Императорский хайтек и изгнанная плесень Летнего дворца

В Петербурге после четырёхлетней реставрации открылся Летний дворец Петра I. «Фонтанка» одной из первых увидела императорский ветровой прибор, рабочий костюм и аутентичное отхожее место петровской эпохи.

Стоимость реконструкции Летнего дворца Петра I в Петербурге удалось снизить в четыре раза по сравнению с изначальной. Об этом сообщил 24 мая на открытии комплекса министр культуры Владимир Мединский.

— Петр I любил проводить здесь время с мая по октябрь. Он здесь не просто ночевал — трудился, принимал послов, как сейчас говорят, проводил совещания. Здесь воссозданы интерьеры, паркет, стены, потолок, подземные коммуникации. Нам удалось вчетверо снизить смету на реставрацию. Считалась каждая копейка, — заявил министр.

— Это очень хрупкая конструкция, ровесник города — полтора кирпича, тонкие стены, деревянные перекрытия. Часть объектов внутри дворца мы консервировали и будем завершать реставрацию позже на бюджетные средства, — отметил директор Русского музея Владимир Гусев.

Внутри дворца отреставрировали 14 исторических залов, в том числе спальни Петра I и Екатерины I. Гости смогут увидеть изразцовые печи XVIII века, живописные плафоны на потолках, декор из китайского шёлка. В кабинете Петра I восстановлен ветровой прибор, который император заказал себе в 1712 году в Дрездене. Он соединён с установленным на крыше флюгером в виде Георгия Победоносца и показывает направление, силу ветра и время.

 — Ветровые приборы были в моде, но пользовались ими только представители высшего слоя, например, немецкие князья. Как правило, у прибора был один циферблат, который показывал силу ветра. Но в данном случае циферблатов целых три, то есть прибор смело можно назвать уникальным, — отмечает заведующая сектором «Летний дворец и Домик Петра I» Русского музея Наталия Кареева.

По её словам, причудливый девайс требовался императору, так как он был человеком мобильным, а по Петербургу и его окрестностям часто передвигался водным транспортом: «Вот император проснулся, поздоровался с домашними и отправился к прибору. Узнал направление и силу ветра и решил, отправится ли сегодня, например, в Петергоф».

Посетители также смогут рассмотреть три мужских костюма начала XVIII века. Один из них, — рабочий, в коричневых тонах, — принадлежал Петру I. Причём покрой одежды, как выразилась Наталия Кареева, император «сочинил» сам. Другая диковинка — туалет и канализационная система петровских времён. Изначально сток выходил в Неву, но теперь система не функционирует и сохранена лишь как мемориальный объект.А вот винтовая лестница, где реставраторы восстановили деревянную отделку, для экскурсантов недоступна. Сейчас там расположилась вся техническая начинка музея, связанная с освещением и электроникой, так что посмотреть на старинные ступени можно только в щелочку. Зато гостям покажут две кухни («поварни») XVIII века с печами и исторической посудой — впрочем, не принадлежавшей Петру.

По сведениям журнала «Город 812», во дворце мог обнаружиться ещё один неожиданный экспонат. Источники обозревателя Михаила Золотоносова сообщили: на стенах памятника культуры из-за использования дешевых строительных материалов завелась плесень. «Фонтанке» скоплений вредоносного грибка обнаружить не удалось. Наталия Кареева сообщила, что весной 2018 года повышенное содержание неких «спор» во дворце, действительно, наблюдалось. Однако специалисты предприняли «серьёзные меры по обследованию помещений и экспонатов, провели обработку», и теперь ситуация под контролем.

Передвигаться по комплексу можно только в бахилах. Исключение во время открытия музея сделали только для Владимира Мединского, Владимира Гусева и ещё нескольких почётных гостей. Министр живо интересовался увиденным, несколько раз назвал дворец и Летний сад «жемчужинами» Петербурга и сфотографировал вид из окна в сторону Невы на iPhone.

В ближайшие дни, 24 и 25 мая, комплекс будет открыт только для посетителей, получивших индивидуальное приглашение. А вот в субботу, накануне Дня города, попасть в резиденцию Петра смогут и обычные посетители. Пропускная способность дворца небольшая, гостей будут делить на группы по 15 человек.

— Дворец замечателен в вечернее время, когда здесь полумрак, зажжены свечи. Ведь при Петре не было всех этих осветительных приборов. Так что вечерние сеансы обязательно будем делать, — заявил Владимир Гусев.

Летний дворец Петра I был построен в 1710-1712 годах по проекту Доменико Трезини. Здание служило личной резиденцией императора в теплое время года и состояло из четырнадцати комнат и двух кухонь. Фасад украшен барельефами-аллегориями с изображением событий Северной войны. В 1934 году в здании открылся историко-бытовой музей, причём дворец то передавался Русскому музею, то работал как независимое учреждение. О том, что ГРМ подвел итоги конкурса на реставрацию Летнего дворца, стало известно в 2014 году. Контракт стоимостью 890 миллионов рублей выиграла компания СК «Профиль». Однако в срок объект открыть не удалось из-за сокращения финансирования. По этому поводу вице-губернатор Игорь Албин даже обращался в Минфин. 

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>