Выставка Нателлы Тоидзе: холодное тепло движения жизни

Версия для печати Версия для печати

15 ноября в Мраморном дворце открылась выставка замечательной художницы Нателлы Тоидзе. Ее работы — нечто совершенно особенное, непривычное, теплое и очень, очень индивидуальное. Безо всякого сомнения, эта выставка — одно из самых любопытных и значимых культурных событий этой осени.

Когда говорят про Нателлу, не обходятся без упоминания других художников в семье Тоидзе - деда Мосэ, отца Георгия и дяди Ираклия, известного абсолютно всем по плакату «Родина-Мать зовет!» Но харизматичная москвичка с грузинскими корнями — художественная величина сама по себе. В процессе изучения театрально-декорационного искусства художница, будучи ярким представителем истинно московской школы живописи, пришла к осознанию единства статики и движения жизни, их постоянной взаимной связи.

Несмотря на порой весьма немалые размеры, картины Нателлы Тоидзе изысканны и изящны. Современная техника сочетается с эстетической манерой — и даже манерностью — характерной, скорее, для живописи 10-х — 20-х годов минувшего века. Подчеркнутые декоративность и орнаментальность отсылают к теории «чистого» искусства, в то же время соединение монументальных планов с динамичностью и изменчивостью деталей создают эффект непосредственного присутствия зрителя в сюжете.

Особых слов заслуживает колористическое решение картин Тоидзе — даже холодные тона у нее непостижимым образом выглядят теплым потоком света; хочется подобрать аналогии в истории живописи, но Нателла против такого подхода:

- Я очень боюсь попасть в определенный стиль. Любая ниша для художника — остановка в творчестве. Я не стремлюсь иметь какой-то свой особый прием: прием очень опасен. В каждой картине всегда надо начинать все заново.

Выставку Нателлы Тоидзе можно смело порекомендовать всем любителям живописи. Ее творчество — явление не общего плана, сугубо личностное и очень выбивающееся из засилья стандартно-правильных пейзажей. Фантасмагоричные совы в лесных дебрях, чернокожие Флора и Фауна, огромные золотые цветочные шары и уставшие Арлекин с Коломбиной — все это надолго остается в сердце и памяти.

Выставка открыта до 13 января 2014.

Евгений Хакназаров

Опубликовано 15 ноября 2013, 15:16

Другие события

«В последние минуты он говорил об Ахматовой». Об Анатолии Наймане вспоминает Яков Гордин

Поэт ахматовоского круга, Анатолий Найман скончался 21 января после инсульта, который он пережил на днях прямо во время своего выступления на конференции в Москве. В этот тяжелый день «Фонтанка» обратилась к писателю, главному редактору журнала «Звезда» Якову Гордину, и тот любезно поделился своими воспоминаниями.

Статьи

>