‘ото: јндрей Ѕессонов, "‘онтанка.ру"

ƒостоевский в Ќовой √олландии: ¬севид€щие очи и погрузчик дл€ пианино

07 июл€ 2018, 11:57
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ƒень ƒостоевского впервые отпраздновали в Ќовой √олландии. 7 июл€ петербургска€ публика два часа топтала газоны, преследу€ кн€з€ ћышкина, Ќастасью ‘илипповну и других героев «»диота». » не только их.

— ј ну, пошли! — кричит Ќастась€ ‘илипповна в черном платье и с красными пр€д€ми в волосах. ’лещет своих попутчиков веревкой, а потом взбираетс€ на лестницу. «а спиной «необыкновенной красоты женщины» из романа «»диот» оркестр уличных музыкантов играет блюз.

— ј теперь — вы, пойдемте, — обращаетс€ уже к публике ведущий, человек с синими волосами и мегафоном в руках.

Ќесколько сотен петербуржцев послушно топают от входа в Ќовую √олландию к зданию Ѕутылки. «десь расположилась «дача ≈панчиных», а с другой стороны бывшей морской тюрьмы — празднуют именины Ќастасьи ‘илипповны. Ќа носу фрегата кн€зь ћышкин с выкрашенным в белый лицом произносит монолог о «чувстве меры» и «смехе, который унижает идею». «а ƒомом коменданта, на площадке дл€ раздельного сбора мусора, –огожин исполн€ет чечетку, а униженные и оскорблЄнные из всех произведений ƒостоевского пл€шут на мусорных контейнерах.

»де€ превратить роман «»диот» в уличный спектакль-бродилку с его балаганной, карнавальной спецификой, вр€д ли бы пришла в голову организаторам ƒн€ ƒостоевского-2018. ”ж слишком серьЄзные, метафизические вопросы поднимает в романе писатель.   тому же, традиционно на празднике обыгрывают «ѕреступление и наказание». Ќо «помог» случай и „емпионат мира по футболу, который вытеснил фестиваль из обычной локации —  узнечного переулка.

— ѕространство Ќовой √олландии не подходит «ѕреступлению и наказанию», которое всЄ такое урбанистическое. ј сцены «»диота» в ѕавловске всем известны. Ќова€ √олланди€ дл€ нас стала маленьким ѕавловском, — отмечает заместитель директора петербургского литературно-мемориального музе€ ƒостоевского ¬ера Ѕирон.

ќсваивать новую территорию пригласили –омана  очержевского из театра им. Ћенсовета, ассистировавшего ёрию Ѕутусову в постановках « омната Ўекспира», «√ород. ∆енитьба. √оголь», «¬се мы прекрасные люди». — собой молодой человек привЄл целую команду актЄров из театра им. Ћенсовета, «ћастерской», ћалого театра кукол (ћышкин — ≈вгений Ўумейко, –огожин — »ван Ѕатарев, Ќастась€ ‘илипповна — ѕолина —идихина). ј ещЄ — музыкантов, которые дл€ каждой сцены нашли подход€щую аранжировку. («ƒо-минор (типа блюз)», «F7 — типа испанщина», «шаманка», «Ўтраус», — значитс€ на бумажке, прикреплЄнной к аккордеону »гор€ ћама€).

— Ѕольшинство музыкантов сотрудничают с театром имени Ћенсовета, но у каждого есть другие проекты. ѕианист  ост€ “уманов сейчас играет с группой «јквариум». ” јндре€ Ѕыкова, который играет на тубе, свой коллектив, он ещЄ и композитор. Ёллида ¬елицка€ — неверо€тна€ трубачка, она участвует, кстати, в спектакле «√амлет» в театре «ћастерска€», — говорит  очержевский.

–ади музыкальной части постановки в Ќовую √олландию из театра Ћенсовета даже привезли пианино « расный ќкт€брь». ѕричЄм оно незаметно дл€ зрителей переместилось от входной зоны к площадке с мусорными контейнерами.

— Ќова€ √олланди€ любезно предоставила нам погрузчика. ѕока вс€ толпа уходила от места первой сцены, он приехал и всЄ переставил, — объ€сн€ет  очержевский.

— ј насколько вообще «»диота» корректно перекладывать на €зык уличного театра? я уверена, что есть зрители, которые сочтут это недопустимым, — спрашиваю у создателей спектакл€.

–оман  очержевский (–. .): — ј почему бы и нет? ¬едь это же не музей. “е, кто захот€т получить более строгое знание о ƒостоевском, могут сходить в музей, вз€ть экскурсию, послушать аудиогид. ћы в музее ƒостоевского, кстати, провели очень много времени, репетиру€.

¬ерна Ѕирон (¬.Ѕ.): —  арнавализаци€, об этом писал ещЄ Ѕахтин, у ƒостоевского присутствует. ƒостоевский всегда мечтал стать драматургом, но предъ€вл€л к этому слишком высокие требовани€, — считал, что эту профессию можно освоить только с молодости. Ќо свои сцены он создавал именно как драматург. ≈сли —онечка занимает комнату, то р€дом — об€зательно —видригайлов, который всЄ слышит. „то же до площадной специфики, то мы не можем на улице сыграть серьЄзный текст: его вынужденно приходитс€ обрезать. ј ƒостоевский без текста и превращаетс€ в пантомиму, клоунаду.

—  стати, о —онечке. ¬ одной из сцен мы могли увидеть и еЄ. ’от€, казалось бы, кака€ св€зь между —онечкой и «»диотом».

¬.Ѕ.: — “ипажи ƒостоевского переход€т из романа в роман. ћармеладов в «ѕреступлении и наказании» — Ћебедев и »волгин в «»диоте» — Ћеб€дкин в «Ѕесах». ћышкин, который приехал в ѕетербург, безусловно, мог увидеть и такого ћармеладова, и —онечек. ћы хотели подчеркнуть св€зь между разными произведени€ми. ” спектакл€ – подзаголовок: «—пектакль-бродилка по петербургским текстам ƒостоевского», — подчеркивает Ѕирон.

— Ќа прот€жении всего спектакл€ за геро€ми следовала инсталл€ци€ в виде икеевской лампы с нарисованной на ней глазом. „то это значит?

¬.Ѕ.: — ћышкину, когда он только приезжает в ѕетербург, всЄ врем€ кажетс€, что за ним кто-то следит, что его преследует чей-то т€желый взгл€д. “олько когда он приходит в дом –огожина, то понимает, кто на него смотрел.

–. .: — √лаза — это же некое ощущение, предчувствие ћышкина. ћожет быть, метафора — слишком пр€ма€ и банальна€, но мы решили сделать так.

— ¬озможно ли, что у ƒн€ ƒостоевского в 2019 году будет нова€ дислокаци€? ћожно было бы попробовать ѕавловск, например?

¬.Ѕ.: — „естно говор€, очень хочетс€ обратно в  узнечный переулок. ’от€ Ќова€ √олланди€ нам очень помогала, здесь довольно строгие ограничени€, например, нельз€ возвести подиум, поставить второй экран.

***

Ќе исключено, что вернутьс€ в  узнечный хотелось бы и публике, которой пришлось изр€дно потолкатьс€, чтобы увидеть действо, организованное без сцены и помостов. » ещЄ больше этого хотелось бы траве в Ќовой √олландии. Ќесмотр€ на предуведомление ведущего јлександра Ћушина: «„ем меньше травинок мы растопчем, тем будет лучше», путь между локаци€ми спектакл€ зрители себе прокладывали именно через газоны.

— ј что поделать? ¬се ради ƒостоевского, — разводили руками сотрудники Ќовой √олландии.

ƒень ƒостоевского, напомним, ежегодно празднуют в ѕетербурге с 2010 года, в июле. »менно в этом мес€це начинаетс€ действие «ѕреступлени€ и наказани€». ќбычно театральное действо и карнавал в честь классика проводитс€ в  узнечном переулке, р€дом с музеем ƒостоевского. Ќо в 2017 году праздник перенесли на ѕионерскую площадь, а в 2018-м — в Ќовую √олландию.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

„ем ещЄ можно было зан€тьс€ в ƒень ƒостоевского-2018 в ѕетербурге

«Ќагр€нь к –огожину, найди кн€з€ ћышкина»: гид по петербургским местам «»диота» 

Ђ—аундтрек ’’ векаї: 10 фильмов, которые мы полюбили благодар€ музыке Ённио ћорриконе

¬ ночь с 5 на 6 июл€ скончалс€ великий италь€нский кинокомпозитор Ённио ћорриконе. ≈го музыку уже называют Ђсаундтреком ’’ векаї. Ђ‘онтанкаї вспоминает, какие произведени€ в первую очередь запомнились слушател€м и зрител€м.

—татьи

>