Создатель «Мастерской по реабилитации актеров государственных и академических театров драмы», она же «Мастерская АСБ», выпускник петербургской Театральной академии, ученик великого педагога Александра Александровича Музиля, сделавшего режиссерами Алексея Германа-старшего, Леонида Менакера, Анатолия Праудина, Григория Дитятковского и других, режиссер Алексей Янковский выпускает премьеру на сцене театра «Особняк» – трагифарс «Машина едет к морю». Премьерные показы – 6, 7 и 8 октября.

Активно работать в Петербурге Янковский начал 15 лет назад, когда появились его первые постановки по текстам известного театрального автора-эзотерика Клима – моноспектакль Александра Лыкова о природе эго «Я...Она...Не Я и Я» (позже у спектакля появилась женская версия в исполнении Татьяны Кузнецовой) и размышление о театре как убежище по мотивам прозы Карлоса Кастанеды с Дмитрием Поднозовым и Александром Лыковым – «Активная сторона бесконечности» (название «Мастерская АСБ», кстати, произошло от названия этого спектакля, самого программного для Янковского).

Дмитрий Поднозов в спектакле Алексея Янковского
Дмитрий Поднозов в спектакле Алексея Янковского "Машина едет к морю"

Фото: vk.com

Затем была блестящая трилогия моноспектаклей актрисы Татьяны Бондаревой: «Кабаре «Бухенвальд», «Девочка и спички» (спектакль игрался в полной темноте, при всполохах спичечных огоньков) и «Злой спектакль». В Театре на Васильевском (во времена, когда он еще был Театром сатиры) Янковский поставил «Там живут люди» по пьесе южноафриканского писателя Атола Фугарда – спектакль покорил своей несуетностью, почти медитативностью: при этом, в земной, человеческой истории то и дело мерцала метафизическая предопределенность. В поставленном в 2010 году на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке «Валентиновом дне» по пьесе Ивана Вырыпаева тоже не было быта, зато изобретательные поэтические метафоры, от абсурдных до высоко-лиричных следовали одна за другой. В прошлом году Янковский представил на Новой сцене Александринки спектакль «Дао» – где с необъятным и многослойным текстом Клима лихо справлялась молодая актриса Гала Самойлова, совершенно не хуже Лыкова, Бондаревой и Поднозова.

В спектакле по пьесе екатеринбургского драматурга и сценариста Александра Сергеева, пишущего под псевдонимом Алекс Бьёрклунд, «Машина едет к морю», также занят Дмитрий Поднозов, которому составят компанию Алиса Олейник и Анатолий Хропов. На сцене – замкнутый мир трех героев (раскрыть здесь их суть, значило бы, лишить зрителя удовольствия разгадывать театральные загадки), для которых единственным окном в мир является телевизор (на сцене его нет, по причине, которая станет понятной через 10 минут после начала действия – слышен только звук новостных передач). Используя музыку Баха и американского минималиста Филипа Гласа, Янковский добивается абсолютной экзистенциальности происходящего: лишенное физиологизма, вдумчивое, что не исключает яркой эмоциональности, существование актеров, провоцирует в зрителе ощущение, что он смотрит на героев из космоса – откуда-нибудь с того самого Марса, на котором, как обещали ученые из финальной советской песенки, «будут яблони цвести».

Жанна Зарецкая, Леся Пушкина, «Фонтанка.ру»

Опубликовано 06 октября 2016, 02:22
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>