‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

Ђ¬ нашей истории ћайк не умер в 1991 годуї. Ќиколай ‘оменко Ч о новом фильме, где он сыграл лидера Ђ«оопаркаї

03 августа 2020, 15:49
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ ѕетербурге завершаютс€ съЄмки художественного фильма с рабочим названием «”ездный город N», или «ѕервый», где ценители русского рока и творчества лидера группы ««оопарк» ћайка Ќауменко без труда узнают одного из отцов-основателей «русского слова» в рок-н-ролле. »сполнитель главной роли, друг и коллега покойного Ќауменко – участник бит-квартета «—екрет», актЄр Ќиколай ‘оменко – рассказал «‘онтанке» о том, почему к феномену Ќауменко стали обращатьс€ только теперь, и чем хорош предыдущий фильм про ћайка – «Ћето» —еребренникова.

- Ќиколай, как вы попали в фильм про друга, где вы его фактически и играете?

- Ёто придумал јлексей –ыбин – основатель группы « ино». ќни с »горем «ѕанкером» √удковым (музыкальный продюсер, организатор концертов советских рок-групп – прим.ред.) решили написать сценарий. ѕанкер прислал его мне.  огда € его прочитал, € сказал, что безоговорочно и с удовольствием готов. ќн мен€ покорил тем, что это не шаг в шаг про историю ћайка, а типичное классическое русское произведение о невозможности существовани€ поэта в нашей многострадальной стране. ≈сенинска€, по сути, тема, но, конечно, очень городского наклонени€. Ќаша, питерска€. ћы движемс€ сквозь историю. —южет развиваетс€ в двух временных пластах – в сегодн€шнем дне и в 1981 году. » дл€ мен€, как дл€ актера, важен был материал. —егодн€ такого материала не найдешь днем с огнем. ” ћикки –урка был фильм «ѕь€нь», где он играет Ѕуковски. ¬от это хорошее кино. я поправилс€ почти на 15 кг, чтобы сыграть в этой картине. я не играю молодого ћайка, это было бы странно. Ќо самое главное – та душевна€ психофизическа€ составл€юща€ геро€, котора€ не позвол€ет ему жить в контексте сегодн€шнего времени.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

- ¬ы помните, как познакомились с ћайком?

- ” мен€ это стерто в голове. ¬озможно, ћайк пришел к нам в институт на репетицию. ѕослушал и после этого пригласил к себе домой. я очень хорошо помню, когда только родилс€ его сын ∆ен€. ћы были с ћайком вдвоем у него дома. ћы сидели, а ∆ен€ лежал в кроватке в этой их комнате-пенале. ћы смотрели пластинки, а ∆ен€ чего-то вертелс€, пипикал, ћайк рукой качал эту кроватку, а ребенок не укачивалс€. » мы пошли на кухню. ѕонимаете, наше общение было достаточно плотным. ћы же были чистые рок-н-рольщики, ««оопарк» и «—екрет», – это, конечно, очень объедин€ло. Ќе было такого – старшее, младшее поколение, – там никто ничего не мер€л. ѕон€тно, что € смотрел на ћайка как на мега-звезду. Ќо это € знал, что он мега-звезда. ј по улицам-то он ходил спокойно. ѕомню, как ћайк автографы подписывал на паспорте. Ќа мен€ это произвело такое впечатление! Ёто же было уголовное дело – а ћайк берет и подписывает. Ёто так было круто! ¬ау! » таких эпизодов было очень много. Ќо если много в этом копатьс€, то все начинает разрушатьс€.

ћайк Ќауменко/кадр из видео/
ћайк Ќауменко/кадр из видео/"„асть мира, которого нет" ("ќтделение ¬ыход")/съемка: Ќаталь€ Ўарымова, Ћенинград 1988

- “о есть нас ждЄт «ностальгическое» кино?

- Ќикакой ностальгии нет там совсем, это рассказ о том, как ты не можешь поместитьс€ в окружающее пространство. јлексей –ыбин в этом кино выступает не только сценаристом, но и режиссером. ћы знаем друг друга лет сорок, и на этой картине произошло много вс€ких «волшебных» историй. Ќапример, в середине июл€ € закончил свой последний съемочный день (это на ѕетроградской было), переоделс€ и побежал. » в это врем€ случилась така€ гроза вместе с градом – просто стена! ћо€ машина сто€ла от киновагончика метрах в тридцати. я выскочил, побежал, толпа народу прикрываетс€, чем может, – сумками, куртками. » тут на мен€ полным ходом вылетает девочка на электрическом самокате, лет 18 ей. » лбом – пр€мо мне в нос! » € заливаю кровью все, что есть вокруг... » как только это случилось, ровно в тот же момент мне написал ∆ен€, сын ћайка, что хочет поговорить и увидетьс€. ј € его не видел с тех пор, как он был в той самой детской кроватке! я знаю, как он и где, но личного общени€ у нас не было 550 миллионов лет. » вот така€ мистическа€ нота – € с иронией, конечно, но, тем не менее, – на этих съемках присутствует.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

- „то сегодн€ можно сказать о «мистичности» самой ленты? ¬ы сказали, что там, помимо 1981 года, есть и наши дни.

- » в сценарии есть мистическа€ составл€юща€. ƒело в том, что в этой истории ћайк не умер в 1991 году. ќн живет по сегодн€шний день. » фильм как раз о том, как тонка€ душевна€ организаци€, котора€ была у всех людей в нашей стране в 80-е, никак не помещаетс€ в современное «бабло побеждает зло». Ќикакое бабло никакое зло не побеждает.

- Ќовые поколени€, наверное, не могут представить, что может быть иначе…

- ƒа, ѕанкер проводил фокус-группы. » молодежь, которой показывали кадры, говорила: «ƒа он что, дурак? ƒа он демон, ему предлагают в јмерику – он отказываетс€! ≈му предлагают сейчас стадионы, чтобы играть старые хиты, – он отказываетс€! ≈му бабки предлагают – он отказываетс€! ƒа он ненормальный какой-то, алкаш – вот и все». » вот эта невозможность существовани€ в мире очень практичном, эта душа, принципы, энерги€, котора€ сжигает изнутри, нежелание жить на компромиссах, – конечно, ведут к гибели. ѕоэт в –оссии – больше, чем поэт.

- Ќасколько это актуально дл€ сегодн€шнего дн€? Ќынешние творцы, на ваш взгл€д, способны такое прочувствовать?

-  онечно! ¬ любое врем€ есть люди, которые живут именно так, и именно их произведени€ чаще всего остаютс€ в истории. –азрыва€ себ€ на части, уничтожа€ свою физическую оболочку, поэты, погиба€, оставл€ют философски что-то очень точно настроенное – отображение времени, мысли. ћы с ћайком были близкими товарищами. Ќо только сейчас, когда мы углубились в съемочный процесс, стало пон€тно, что ћайк находил совершенно другое. ћы всю жизнь прожили с тем, что он – это така€ «рок-н-рольна€ тема». ј на самом деле это глубока€ философи€ – и жизненна€, и поэтическа€.

- “о есть условной аудитории фильма «Ћето» ваше кино не будет интересно?

- ћы никак не коррелируем с работой  ирилла. ’от€ €, в отличие от всей нашей компании, считаю, что работа прекрасна€. ќн хотел передать романтизм этого времени – романтизм передан. » мне это при€тно. я считаю, что все росси€не – от  алининграда до ¬ладивостока – абсолютно романтическа€ наци€. “ак вот: общего с «Ћетом» у нас ничего нет – это когда поп-культура пытаетс€ загл€нуть куда-то. ” нас же – это «€йца», те, кто «делает» рок-н-ролл.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

- ѕочему условно «фиксаци€ культа Ќауменко» началась только спуст€ четверть века после его смерти? ‘ильм «Ћето», книга  ушнира «Ѕегство из «оопарка», ваш фильм...

- ћайковский материал требует глубокого проникновени€. ”словно говор€: ¬ан€ ”ргант шутит по телевизору, а никто не понимает, вообще не успевает. ћне один человек сказал: € знаю ¬аню, он хороший мужик, € с ним в бане был, но каждый раз, когда € смотрю его передачу, – ну ничего не понимаю! ¬от об этом идет речь. ƒругой уровень прыжка. ≈сть, условно говор€, «–усское радио», а есть радио «Ёрмитаж» в ѕетербурге. Ёто другой полет, друга€ глубина философии. ћайк и сейчас сложноват. я не знаю, почему Ћеша (–ыбин — прим.ред.) вдруг вз€лс€ это делать сейчас. Ќо, на мой взгл€д, он сегодн€ «собрал» картину, как пружину: она все врем€ поднимаетс€ вверх. Ёто дорогого стоит. ќн в какой-то момент пон€л, что байопик не нужен, а нужно «размышление о». “ургеневска€ истори€. ¬ы сегодн€ представл€ете рокера – поклонника “ургенева? ј ћайк был поклонником “ургенева. ¬р€д ли эта истори€ помещаетс€ в сегодн€шнюю картину мира. ѕоэтому и была тишина.

- «аметьте, что именно столичные творцы все это начали поднимать.  огда € спросил ≈вгени€ ’автана из «Ѕраво», почему он внезапно перепел на последнем альбоме майковский «Blues de Moscou» , он сказал, потому что «его нет на футболках», а на заборах не пишут «ћайк — жив!».

- ” нас в фильме есть по этому поводу фраза. ћы вообще в картине не говорим, что это ћайк. ” нас геро€ зовут «ƒжонни». Ќо все очень узнаваемо. “ак вот, приходит в сегодн€шнем дне персонаж по кличке ¬оробей к ƒжонни, а ƒжонни уже катитс€, все... ¬оробей «уламывает» его сыграть концерт пам€ти –ок-клуба на стадионе. «Ќеужели ты хочешь, чтобы про теб€ написали книгу, в которой не будет ни одного правильного слова, а потом какой-нибудь провинциальный [чудила] снимет про теб€ фильм?», – спрашивает его ¬оробей.  онечно, € знаю прекрасных людей. Ќо они ничего не знали про эти годы. ¬от, оп€ть же,  ирилл сн€л. я его понимаю. ” периферийных талантливых людей всегда есть желание со временем узнать то, чего у них никогда не было. ѕопробовать разобратьс€, как это было. Ќо возможности такой нет. я же не снимаю фильм про ростовских бандитов 70-х годов. ’от€ –остов-папа. ≈сли € начну этим заниматьс€, вр€д ли это получитс€ хорошо. ј про  ирилла – это была правильна€ коммерческа€ истори€. Ёто хорошо, хот€ бы дл€ того, чтобы молодое поколение хоть как-то, краем, услышало про то, как их родители жили.

- я к тому, что публичное обращение к ћайку вышло скорее из ћосквы.  ак так?

- ” нас не прин€то о себе говорить. ћы всегда с ћайком, нам не нужно его тиражировать, мы 24/7 с ним. ѕоэтому конечно кто-то другой, сторонний, должен на все на это посмотреть и сделать. ј ћосква всегда завидовала нам, что тут говорить. ћы были талантливые, интеллигентные, ироничные до такой степени, к которой ћосква даже никогда и не приближалась.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

- ¬аш фильм в этом смысле все-таки петербургский?

-  онечно! Ќо это же, по сути, фантасмагори€. ћы рассматриваем творческую единицу, поэта, как живую, прорастающую сквозь годы душевную энергию, которой нет никакого применени€. ¬ 1988 году ћайк собирал залы от  алининграда до ¬ладивостока. Ќаконец ««оопарк», который был на пленках, могли увидеть живьем. ћы играли вместе последний тур в ’арькове осенью 1990 года, и мы вместе зависли, потому что и у нас, и у них отменились концерты. ћайк был уже не в очень хорошей форме. Ќо мы провели вместе последние три дн€, и перед тем, как улетать из ’арькова, € пришел к ним на отстройку звука. » уже тогда мне показалось, что он сильно устал. Ќе физически. ј в принципе. Ќаступил момент, когда стало не про что писать. Ётот момент потом постиг и мен€ в какой-то степени. “ы понимаешь, что песни – это детска€ игрушка. ќб этом и кино. Ёто взгл€д интересный и тонкий. Ќо чтобы его восприн€ть, надо убрать примитивную логику «вот бабки – вот товар». “огда становитс€ пон€тно, откуда страдани€, любовь, предательства. ћы недавно втроем сто€ли на улице – €, јлеша –ыбин и »горь √удков, и вдруг пон€ли, что мы вот так же сто€ли на улице 40 лет назад, и нам в голову не могли прийти (все были тогда ћики ƒжаггеры и ѕолы ћаккартни), что мы потом будем снимать это кино, монтировать, озвучивать и т.д.

-  аким будет саундтрек к фильму про «учител€» ÷о€,  инчева и многих других?

- Ёто только каверы, не хватает еще нескольких номеров, там сложности с правами.

- ћне кажетс€, что ћайк незаслуженно был забыт именно из-за сложностей с правами на его творчество.

- Ќу, тем не менее, мы получили п€ть песен. —ейчас нам нужно еще одну под титры. Ќам еще надо достать чуть-чуть денег, и мы ее получим. » еще надо сн€ть сцены самого рок-н-ролла. » все, мы готовы.

- ≈сли попса традиционно решит хайпануть, и кака€-нибудь условна€ « адышева» будет вопить со сцены «“ы др€нь», как это было с песней ÷о€ «ѕеремен», вы удивитесь?

- Ќет, не удивлюсь. я все это видел 45 тыс€ч раз в обе стороны. ” нас сегодн€ нет принципов. “ак что вполне и это может быть. » никого это не удивит. „ем больше упоминаний, тем лучше. Ќесколько лет назад мы играли большие концерты «—екрета» в ћоскве и в ѕитере. “огда ћайку как раз было бы 60 лет. » € говорю « рокусу», где 5,5 тыс€ч народу собралось: «ћы сейчас споем ћайка». » мы как дали «Blues de Moscou» в своей, еще более агрессивной версии! », знаете, люди, оравшие все наши песни, замерли, когда € запел это произведение, и воцарилась гробова€ тишина, как будто мы ћалера слушаем.

- ћожет, они просто не в курсе, кто такой ћайк?

- „асть, наверное, в курсе. Ќо € вдруг пон€л, что они в шоке и не понимают, как это: «я не люблю “аганку, ненавижу јрбат». Ёто произошло за секунду. ќни не пон€ли, что произошло. Ўутим мы, или что это. Ћюди бо€тс€ смелости. ћещане всегда точно знают, что можно, что нельз€, что хорошо, что плохо, – культура мещанска€ на том и стоит, на собственных представлени€х, как должно быть. » вдруг «—екрет», такой любимый, поет эту песню. —кажу вам, € тогда подрасстроилс€. я думал, что хот€ бы эти 5 тыс€ч фанатов, которые верные… Ќо даже и они уже ни черта не соображают, не смотр€ на то, что половина из них уже со своими детьми.  ак сказал один человек: «—покойно: до 2000 года ничего не было». ј мы ведь в те времена даже матом просто так не ругались. Ёто очень важный момент. ≈го не было в обиходной речи. Ќо если он был необходим, то по€вл€лс€. ј сегодн€ без мата не существует мускулинной культуры. “ы материшьс€ – значит, ты мачо. ћы сн€ли эту картину, понима€, что это осколки разбитого вдребезги, как говорила мо€ бабушка.

- »з осколков имеет смысл делать ре-юнион?  ак с « ино». Ёто было бы интересно кому-то.

- Ќа мой взгл€д, нет. ƒл€ мен€ это перевернута€ страница. ‘ильмы про войну снимать не надо, они уже все сн€ты теми людьми, которые воевали. ¬от, собственно, все. “о же самое и здесь. Ѕез ћайка нет смысла. ћы сейчас сделали каверы дл€ фильма, но это фантасмагори€. ќни звучат по-актерски, чтобы уложить их в стройную фактуру картины, это режиссерское виденье.

-  акой реакции публики, котора€ не была свидетелем этих событий, хотелось бы вам?

- я сужу по себе.  огда мы были маленькие – до 30 лет, – мы все, что было до нас, отрицали. Ёто было глупо, ни в какие ворота не лезло. Ќи военные песни, ни эстрада, ни то, подо что пл€сали наши родители. ћы же в западном городе родились (ленинградцы всегда были западными гражданами на территории –оссии). ј потом стало приходить осознание, что это неразрывна€ св€зь и фантастическа€ глубина, котора€ поражала в самое сердце наших родителей. ћолодые сегодн€ вр€д ли способны прочувствовать эту глубину, что быть поэтом непросто. Ќо этот фильм настолько получилс€ энергетически зар€женным, что он не отпускает разную аудиторию. ѕанкер сделал несколько фокус-групп, и ему уже несколько недель звон€т и задают вопросы: а почему так, а почему он это сделал и так далее. –аз не отпускает – мы эмоционально достигаем какого-то хорошего результата. ѕотому что искусство – это не более чем закрепленна€ эмоци€. ¬ больших произведени€х искусства сюжет не запоминаетс€, есть только энерги€. » она, несомненно, в нашей картине есть. Ќикакого другого посыла – «помните ћайка», «помните ѕушкина» (никто его уже не помнит, этого ѕушкина), – у нас нет.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

- “о, что происходит в стране сегодн€, перекликаетс€ с 80-ми?

- Ќичего общего с 70-ми и 80-ми. Ќапример, у нас в картине есть несколько фраз на тему стукачества. ¬ то врем€, что бы там ни говорили, если бы реально хотели закрутить гайки, нам бы их закрутили. ѕосадили и т.д. ј так – все было. ¬ 80-е страной управл€ли люди с другими внутренними ценност€ми, «потомки» XIX века. ѕоступа€ в театральный институт, € прекрасно понимал, что у нас по уровню попул€рности есть две категории – космонавты и артисты. Ќичего другого не существует. » артист мог за собой повести.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

ƒа, была цензура, никаких сомнений. Ќо на многое закрывали глаза. Ћюди, которые сегодн€ занимаютс€ тем же, на 180 градусов отличаютс€. Ёто ничего не понимающие, плохо образованные и от этого наход€щиес€ в злости по отношению к люд€м искусства. ћежду руковод€щим составом и людьми искусства сегодн€ лежит пропасть. ј раньше этой пропасти не было, потому что, условно говор€, ћинкульт, прекрасно понимал, где, кто и что. “огда пробиватьс€ было, с одной стороны, сложнее – не было ни продюсеров, ни денег. Ќо с другой стороны, и кристаллы находились лучше в песке.

- ¬ реальности ћайк погиб одновременно с той страной.

- ” нас в картине герой умирает по-насто€щему в сегодн€шнем дне.



‘ото: предоставлено »горем Ђѕанкеромї √удковым

P.S. ¬ синопсисе фильма «”ездный город Ќ» или «ѕервый», отмечаетс€, что «картина посв€щена всем ушедшим музыкантам второй половины XX века», а «истори€ написана на основе некоторых событий из жизни ћихаила «ћайка» Ќауменко. ƒействие картины идет в двух временных пластах – в начале 80-х и в наше врем€. Ќесмотр€ на мрачность позднего ———– в воспри€тии геро€ всЄ наполнено мечтами, событи€ми, музыкой, встречами и любовью; герои все врем€ движутс€ – даже когда сто€т или сид€т. ¬ насто€щем же герой неподвижен, «даже когда идет»: застывшее лицо в черных очках.

јвторы фильма рассчитывают, что он выйдет до конца 2020 года.

Ќиколай Ќелюбин, специально дл€ «‘онтанки.ру».

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>