Что вы могли пропустить: культурные площадки, открывшиеся в 2018 году

28 декабря 2018, 10:41
Версия для печати Версия для печати

Уходящий год в культурном плане выдался таким, что больше запомнились закрытия, нежели открытия: не стало «Эрарта-сцены», с уходом Коли Васина закрылся офис Храма Джона Леннона на «Пушкинской, 10», готовится к закрытию открывшаяся в этом же году первая ночная галерея VERESK: надежды художника-энтузиаста на ресторанную публику с улицы Рубинштейна не оправдались. Но «Фонтанка» предпочитает мыслить позитивно и рассказывает о тех, кто только начал свою работу в уходящем году: среди них были необычные проекты.

После долгих месяцев отсрочек на Арсенальной улице таки начал работу Центр перемещений во времени KOD. Пространство небольшое, заполнено мало, и потому в обычное время — пока не ахти: из физически присутствующих объектов в полупустом здании завода вам покажут пару выставок — в настоящее время это 12 гравюр Сальвадора Дали (висят они фактически в коридоре, без художественной подачи) и несколько стереокартин Константина Худякова. А дальше на выбор: виртуальное путешествие в XVIII или в XIX век. Если идете вдвоем — учтите: вас разведут в разные комнаты, на каждого надев шлем виртуальной реальности и датчики. Вы сможете слышать друг друга посредством микрофона и наушников, и координировать действия, а на экранах — видеть аватары друг друга, чьи движения рук будут соответствовать движениям рук вашего спутника. В интерактивной форме (то есть, вам самим придется наводить пушки, расставлять форты по воде Финского залива и так далее) вам расскажут отдельные фрагменты истории, не претендуя на полноту картины. Иными словами, легкое развлечение по цене в разы выше эрмитажной.

Еще одно учреждение культуры технического профиля — новый Музей науки и техники, открытый Музеем истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости. В новой постоянной экспозиции наконец-то выставили все то, что долгие годы томилось на полках в запасниках: печатные, швейные и счетные машинки, телефонные аппараты, радиоприемники, весы, подзорные трубы, микроскопы, кинокамеры и многое другое — всего порядка 600 старинных приборов. Всему этому придали современный вид и мультимедийное дополнение с образовательным уклоном.



Фото: spbmuseum.ru

Другой новый музей в стенах Петропавловки — Музей архитектурной керамики «Керамарх», расположенный в Государевом бастионе. В нем представлено порядка 200 экспонатов — изразцовых печей и каминов XVIII-начала ХХ века, а также образцы декора фасадов известных зданий города, включая купол Соборной мечети, капители фасада здания Петроградского губернского кредитного общества (ныне — Дом Кино), крыши Музея Суворова и другие.

Кстати, о Музее Суворова: в нем в этом году открыли Музей оловянного солдатика. И это один из самых основательных новых музеев по уровню подготовки: здесь вам и целый театр, и диорама, и анимированная витрина, и движущаяся реконструкция парада — с сопутствующим видеорядом в стиле «прямой трансляции». В общем, известный художник по свету и режиссер Глеб Фильштинский в данном случае как арт-директор создал увлекательное представление, способное заинтересовать темой солдатиков кого угодно.



Фото: Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"/Архив

Еще один музей, созданный с применением новых технологий, — Дом игральных карт в Петергофе, и снова созданный при участии Фильштинского. Это абсолютно новая реинкарнация Музея игральных карт, работавшего там в 2007-2017 годах. Тут вам и Ксения Раппопорт в образе дамы из колоды карт, и Пушкин с Чайковским, причастные к даме пиковой, и гадания, и казино, и, что немаловажно, подлинные исторические экспонаты.



Фото: Михаил Лагоцкий, ГМЗ «Петергоф»

Если включать в тему открытий те, что случились после реставрации, то еще одна новинка ГМЗ «Петергоф» — это Летний дворец Петра III в Ораниенбауме. Здание было открыто после работ, проведенных в 2016-2018 годах, при его обновлении были сделаны научные открытия. В Картинном зале реставраторы обнаружили расписной плафон, а на откосе одного из окон — фрагмент живописи 1880-х годов, то есть времен перестройки дворца под охотничий домик герцогов Мекленбург-Стрелецких.

А в Летнем саду после реставрации открыли Летний дворец Петра I. С 2014 года там восстанавливали полы, стены и потолки, стеновые деревянные панели и дубовые ступени Парадной и Винтовой лестниц.

Наконец, в Царском Селе завершили реставрацию павильона Шапель в Александровском парке — это здание было в аварийном состоянии свыше 70 лет, но сохранилось многое. Реставраторы смогли законсервировать живопись и даже обнаружили исторический цвет веерного свода, характерного для английских позднеготических построек.



Фото: предоставлено пресс-службой ГМЗ "Царское село"

Новая тенденция для заведений и современного искусства — уход в подполье, точнее, в бомбоубежища. В Бункере адмирала Трибуца в этом году впервые провели сначала день открытых дверей, а потом и однодневный медиафестиваль, в ходе которого показали видеоработы студентов. Получилось душевно.



Фото: vk.com/bynker_tribytza

А уже под занавес года, в бункере на Светлановском проспекте открыли секретный техно-клуб RAF25, в котором нельзя фотографировать, не ловит мобильная связь, да и вообще о нем известно пока немногое — кроме того, что он работает.

Еще одна новая тенденция для культурных пространств — активное использование в названиях буквы «Ъ». Но если театр ЦЕХЪ живет с ней уже давно, и в этом году лишь переехал на Чкаловскую, в котельную при банях, то креативный кластер ХОРСЪ только начинает свой путь: в шаговой доступности от Нарвской, на территории ООО «Советская звезда», обустроили для себя мастерские многочисленные художники, артисты, музыканты и рукодельники. По случаю открытия провели бесплатный фестиваль, к которому украсили заводскую лестницу психоделическими работами. А в повседневной жизни проводят кинопоказы, выставки и мастер-классы.

Развиваются и другие бывшие промышленные территории, наполненные множеством арендаторов: в центре Artplay заработали, в примеру, Klopenko Theatre и Abramova Gallery, в которой показывают живопись и скульптуру. А в модном «Севкабель Порт» — ночной клуб КПД, музыкальный бар «Мачты», переехавший туда с неудавшегося «Взморья» по другую сторону Морского порта, и клуб ХВ (Holy Water).



Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В продолжение морской тематики: на особой карте Петербурга для усидчивых и спокойных нанесена новая точка — новый библиотечный центр «Маяк» на базе Центральной библиотечной системы Красносельского района. Фактически, это библиотека нового формата: тут вам и лекции, и кинопоказы, и игровая зона, и художественные мастерские. Мероприятия проводят регулярно, что для этого района (Ленинский проспект) очень важно. Например, в январе проведут концерт среди книжных стеллажей, покажут инсталляцию, посвященную столетию со дня рождения писателя Даниила Гранина и проведут курс по истории искусств для детей.



Фото: vk.com/libmayak

А самое свежее из открытий — от создателей другого «Маяка», который был легендарным фотолофтом на Петроградке, — художественная галерея Zerno на Васильевском острове. На прошлой неделе там заработала первая выставка — «Паноптикум»: на ней представлено творчество 21 фотографа-резидента той самой, предыдущей площадки, в самом что ни на есть экспериментальном ключе. А это еще раз подтверждает, что новое — хорошо забытое старое. Особенно в Петербурге.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>