«Богемская рапсодия»: Ублажение чувств верующих

01 ноября 2018, 15:27
Версия для печати Версия для печати

В кинотеатрах — «Богемская история», долгожданная биография Фредди Меркьюри. Которая обернулась сухим и бесхитростным изложением фактов из жизни артиста.

Биографию Меркьюри анонсировали давно и бурно. Еще восемь лет назад Саша Барон Коэн грозился сыграть музыканта и показать его таким, каким мы лидера Queen никогда не видали. Потом, правда, передумал. После него на роль был утвержден Бен Уишоу — что само по себе обещало нечто очень любопытное. Но он тоже ушел из проекта.

Главное, что смущало в обещанном житии преподобного Меркурия — даже не свистопляска с актерами, а то, что идея фильма принадлежала бывшим коллегам музыканта, Брайану Мэю и Роджеру Тейлору. Более того, они старались к съемкам иметь как можно более близкое отношение. И Коэн, и Уишоу ушли во многом из-за давления с их стороны. Участники Queen хотели показать свою версию биографии Фредди, разом прекратить все слухи и разговоры и утвердить официальный образ коллеги и товарища. Вот таким он был — и больше никаким.

К работе над сценарием привлекли Питера Моргана, автора сериала «Корона», фильмов «Фрост против Никсона» и «Последний король Шотландии». Что обещало оригинальность и эффектность сюжета. Не вышло: Морган даже не пытается выйти за рамки заурядности. Лохматых парней встречает жгучий зубастик, группа добивается феноменальной славы, но та становится для нее тяжелым испытанием, которое музыканты все же преодолевают. «Спасибо, что живой» на фоне этой школярской вещицы покажется революцией в сюжетосложении.

Хотя, если задача была порадовать фанатов Queen, ее Мэй и Тейлор выполнили на славу. Откопали старые записи, нашли дорожки с голосом Меркьюри, сделали новые аранжировки хитов и даже знаменитой заставки студии «Двадцатый век Фокс». Более того — последние двадцать минут фильма — это старательно, минута в минуту реконструированное выступление группы на Live Aid, даже те, кто к Queen холоден, наверняка вскочат с мест и начнут прыгать под Radio Ga Ga. Логично, что саундтрек вышел за месяц до премьеры фильма в кинотеатрах — но этим, признаемся, можно было и ограничиться.

«Рапсодия» напрочь лишена каких-либо острых углов, она настолько стандартна, насколько это возможно. Думается, и режиссера меняли посреди съемок — Брайана Сингера прогнали, его место занял актер Декстер Флетчер — чтобы сделать ленту еще более аккуратной и никакой. Ни про Рами Малека, который играет Меркьюри, ни про исполнителей ролей остальных квиновцев сказать нечего, кроме того, что они очень похожи на прототипов. Малек с достоинством несет ватку под верхней губой, чтобы изобразить прикус рок-звезды. Гвилим Ли успешно фланирует с шевелюрой Брайана Мэя на башке. Аллен Лич, достопамятный шофер Том из «Аббатства Даунтон», вносит в это шоу двойников какое-то разнообразие: ему досталась роль главного злодея, усатого соблазнителя, но какие буки могут быть в фильме про успех, красоту и гениальность!

Все это было бы ничего, если бы вокруг Меркьюри не было столько мифов, недоговоренностей, легенд и странностей. Если бы о нем не было снято столько документальных лент, в которых он представал живым, сложным, испуганным, сомневающимся. Если бы в этих фильмах о нем не рассказывали так трогательно и с такой откровенностью, те, кого он знал и любил — но, кстати, не Мэй и не Тейлор. А так фильм отдает каким-то официозным ответом из высших инстанций, сухим и формальным. Нет, ничего этого не было, ни любовников, ни страха смерти, ни ужаса перед болезнью, ни сложностей в характере. Хороший, добрый памятник с золотым голосом. Восковая фигура в лучах славы.

Снова восхищаешься теми, кто запрещает писать о себе воспоминания — пусть о фигуре фантазируют потомки, фанаты, слушатели, читатели. А друзья и коллеги пусть просто помнят, пока сами живут. Этого больше чем достаточно.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>