Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/6816

07 июля 2018, 11:57

Категория: афиша плюс

Достоевский в Новой Голландии: Всевидящие очи и погрузчик для пианино


Фото: Андрей Бессонов, "Фонтанка.ру"

День Достоевского впервые отпраздновали в Новой Голландии. 7 июля петербургская публика два часа топтала газоны, преследуя князя Мышкина, Настасью Филипповну и других героев «Идиота». И не только их.

— А ну, пошли! — кричит Настасья Филипповна в черном платье и с красными прядями в волосах. Хлещет своих попутчиков веревкой, а потом взбирается на лестницу. За спиной «необыкновенной красоты женщины» из романа «Идиот» оркестр уличных музыкантов играет блюз.

— А теперь — вы, пойдемте, — обращается уже к публике ведущий, человек с синими волосами и мегафоном в руках.

Несколько сотен петербуржцев послушно топают от входа в Новую Голландию к зданию Бутылки. Здесь расположилась «дача Епанчиных», а с другой стороны бывшей морской тюрьмы — празднуют именины Настасьи Филипповны. На носу фрегата князь Мышкин с выкрашенным в белый лицом произносит монолог о «чувстве меры» и «смехе, который унижает идею». За Домом коменданта, на площадке для раздельного сбора мусора, Рогожин исполняет чечетку, а униженные и оскорблённые из всех произведений Достоевского пляшут на мусорных контейнерах.

Идея превратить роман «Идиот» в уличный спектакль-бродилку с его балаганной, карнавальной спецификой, вряд ли бы пришла в голову организаторам Дня Достоевского-2018. Уж слишком серьёзные, метафизические вопросы поднимает в романе писатель. К тому же, традиционно на празднике обыгрывают «Преступление и наказание». Но «помог» случай и Чемпионат мира по футболу, который вытеснил фестиваль из обычной локации — Кузнечного переулка.

— Пространство Новой Голландии не подходит «Преступлению и наказанию», которое всё такое урбанистическое. А сцены «Идиота» в Павловске всем известны. Новая Голландия для нас стала маленьким Павловском, — отмечает заместитель директора петербургского литературно-мемориального музея Достоевского Вера Бирон.

Осваивать новую территорию пригласили Романа Кочержевского из театра им. Ленсовета, ассистировавшего Юрию Бутусову в постановках «Комната Шекспира», «Город. Женитьба. Гоголь», «Все мы прекрасные люди». С собой молодой человек привёл целую команду актёров из театра им. Ленсовета, «Мастерской», Малого театра кукол (Мышкин — Евгений Шумейко, Рогожин — Иван Батарев, Настасья Филипповна — Полина Сидихина). А ещё — музыкантов, которые для каждой сцены нашли подходящую аранжировку. («До-минор (типа блюз)», «F7 — типа испанщина», «шаманка», «Штраус», — значится на бумажке, прикреплённой к аккордеону Игоря Мамая).

— Большинство музыкантов сотрудничают с театром имени Ленсовета, но у каждого есть другие проекты. Пианист Костя Туманов сейчас играет с группой «Аквариум». У Андрея Быкова, который играет на тубе, свой коллектив, он ещё и композитор. Эллида Велицкая — невероятная трубачка, она участвует, кстати, в спектакле «Гамлет» в театре «Мастерская», — говорит Кочержевский.

Ради музыкальной части постановки в Новую Голландию из театра Ленсовета даже привезли пианино «Красный Октябрь». Причём оно незаметно для зрителей переместилось от входной зоны к площадке с мусорными контейнерами.

— Новая Голландия любезно предоставила нам погрузчика. Пока вся толпа уходила от места первой сцены, он приехал и всё переставил, — объясняет Кочержевский.

— А насколько вообще «Идиота» корректно перекладывать на язык уличного театра? Я уверена, что есть зрители, которые сочтут это недопустимым, — спрашиваю у создателей спектакля.

Роман Кочержевский (Р.К.): — А почему бы и нет? Ведь это же не музей. Те, кто захотят получить более строгое знание о Достоевском, могут сходить в музей, взять экскурсию, послушать аудиогид. Мы в музее Достоевского, кстати, провели очень много времени, репетируя.

Верна Бирон (В.Б.): — Карнавализация, об этом писал ещё Бахтин, у Достоевского присутствует. Достоевский всегда мечтал стать драматургом, но предъявлял к этому слишком высокие требования, — считал, что эту профессию можно освоить только с молодости. Но свои сцены он создавал именно как драматург. Если Сонечка занимает комнату, то рядом — обязательно Свидригайлов, который всё слышит. Что же до площадной специфики, то мы не можем на улице сыграть серьёзный текст: его вынужденно приходится обрезать. А Достоевский без текста и превращается в пантомиму, клоунаду.

— Кстати, о Сонечке. В одной из сцен мы могли увидеть и её. Хотя, казалось бы, какая связь между Сонечкой и «Идиотом».

В.Б.: — Типажи Достоевского переходят из романа в роман. Мармеладов в «Преступлении и наказании» — Лебедев и Иволгин в «Идиоте» — Лебядкин в «Бесах». Мышкин, который приехал в Петербург, безусловно, мог увидеть и такого Мармеладова, и Сонечек. Мы хотели подчеркнуть связь между разными произведениями. У спектакля – подзаголовок: «Спектакль-бродилка по петербургским текстам Достоевского», — подчеркивает Бирон.

— На протяжении всего спектакля за героями следовала инсталляция в виде икеевской лампы с нарисованной на ней глазом. Что это значит?

В.Б.: — Мышкину, когда он только приезжает в Петербург, всё время кажется, что за ним кто-то следит, что его преследует чей-то тяжелый взгляд. Только когда он приходит в дом Рогожина, то понимает, кто на него смотрел.

Р.К.: — Глаза — это же некое ощущение, предчувствие Мышкина. Может быть, метафора — слишком прямая и банальная, но мы решили сделать так.

— Возможно ли, что у Дня Достоевского в 2019 году будет новая дислокация? Можно было бы попробовать Павловск, например?

В.Б.: — Честно говоря, очень хочется обратно в Кузнечный переулок. Хотя Новая Голландия нам очень помогала, здесь довольно строгие ограничения, например, нельзя возвести подиум, поставить второй экран.

***

Не исключено, что вернуться в Кузнечный хотелось бы и публике, которой пришлось изрядно потолкаться, чтобы увидеть действо, организованное без сцены и помостов. И ещё больше этого хотелось бы траве в Новой Голландии. Несмотря на предуведомление ведущего Александра Лушина: «Чем меньше травинок мы растопчем, тем будет лучше», путь между локациями спектакля зрители себе прокладывали именно через газоны.

— А что поделать? Все ради Достоевского, — разводили руками сотрудники Новой Голландии.

День Достоевского, напомним, ежегодно празднуют в Петербурге с 2010 года, в июле. Именно в этом месяце начинается действие «Преступления и наказания». Обычно театральное действо и карнавал в честь классика проводится в Кузнечном переулке, рядом с музеем Достоевского. Но в 2017 году праздник перенесли на Пионерскую площадь, а в 2018-м — в Новую Голландию.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Чем ещё можно было заняться в День Достоевского-2018 в Петербурге

«Нагрянь к Рогожину, найди князя Мышкина»: гид по петербургским местам «Идиота»