Главные книги сезона: Биография кроссовок, бесконечный роман и неожиданный Марк Твен

28 ноября 2018, 13:30
Версия для печати Версия для печати

Роман о вампирах от автора «Географ глобус пропил», комиксы о Фриде и еретиках, путеводитель по Риму в исполнении сотрудника Эрмитажа — «Фонтанка» делится книжным рекомендациями на конец ноября и начало декабря.

С 28 ноября до 2 декабря в Москве проходит non/fiction — главная книжная ярмарка года. К ней российские издательства стараются выпустить лучшие интеллектуальные новинки. Даже если в ближайшее время у вас не будет возможности оказаться в Центральном доме художника на Крымском валу, к книгам non/fiction присмотреться стоит. Рано или поздно эта литература доедет и до петербургских магазинов, а обсуждать её будут все недолгие дни уходящий осени и большую часть наступающей зимы.

Мучаясь сомнениями, «Фонтанка» выбрала из сотен первоклассных книг десятку лучших.

Для модных

Екатерина Кулиничева. Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 376 с.



Фото: предоставлено издательством

Самая модная (во всех смыслах) книга этой осени. Спортивный журналист и исследователь моды Екатерина Кулиничева рассказывает, как кроссовки возникли в XIX-XX веке благодаря технологическому взрыву и спросу на спорт — и как мигрировали с беговых дорожек в повседневную жизнь и на подиум.

Для рождённых в СССР

Алексей Иванов. Пищеблок. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 413 с.



Фото: предоставлено издательством

1980 год, Советский Союз, пионерский лагерь. Подъем, зарядка, утренняя линейка, пионеры травят страшные истории по ночам, вожатые увлечены амурными похождениями. Всё идёт по плану. За одним исключением: в лагере орудуют вампиры.

Автор «Географ глобус пропил» Алексей Иванов едва закончил масштабное повествование «Тобол» о Сибири в петровскую эпоху и переключился на сюжет почти современный. Да и подачу изменил: «Пищеблок» — уже не серьёзная историческая проза, а жанровая: фэнтези в декорациях прошлого. Уже с первых страниц заметно, что роман затеивался как блокбастер и с прицелом на экранизацию. Вопрос только в том, удержит ли писатель взятую в «Тоболе» и прошлых своих произведениях планку.

Для тех, кто верит в чудеса

Марк Твен. Похищение принца Олеомаргарина / пер. с англ. Натальи Калошиной. — М.: Самокат, 2018. — 160 с.



Фото: предоставлено издательством

Марк Твен, как и всякий хороший отец, читал своим дочерям сказки. Большинство из этих историй, рассказанных устно, сымпровизированных, не сохранились. Но «Похищение принца Олеомаргарина» Твен всё-таки записал.

Незавершённую рукопись нашли в 2011 году в архиве писателя в университете Беркли (штат Калифорния). Произведение закончили и проиллюстрировали супруги Филип и Элен Стеды. Кроме, собственно, истории о мальчике Джонни, который умеет разговаривать со зверями, и похищенном великанами принце Олеомаргарине, здесь возникает постмодернистский элемент — «на полях» книги «воскресает» сам Марк Твен. Он спорит с соавторами о том, как всё-таки доделывать произведение. В США сказка вышла тиражом в 250 тысяч экземпляров, а теперь появилась и на русском.

Для тех, кто надеется

Чулпан Хаматова, Катерина Гордеева. Время колоть лёд. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 523 с.



Фото: предоставлено издательством

В интервью «Фонтанке» глава издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова недавно говорила, что милосердие — единственное, что может изменить Россию. Как будто в подтверждение актриса Чулпан Хаматова и журналист Катерина Гордеева выпустили книгу. Она — про благотворительный фонд «Подари жизнь», в попечительский совет которого входят оба автора. Но — не только. Ложь, покорение Москвы в начале 1990-х, дело Кирилла Серебренникова, «бетонная стена новой реальности» и попытки эту стену разбить.

Для неторопливых

Ричард Руссо. Эмпайр Фоллз. — Перевод с англ. Е. Полецкой. — М.: Фантом Пресс, 2018. — 608 с.



Фото: предоставлено издательством

Этот очаровательный, хотя и совсем неспешный роман получил Пулитцеровскую премию в 2002 году. «Падающая империя» — название городка в штате Мэн, беднеющего, обмельчавшего, близкого к банкротству. Почти всё здесь принадлежит могущественной семье Уайтингов. Здесь же, в заведении под названием «Имперский гриль», работает управляющим Майлз Роби, в сущности, совсем неглупый человек, но неамбициозный и неудачливый. Мы глядим на повседневность глазами Майлза и его семьи, закручиваемся в маленькие водовороты отношений и интриг между местными жителями. А заодно узнаем кое-что о прошлом Майлза, что неожиданным образом связывает его с Уайтингами.

Для влюбленных в Италию

Аркадий Ипполитов. Просто Рим. Образы Италии XXI. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. — 352 с.



Фото: предоставлено издательством

Путеводителей по Риму выпущено бессчётное количество. Но это не снижает ценности книги, написанной хранителем кабинета итальянской гравюры в Эрмитаже Аркадием Ипполитовым. Вместо традиционного гида в стиле «посмотрите направо, а теперь налево» автор приглашает в интеллектуальное путешествие по вечному городу, причем исследует свой объект в контексте российской культуры. Читатели увидят Рим, где жили Брюллов, Иванов, Гоголь, сравнят памятник Марку Аврелию на Капитолии с Петром I на Сенатской площади. Прелесть интеллектуальных прогулок, пожалуй, снижает только слишком провокационная обложка и неоднозначное отношение к иллюстрациям — в некоторых случаях они взяты из «Википедии» по открытой лицензии Creative Commons.

Для инакомыслящих

Стивен и Бен Надлер. Еретики! Чудесные (и опасные) истоки философии Нового времени. — М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж» 2018. — 184 с.



Фото: предоставлено издательством

О чем только не выпускали комиксы — об ужасах Холокоста, феминизме, естественных науках, о жизни Японии после атомных бомбардировок. Стивен и Бен Надлер нарисовали историю о еретиках. То есть философах Нового времени, которые пересмотрели каноны религиозного мировоззрения. Герои этой книги — Джордано Бруно, Галилей, Декарт, Спиноза, Лейбниц и другие.

Для визуалов

Себастьян Перес, Бенджамен Лакомб. Фрида. — М.: РИПОЛ, 2018. — 76 с.

 

Актуальная книга для Петербурга и Москвы, куда вот-вот приедет большая выставка Фриды Кало и Диего Риверы. Французский иллюстратор Бенджамен Лакомб осмыслил основные события из жизни художницы так, что они сами стали произведением искусства.

Для тех, кто любит непридуманные истории

Риад Саттуф. Араб будущего. — СПб.: Бумкнига, 2018. — 160 с.



Фото: предоставлено издательством

В 1980 году Риаду Саттуфу было два года. У мальчика была «белоснежная грива шелковистых волос» и «глубокие трогательные глаза». Сын француженки и студента из Сирии, он провел самое начало своей жизни в Париже. А затем отец, ратовавший за панарабскую идею, увез семью в Ливию и Сирию. В автобиографическом комиксе Саттуф показывает мир трех диктаторов (Муаммара Каддафи, Хафеза аль-Асада и своего собственного отца). Книга стала бестселлером во Франции и получила приз на Международном фестивале комиксов в Ангулеме.

Для терпеливых

Дэвид Фостер Уоллес. Бесконечная шутка. — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 1279 с.



Фото: предоставлено издательством

История публикации «Бесконечной шутки» на русском языке сама по себе почти бесконечна. Книга, которую по сложности и уровню мастерства сравнивают с «Улиссом» Джойса и «Радугой тяготения» Пинчона, написана в 1996 году. Первый фрагмент на русском переводчик Алексей Поляринов выложил в «ЖЖ» в 2015-м, а потом началась эпопея с поисками издательства, правами на перевод, подготовкой к печати. «ВКонтакте» даже появилось сообщество с шутками на тему: «Вышла ли «Бесконечная шутка»?».

И вот — роман всё-таки напечатан! Почти 1300 страниц текста, несколько сотен авторских примечаний. Антиутопия о жизни Америки будущего (для Уоллеса будущим был конец 2000-х) — с тотальным распространением общества потребления, деятельностью террористов, противодействием спецслужб и радиоактивными хомячками. Говорят, к non/fiction тираж из типографии может всё-таки не успеть. Но уж в книжных магазинах в декабре вы Уоллеса точно найдёте.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>