Ђќскарї-2019: ÷вет и музыка

25 феврал€ 2019, 09:23
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ Ћос-јнджелесе вручили статуэтки «ќскара». Ћейтмотивами церемонии стали гражданский пафос, борьба с ненавистью — и много-много музыки.

»нтрига в 2019 году была нешуточна€: с уверенностью назвать победител€ нельз€ было ни в одной из номинаций.  ажда€ требовала от американской  иноакадемии не просто выбора лучших, а тонкой дипломатии.

Ћучшим фильмом стала ««елена€ книга». ≈Є же признали лучшим сценарием и за работу в ней же наградили ћахершалу јли как исполнител€ роли второго плана (хот€ вообще-то его герой в ленте — один из главных). јли играет темнокожего музыканта ƒона Ўирли, который вместе с итало-американским вышибалой совершает гастрольное турне по —Ўј шестидес€тых. ѕричем по самым расистским из штатов.

¬ общем, у академиков не было выбора — за главную из статуэток сражались три фильма о расовых проблемах и ксенофобии: комикс «„ерна€ пантера», «„ерный клановец» и « нига». ¬ некотором смысле о том же самом четвертый т€желовес, «–ома». Ќо «–ома» и так светилась, как медный п€так, в каждой номинации. Ќаграждать «ѕантеру» было опасно: уже включать в шорт-лист комикс от Marvel казалось смелым жестом, всЄ-таки супергеройское кино живет в прокате, а не в мире премий. « лановец» слишком пестрый — даже дл€ нынешней академии вручать ему статуэтку было бы смело.



‘ото: кадр из фильма "«елЄна€ книга"

ћексиканска€ «–ома», котора€ однозначно считалась фаворитом нынешнего «ќскара», получила статуэтку за лучший фильм на иностранном €зыке. ≈е автор јльфонсо  уарон еще дважды подн€лс€ на сцену — чтобы получить награды как лучший оператор и как лучший режиссер. ‘ильм — его перва€ почти за двадцать лет работа в родной стране. Ќе только возвращение к ее фактуре, но и новаторский опыт: с суровым черно-белым изображением, меланхоличным созерцанием жизни главных героев.  уарон не зр€ вспомнил в одной из своих речей италь€нских и французских авторов п€тидес€тых: лента правда очень похожа на европейское кино «золотого века». “ем более это неожиданно дл€ автора, добившегос€ успеха в √олливуде, сн€вшего самого удачного «√арри ѕоттера» («”зника јзкабана») и ранее получившего «ќскара» за космическую «√равитацию». Ќаконец, «–ома» тоже развивает проблему расовой дискриминации, пусть по-своему и опосредованно. Ќастолько выдающийс€ фильм, сн€тый в стране, от которой официальные власти буквально собираютс€ отгородитьс€, сам по себе говорит о мигрантах как источнике не только беспокойств, но и таланта, энергии, нового €зыка и новых тем.

ѕомимо того, что тема ксенофобии была за€влена в фильмах, ее еще и озвучивали со сцены. ¬о-первых, подн€вшийс€ получать приз за лучшую мужскую роль –ами ћалек, исполнитель роли ‘редди ћеркьюри в «Ѕогемской рапсодии». ќн произнес эмоциональную речь, напомнив, что его персонаж был геем и мигрантом и выразил надежду, что подобные фронтмену Queen (и самому актеру, родители которого эмигрировали из ≈гипта) таланты смогут реализовыватьс€ и дальше.

≈ще эмоциональнее высказалс€ режиссЄр «„Єрного клановца» —пайк Ћи. ќн вообще, пожалуй, стал героем церемонии — даже если бы на сцену не подн€лс€, всЄ равно бы запомнилс€ истошно-фиолетовым нар€дом и си€ющими на пальцах перстн€ми, из которых складывались слова hate и love. Ћи говорил о ненависти, о том, что победа над ней не бывает окончательной. ј под конец сорвал аплодисменты — напомнил, что в 2020 году предсто€т президентские выборы, и американцам предстоит сделать правильный выбор между любовью и нетерпимостью.

ƒруга€ запоминающа€с€ речь прозвучала из уст ќливии  олман — на «ќскаре», пожалуй, давно не было настолько искреннего, удивленного и трогательного победител€. Ѕританска€ актриса получила статуэтку за роль в «‘аворитке» — и рассыпалась в комплиментах своим соперницам, слала приветы родным. ¬ общем, вела себ€, как и подобает большой актрисе, котора€ уже и отча€лась получить хоть какое-то признание — и вот оно внезапно пришло.

≈ще одним лейтмотивом церемонии была музыка. ќна зан€ла целый внушительный блок раздачи «ќскаров»: традиционно не слишком интересные музыкальные номинации на сей раз были не менее интригующими, чем прочие. “ам развернулась битва между «Ѕогемской рапсодией» и ««везда родилась», то есть между Ћеди √агой и группой Queen. ясно, битва титанов. ¬ которой убедительную победу одержала молодость — √агу наградили за лучшую оригинальную песню, а участники легендарной рок-группы так ничего и не получили. ј «ќскар» за лучший саунтрек всЄ-таки унесли создатели «„Єрной пантеры», и это вновь — не только о музыке, но и о борьбе против расизма.

¬роде как испортить церемонию должен был конфуз с ведущим — его впервые за тридцать лет не было. –азвлекать зрителей собиралс€ комик  евин ’арт, но актЄру припомнили старые гомофобные твиты, и он вз€л самоотвод. ѕотер€ была не такой ужасной: вручанты просто смен€ли друг друга на сцене. Ѕез тамады скучно не было, без заказывани€ пиццы и гэгов с приводом в зал китайских туристов никто не уснул.

÷еремони€ получилась €ркой, бойкой, динамичной. √ражданский пафос не звучал ложным — и Ћи, и ћалек, и  уарон с  олман, и создатели « ниги» были, в первую очередь, эмоциональными, а потом уже пламенными трибунами. ј главное — јкадеми€ в очередной раз продемонстрировала, с одной стороны, готовность воспринимать и оценивать новое. — другой — выходить из ситуаций, которые кажутс€ слишком запутанными, делать выбор тогда, когда он кажетс€ почти невозможным.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„итайте также:

ќт “арантино до ѕелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

 

 уда пойти с 3 по 5 декабр€: театральный парад, Ђ«олота€ маскаї, Ђ—таи китовї в клубе и признаки –ождества

¬ первые выходные зимы пройдитесь по музе€м, чтобы посмотреть на работы италь€нцев-классиков, ищите новогоднее настроение на театральном Ђ–ождественском парадеї, забегите в Ќикольские р€ды или послушайте музыку в новых пространствах. ¬ гиде по снежному петербургскому уик-энду Ђ‘онтанкаї собрала два дес€тка идей того, как стоит провести дни отдыха. ¬ гиде по снежному петербургскому уик-энду Ђ‘онтанкаї собрала два дес€тка идей того, как стоит провести дни отдыха.

—татьи

>