В Царском Селе после реставрации открыли «самый романтический павильон»

14 сентября 2018, 15:04
Версия для печати Версия для печати

В Царском Селе завершили реставрацию павильона «Шапель». Специалисты впервые после Великой Отечественной войны восстановили башню и интерьеры здания, которое называют «самым романтическим» в Александровском парке. Посмотреть на «разрушенную временем» готическую капеллу можно с 15 сентября.



Фото: предоставлено пресс-службой ГМЗ "Царское село"

Постройку в виде двух башен, одна из которых, по задумке архитектора Адама Менеласа, представляла собой руины, возвели в 1828 году. Изнутри Шапель украшали лепные ангелы и статуя Христа — эту фигуру вдовствующая императрица Мария Федоровна приобрела у немецкого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера и подарила своему сыну Александру I.

С 1931 года и до Великой Отечественной войны Шапель превратили в «дом» с жилыми квартирами — кладка начала рушиться, кто-то выбил окна и отшиб пальцы у скульптур. В войну в чердачном помещении установили зенитки и для лучшего обзора «раскрыли» часть кровли. Петушок-флюгер на башне пострадал от пуль и лишился хвоста. Статую Христа эвакуировали, она до сих пор хранится в фондах Эрмитажа.



Фото: Автор: предоставлено пресс-службой ГМЗ "Царское село"

Как поясняют в Царском Селе, помимо первоочередных работ по восстановлению кровли и шатра башни, реставраторам пришлось укреплять кладку и конструктивные элементы — перекрытия, окна, перегородки, а также отдельно прорабатывать мелкие детали, интерьер и лепнину на своде. На флюгер вернули копию петушка, а в июле 2018 года заложили под неё капсулу с посланием потомкам о том, что Царское Село — «лучшее место на Земле». Настоящего петуха — в дырах от пуль — выставят для осмотра внизу, «где его не будет поливать дождь».

— Во время реставрации мы решили выполнить консервацию живописи, окраски сводов и стен, потому что подлинная отделка сохранилась с двадцатых годов XIX века. Взяли себе за правило никак её не обновлять и в неё не вторгаться. Во время расчисток примерно на одной четвертой части площади свода выявили остатки подлинного колера, и, чтобы она не отличалась от остальных трёх четвертей, затонировали весь свод в этот исторический колер цвета светлого песчаника, — рассказала «Фонтанке» замдиректора по реставрации музея-заповедника «Царское Село» Наталья Кудрявцева.



Фото: Автор: предоставлено пресс-службой ГМЗ "Царское село"

По словам специалиста, реставраторы законсервировали и сохранившуюся настенную роспись. Она изображает готические окна и голубое небо за ними, портьеры, которые будто бы затягивают тканью стены капеллы.

Отдельно пришлось решать вопрос о том, стоит ли возвращать в Шапель историческую фигуру Христа. Не настоящую, а в виде копии. В результате сотрудники предпочли поставить другую, зато оригинальную скульптуру, которая прежде украшала часовню «Малая Шапель»:

— Эрмитаж разрешил сделать копию с оригинальной фигуры Христа только неконтактным методом — создать 3D-модель, а уже после по ней резать из мрамора. Это многократно удорожает процесс: скульптура стоила бы до четырёх миллионов рублей, но была бы просто механической копией, — объяснила решение реставраторов пресс-секретарь заповедника Ирина Начарова. — При этом у нас есть подлинная царскосельская скульптура дочери Николая I, великой княгини Александры Николаевны, работы Ивана Витали. Она со времён войны хранилась в ящике, и её никто не видел. Конечно, гораздо более ценно выставить настоящую, подлинную вещь, она примерно такого же размера, чем холодную механическую копию. А настоящего Христа можно посмотреть в Эрмитаже.

Общая стоимость работ в павильоне «Шапель», как сообщают в «Царском Селе», составила 132 миллиона рублей. Вход в «руину» будет бесплатным.

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Да и что Хармс! Я лучше Хармса». «Фонтанка» публикует фрагмент недавно найденной книги Эдуарда Лимонова «Москва майская»

Эдуард Лимонов (1943–2020) — писатель, поэт и политик, известный не только активным выражением радикальной гражданской позиции, но и романом «Это я — Эдичка», скандальным, долгие годы запрещенным к публикации, но в конце концов положившим начало новому литературному направлению — автофикшен. Основные события романа «Москва майская», найденного недавно в архивах, и публикуемого 20 мая издательством «Альпина. Проза» впервые, развиваются в три весенних дня 1969 года, но, придерживаясь этой хронологической рамки, писатель делает ее границы предельно проницаемыми, рассказывая о том, как вместе с Анной Рубинштейн переехал из Харькова в Москву, как пытался стать своим в весьма неоднородном поэтическом сообществе, искал жильё и средства к существованию, зарабатывая пошивом сумок и брюк. В книге Эд (Лимонов пишет о себе в третьем лице, это его творческий метод — наблюдать за собой как бы со стороны, словно в зеркало, давая себе ироничные определения; подобным образом он поступает и в других своих произведениях) — талантливый и нахальный провинциал, который хочет играть по своим правилам и найти свою дорогу.

Статьи

>