жизни пары.

Ривера пережил Кало на три года. Среди последних её работ — арбузы, на одном из которых вырезаны слова, положенные в название выставки: Viva la vida! В год своей смерти — 1957-й — Ривера также написал арбузы, и их также предлагается увидеть зрителям.

Диего Ривера. «Арбузы» 1957
Диего Ривера. «Арбузы» 1957

Фото: Михаил Огнев

Постскриптумом к выставке становится зал, где собраны работы, на которых художники изображали друг друга. Фрида написала Диего в виде пушистого цыпленка, сидящего под лишенным листвы деревом. А Диего изобразил лик возлюбленной — уже спустя год после ее смерти — в сердце. Но не в таком, которое гламурно рисуют влюбленные, — а в таком, как оно выглядит в медицинских справочниках, с хлещущей из аорты кровью.

Фрида Кало. «Цыпленок». 1945
Фрида Кало. «Цыпленок». 1945

Фото: Михаил Огнев

Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955
Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955

Фото: Михаил Огнев

Тут же — несколько писем Фриды к Диего. Последнее — короткое, без даты:

«Мой мальчик, со мной все хорошо, писала немножко картины. Люблю тебя больше жизни, ты это знаешь. Береги себя, не переутомляйся и кушай хорошо. Придешь вечером? Шлю тебе свое сердце. Твоя Фрида».

Экспозиция пробудет в городе до 19 мая.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019

Санкции не лишат Вексельберга яиц Фаберже

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>