Уличные театры России хотят легализоваться. На встрече в Петербурге вспомнили полицию и закон о митингах
Российские уличные театры намерены внести поправки в законодательство и легализовать свою деятельность. Об этом объявили вечером 18 января на встрече Союза уличных театров России. Она собрала в северной столице как петербургских, так и московских режиссеров, актеров и продюсеров.
Рабочая группа, которая займется разработкой поправок в законодательство, уже создана. Однако, когда законопроект будет готов, чтобы внести его в Госдуму, не уточняется. Организаторы надеются успеть сделать это в Год театра.
Первая встреча Союза уличных театров России прошла 27 ноября 2018 года в Москве, сейчас в объединении состоит около 150 российских артистов-уличников и продюсеров. Союз намерен официально зарегистрироваться в качестве НКО. На встрече 18 января в Петербурге обсуждались не только планы объединения, но и проблемы взаимодействия артистов и полиции.

Фото: фото из группы Непредсказуемого предсказателя "ВКонтакте"
«Уже пять лет я, «Непредсказуемый предсказатель», работаю на ходулях на Невском проспекте профессионально. График — пять дней в неделю, каждый день по шесть часов, — рассказал уличный артист Леонид Энтелис. — Мой коллега пришел на нашу встречу из полицейского участка. Мы не нарушаем ни одного закона, получаем от прохожих деньги по устному договору дарения, и полицейские не имеют никаких оснований нас задерживать. Мы жили спокойно, пока два года назад не пришли мошенники (ростовые куклы — Прим.Ред.) в плюшевых костюмах, которые обворовывают людей — об этом было много репортажей. Полицейские стали за-мечать и нас».
Продюсер Ольга Аршанская, один из инициаторов создания Союза уличных театров, руководитель фестиваля «Ночь света в Гатчине», заместитель директора фестиваля «Точка доступа» и создатель фестиваля уличных театров на Елагином острове более подробно рассказала о ситуации, в которой живут артисты: «Статус уличного артиста отсутствует. Мы, действительно, не имеем права выступать на улице, если это не фестиваль. Либо вы незаконные предприниматели, которые выходят на улицу, зарабатывают и не платят налоги, либо вы нарушаете закон о рекламе, либо вы нарушаете закон о массовых акциях, митингах и демонстрациях. В любом случае, все зависит от доброй воли полиции, которой сегодня вы не мешаете, а завтра уже мешаете. И если во время проведения Чемпионата мира по футболу в городе была дружественная обстановка и уличные артисты могли работать, то это не значит, что в 2019 году будет то же самое. Есть европейский опыт того, как регламентируются выступления уличных артистов, чтобы люди знали, на каких условиях, где и когда они могут выступать».
Помимо необходимости решить вопрос с легализацией труда, Союз уличных театров создает новую инфраструктуру для их поддержки. Сейчас работает сайт, который впоследствии может стать информационным порталом для обмена новостями и знаниями в этой специфической области театрального мастерства. Ближайшим мероприятием станет участие союза в Форуме театральных деятелей СТД, который пройдет в Сочи в марте: инициативная группа планирует создать шоу-кейс российских уличных театров и провести круглый стол. Также в планах — создание собственной премии и образовательных программ для желающих обучаться одному из самых древних жанров театра.

Сергей Корсаков
Фото: Софья Козич
Сергей Корсаков, руководитель проекта «Картония» и один из главных энтузиастов в создании Союза уличных театров России, подчеркивает: «Я нацелен не только на Россию, но и на Европу». Он вспоминает о «Караване мира» клоуна Славы Полунина 1989 года, когда за несколько месяцев до падения железного занавеса 25 театров СССР и Европы смогли объехать крупнейшие столицы по принципу кочующих артистов. Деятельность Союза — первая с того времени попытка объединения уличных театров на федеральном уровне.
Напомним, правительство Петербурга обратило внимание на работу уличных артистов, в частности, музыкантов, в 2018 году. Итогом стало увеличение штрафов до пяти тысяч рублей.
Также полиция Краснодара не нашла состава преступления и отпустила рэпера Хаски, когда он дал импровизированный концерт на крыше автомобиля и был арестован.
Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.