Фильм «Фаворитка»: Путешествие в дворцовый серпентарий

31 января 2019, 16:13
Версия для печати Версия для печати

В прокате — новый фильм Йоргоса Лантимоса. Супернатуралистичное путешествие в мир дворцовых интриг, напудренных париков и женского коварства.

Йоргос Лантимос вроде бы тесно связан со стилем сегодняшнего дня. И его англоязычные вещи — «Лобстер», «Убийство священного оленя» — и ранние греческие работы вроде «Клыка» не просто изображали современность. Они были устремлены вперед, в вылизанное, стерильное будущее. Поэтика стекла и бетона, лофтов и технологий стала казаться неотъемлемой частью режиссерского почерка Лантимоса. Тем неожиданнее его обращение к началу восемнадцатого века. Стоило ждать, что режиссер будет парики и дворцовые покои осовременивать, как это делала, скажем, София Коппола в своей «Марии Антуанетте». Заставлять персонажей плясать под инди-поп, например. Но он пошел иным путем.

Сюжет вышедшей на экраны «Фаворитки» даже архаичен. Лантимос впервые написал сценарий не сам, а пригласил австралийца Тони МакНамару. Чья работа основана, в свою очередь, на романтической драме Эжена Скриба «Стакан воды». Та же история: Британией правит королева Анна, а королевой — ее фаворитка Сара Черчилль, леди Мальборо. Появление новой служанки, обедневшей дворянки и кузины Сары, Абигейл Хилл, провоцирует при дворе борьбу за влияние на королеву и на политику. Только у Скриба в центре — собственно интриги. Война во Франции, принятие решений, назначения министров, противостояния партий в парламенте. МакНамара всё это отметает — оставляет в центре отношения трех женщин: королевы, фаворитки и претендующей на ее место служанки. Сюжет «интимизируется» — во всех смыслах. Концентрируется на отношениях и их оттенках, а они действительно весьма интимны. Обе фаворитки сражаются не только за политическое влияние на королеву, но и за место в ее постели.

Троица исполнительниц главных ролей — Оливия Колман (Анна), Эмма Стоун (Абигейл) и Рэйчел Вайс (Сара) — пожалуй, лучший актерский ансамбль за очень долгое время. Для Колман это настоящий прорыв — она умудряется быть одновременно острохарактерной актрисой, почти клоунессой, и играть серьезную драму. Эмма Стоун и Рэйчел Вайс строят свои роли как своеобразные «качели», мастерски манипулируют зрителем, заставляя то сопереживать своим героиням (невинной овечке и оскорбленной добродетели), то искренне желать им (коварной сучке и наглой интриганке) провалиться сквозь землю.

Британский оператор Робби Райан, соавтор Кена Лоуча и Стивена Фрирза, вместе с Лантимосом наделяет этот сюжет и эти характеры мощной, супернатуралистичной визуальной составляющей. Он снимает почти без дополнительного освещения — с рассеянным северным светом из-за окна или в полумраке, с дрожащим огнем тусклых свечей. Использует «фишай» — объектив, искажающий пространство — чтобы показать дворцовые покои как совершенно шизофреническое, искривленное, неправильное место, в котором ничего хорошего происходить не может. Даже, казалось бы, отвратительно дурновкусный ход — цитаты из живописи галантного века, Хогарта, Лиотара, Вермеера — внутри такого осязаемого, живого, жуткого мира становится вполне легальным.

Нет, может быть, это не лучший и не самый оригинальный фильм Лантимоса. Порой лента кажется оммажем лучшим годам Гринуэя, иногда смущает прямолинейностью. Но точно это самая законченная вещь режиссёра. Всё на своих местах и работает ровно так, как надо. Коулман, Стоун и Вайс — выдающиеся актрисы, и удачно, что они оказались вместе на съемочной площадке. Райан — лучший оператор, какого можно было пожелать для решения поставленных художественных задач.

А еще «Фаворитка» — да, очень злободневная. Это, с одной стороны, фильм о политике. О том, что это мир не хищных животных даже, а каких-то мелких грызунов. Мир барсуков, лобстеров, гусей — не зря именно эти представители фауны тут бегают по дворцовым покоям. С другой стороны, это достойный и взвешенный ответ оголтелой вере в «женский мир», «свободу, равенство и сестринство». Не ударяясь в мизогинию, Лантимос спокойно напоминает: человек существо коварное, в борьбе за счастье, славу и богатство он может себе подобных жрать по три раза в день. Женщина — не исключение.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

«Начни сначала»: Дженнифер Лопез о girl power

От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>