Петербург «припанковало» «Немосквой»

08 августа 2020, 10:33
Версия для печати Версия для печати

В Манеже раскинулось болото с водорослями, завелась Чудо-юдо Рыба-кит и даже появился Парк культуры и отдыха. Это всё и ещё многое – выставка-сокровищница проекта «Немосква». С ней интересно, от неё сложно оторваться, а послевкусие – сложное, двойственное.

В Манеже открылась «Немосква не за горами» — совместный проект ГЦСИ с ГМИИ им. Пушкина. Здесь представлены более 80 художников из 21 региона страны. Название – отсылка к пермскому «Счастью не за горами» Бориса Матросова, ставшему символом объекту, появившемуся одиннадцать лет назад. Выставка – часть стратегии, над которой работает комиссар Алиса Прудникова, предполагающей выход региональных художников на российскую аудиторию, «горизонтальные связи» и даже «развитие и продвижение современного искусства в регионах». Звучит это всё благостно – сплошной праздник творчества, живительное шевеление регионализма. «Фонтанка» побывала на экспозиции, пообщалась с художниками и поняла, что выигрывает от проекта опять условная «Москва».

Директор Манежа Павел Пригара назвал выставку детищем «команды Пушкинского музея и проекта «Немосква». Как и Пушкинский, «Немосква», судя по указанным на сайте контактам, парадоксально базируется в «цитадели зла», то есть в Москве. Это своеобразная «пятилетка» (с 2017) погружения в художественную жизнь регионов. Ее яркими штрихами стали поездка кураторов на поезде по Транссибирской магистрали и предварительная выставка в Брюсселе, которую сделали Дитер Рульстрате и Инке Арнс, участвовавшие в той самой поездке — ехали почти месяц, успев пообщаться с художниками в тринадцати городах. Главной идеей выезда было физически показать звёздным кураторам, что регионы — это не «что-то абстрактное, куда далеко ехать». В общем, это было интересно организаторам и экзотично для статусных иностранцев, но так ли важно для самих регионов — вопрос.

В России получилась более развёрнутая выставка, а Алиса Прудникова назвала Петербург «квинтэссенцией Немосквы». То есть, наш город – компромиссная площадка, где можно показать проект широкой аудитории, минуя Москву. Хотя столице её антоним тоже покажут – но пока не ясно, когда.

На экспозиции в Петербурге нас ждут несколько тематических зон с образными названиями: «Теория кротовых гор», «Летаргия», «Между словом и белым кубом», «Материальный ресурс», «Парк культуры и отдыха», «Мимикрия», «Смерть не за горами». По факту здесь много глубоких, но и ироничных и, что важнее, доступных к пониманию вещей. Так и тянет сравнить с сериалом «Чики» в выставочном формате – но «Немосква», возможно, лучше.



Фото: Павел Каравашкин, "Фонтанка.ру"

Встречает зрителя радостный стяг: «Опять ничего не происходит!» (инсталляция Маяны Насыбулловой). На первом этаже сходу оказываешься у эффектного «болота» — часть «Материального ресурса», платформы, имитирующей кочки. По «болоту» раскиданы ядовито-розовые пластиковые ошметки – «Барби бич» арт-группы «18:22» (Ника и Аксинья Сарычевы). Есть и буквальный диалог на тему болот: две стеклянные бутыли с водой, водорослями и встроенным микрофоном. В бутыль можно что-то сказать – и ваши слова прозвучат громко. Это «Болото» Мити Главанакова, который работает в Томске и Новосибирске. Художник уточняет, что в Манеже водоросли «магазинные», хотя поначалу проект выглядел намного более брутальным — вода была набрана из пруда со всеми ее водорослями, червями, улитками и прочими обитателями. Но потом часть из них погибла, и в Манеже он не стал повторять эту версию «Болота» — чтобы не «оставлять» обитателей банки в Петербурге и не испытывать муки совести.



Фото: Павел Каравашкин, "Фонтанка.ру"

Не смотря на участие, к «Немоскве» у Мити отношение скептическое. «Я считаю, что движу в регионах не сильно поможет тот факт, что мы сделали выставку в Петербурге. Ребята из Томска ведь сюда не придут. Некоторые работают курьерами в «Яндексе» или на фрилансе, у них нет возможности свободно летать сюда, за Урал. Это мне повезло, что я могу поехать сюда по работе, как художник, который начинает работать с институциями. Хотя когда мы работаем в «Котельной» (сквот в Томске – прим.ред.), там мы на равных с ребятами, которые себя художниками не считают, а поле искусства воспринимают как что-то излишне пафосное и токсичное. И это мне тоже нравится. Мы хотим тут все немного припанковать». Митя поясняет, что проблема в представлении о современном искусстве, его нужно изменить, чтобы регионы могли развиваться. «Потому что в регионах люди, которые занимаются тем, что здесь называется искусством, от этого термина «морозятся» – именно потому, что идёт насаждение европеизированного арт-дискурса, который в отсутствии арт-рынка вообще невозможен, и не надо пытаться натянуть сову на глобус». Но, как мы помним, «Немосква» гордится как раз причастностью европейско-американских кураторов и выставкой в Бельгии.

Бытовое и чуткое отношение к природе, как у Главанакова, можно считать подтемой выставки. Тут выделяется художественное объединение «Гуй» (Мария Плаксина и Егор Ефремов) из Екатеринбурга. Их «Ионизация» — почти Чудо-юдо рыба-кит из «Конька-Горбунка», только терракотовый и с метафорическим макетом Екатеринбурга на округлой спине. Полая рыбина на ивовом каркасе из глины, пакли и льна, которая ионизирует воздух, иногда выпуская из трубы «завода» на спине струйку пара. Его соорудили прямо в Манеже – по плану в составе должен был быть ещё навоз, но для музея это не подходящая техника. Есть тут привязка к притче об Ионе, побывавшем в «чреве кита», но куда трогательнее экран, который даже снаружи видно в «чреве» – там транслируют вид из окна, который каждый день видят уральские художники. Это заводская труба и пар из неё, который сняли через телескоп. К слову, условный Екатеринбург для китовьей спины Мария и Егор привезли с собой, а вот глину оказалось дешевле купить испанскую в Петербурге, чем везти с Урала. Можно заметить, что домики на спине кита «замаскированы» — подкрашены свежей глиной, потому что уральская темнее. А пока лепили кита, художники по ночам ходили мыть тазики в наши реки и каналы – боялись засорить глиной и повредит канализацию в Манеже.

Есть в «Немоскве» и петербуржцы: арт-группа «Север-7», Ася Маракулина, Анастасия Вепрева, Александр Морозов, Пётр Швецов. «Север», например, поучаствовал в «Парке культуры» на втором этаже – масштабный китч, навороченный подручными средствами, тоже пародия, но на традиционные парки – с фонтанами, тирами и даже постом охраны. Но рядом с лаконичной «Школой смирения» (красноярский художник Семыч С, Б,) – павильоном, безыскусно имитирующим «казенный дом» по-армейский заправленными кроватями — «Парк культуры» кажется нагромождением с неявным смыслом. А объекты «Немосквы» в основном ясные по смыслу, это чётко откадрированные метафоры, которым не нужна «Москва», чтобы чувствовать силу и контекст.

При всей харизме выставки нельзя не задуматься о соответствии заявленным целям – развитию в регионах. То, что художники приехали в Петербург и сделали специально для Манежа десятки объектов – подарок нам, но что это даст регионам? Читая исследования «Немосквы» и гуляя по выставке, сложно отделаться от впечатления, что это презентация колоний в метрополии – к слову, такая формулировка даже есть в буклете-гиде. Если разрыв таков, что на одном краю – художники, считающие искусство чем-то «зашкварным» и уверенные, что от «европейского» дискурса надо уходить, а на другом – комиссар, рассуждающая о проектах европейско-американских кураторов брюссельской выставки – есть шанс «помирить» эти явления?

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка марта: эмбиент Брайана Ино, техно-рэп Аигел, лиричная Арбенина, простой Леонид Федоров и не только

С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».

Статьи

>