
Буквы в городе. У «Манежа» открыли «Лабиринт кириллицы», часть алфавита «сбежала» на улицы Петербурга

На площади позади Центрального выставочного зала «Манеж» возвели «Лабиринт кириллицы». Заблудиться в нем вряд ли удастся, а вот потеряться в тонкостях русского языка — просто: уличный проект посвящен истории отечественной письменности, начертанию букв — в частности. Но это лишь часть проекта «Тридцать три знака»: еще одна его составляющая — серия остроумных художественных инсталляций на городских улицах.
Обходя конструкцию лабиринта (художник и дизайнер – Юрий Гордон, архитектор – Андрей Пунин) снаружи и изнутри, посетитель получает информацию о происхождении букв нашего алфавита, о реформах языка, и о том, как визуально менялись шрифты.
Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Например, публика узнает, что, наряду с приказом брить бороды и носить европейское платье, Петр I ввел новый шрифт — гражданский – и узаконил букву «Я», которая родилась в скорописи из юса малого. Буква «Ю» изначально была трехбуквенной — IOУ, и потом от нее «отвалилась» не та буква, и теперь ее по логике бы нужно читать как «Ё». А буква «У» была «двухэтажной».
«Лабиринт показывает нам пути развития кириллической письменности, начиная от ее возникновения и через драматические истории петровской реформы, которая радикальным образом поменяла внешний облик кириллического печатного шрифта, – рассказывает куратор Дмитрий Харшак. – И для достаточно глубокого погружения в тему зрителю понадобится не один час, чтобы изучить достаточно подробным образом те истории, которые изложены в лабиринте».

Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Выставку постарались максимально осовременить: возле букв разместили QR-коды, наводя на которые смартфон, гость может посмотреть художественные видео, подготовленные Виктором Пушкаревым. Еще один «аттракцион» — возможность подняться по лестнице и на смотровую площадку над лабиринтом. Новых знаний это не даст — но настроение поднимет.
Часть проекта «сбежала» из лабиринта в город. С 14 августа полтора десятка арт-объектов в виде букв, воплощенных современными художниками, появились в знаковых местах города. Среди них — сад Фонтанного дома («Ижица» Александра Шишкина-Хокусай) и двор Шереметевского дворца (разноцветная «Ш» Андрея Воронова), Никольские ряды (трогательный и нежный «Мягкий знак» Марины Колдобской) и вход в сад Мраморного дворца (полосатая, как погранстолб, буква «Ё» Андрея Люблинского), Петроградская набережная (упавший «Ять» Александра Флоренского) и стрелка Петропавловской крепости (поющая буква «Ы» Андрея Пунина), набережная Обводного канала у Планетария №1 (кирпичный «Юс малый» Покраса Лампаса) и «Севкабель Порт» («Я — мангал» Петра Белого).

Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
«Буквы по сути превращают наш город в большую выставочную площадку», – оценил Дмитрий Харшак.
По словам куратора, «проект ставит перед собой образовательные, просветительские цели»: «Скоро начинается учебный год в университетах, и, в частности, к сентябрю мы готовим серию лекций и мастер-классов выдающихся дизайнеров, специалистов по шрифту, по кириллице. Часть из них пройдет в режиме онлайн, часть развернутся на площадке Высшей школы экономики».

Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Интересно, что год назад на той же площадке позади «Манежа» открывался проект «Тридцать Три звука». И нынешняя экспозиция — в некотором роде ее преемница.
Выставка находится на улице, поэтому посмотреть ее можно в любое время суток – охрана «Манежа» проконтролирует, чтобы посетители соблюдали порядок. Экспозиция «Тридцать три знака», реализованная в рамках программы «Музейная линия», будет открыта до 14 октября.
Напомним, в самом «Манеже» в эти дни проходит выставка «Немосква не за горами».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50