22 тысячи бритвенных лезвий для «Галатеи». В «Севкабеле» собрали чудеса движущегося искусства

В кабельном цехе пространства «Севкабель Порт» открылась выставка интерактивных инсталляций, кинетических объектов и видеоарта «Формы движения». Впервые под одной крышей собраны произведения автора идеи знаменитого творческого поселка в Никола-Ленивце Василия Щетинина, восстановлены по фотографиям удивительные арт-объекты первой половины ХХ века, и можно рассмотреть вблизи декорации к кинетическому спектаклю театра «АХЕ».
Всего за неделю до «Севкабель Порта» выставка отечественного кинетического искусства открылась в «Манеже», став одним из самых грандиозных проектов после его обновления. Ретроспектива — от начала ХХ века до времен перестройки — показала, как технический прогресс побуждал художников мечтать о будущем, и какие формы эти фантазии принимали.
Выставка в «Севкабель Порту» по факту стала продолжением той экспозиции, его современной составляющей (хотя история на «Формах движения» тоже представлена). Но изначально замысел был цельным: параллельного проекта бы не было, если бы не конфликт между администрацией «Манежа» и Институтом исследования стрит-арта. Причиной «расставания» стала смена куратора манежной экспозиции — Полины Борисовой (ее предыдущим громким проектом в Петербурге была выставка о Паше 183). Уходя из «Манежа», Институт забрал с собой свою часть финансирования, полученного от спонсоров под конкретную концепцию конкретного куратора, а также проекты художников, отобранных по результатам открытого конкурса, и работы современных авторов, чьи произведения не входят в музейные коллекции. Так появился параллельный проект.
Договориться о совместном продвижении двух выставок организаторам не удалось — впрочем, эту часть работы могут взять на себя СМИ: проекты демонстрируются в городе в одни и те же сроки (в «Манеже» — до 29 марта, в «Севкабель Порту» — до 5 апреля), и смотреть их, действительно, стоит вместе.
Произведения из музеев остались в «Манеже»: цех не подходит для демонстрации ценных картин с точки зрения условий хранения и освещения. По тем же причинам на выставке «Формы движения» совсем другая атмосфера, слегка напоминающая мастерскую безумного изобретателя: пыль на окнах, облупленные стены, бетонные полы, провода, проем в полу — зияющее отверстие прикрывает сетка. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя не на разрухе, а на произведениях искусства, по цеху расставлены ярко-лиловые блоки, структурирующие пространство.
«Маджента — агрессивный цвет, и зритель сразу фиксирует внимание на стендах, а не на грязных окнах, потому что мне не хотелось делать совсем уж гранж», — поясняет выбор дизайна Полина Борисова.
Поскольку выставка фактически собиралась за полтора месяца, как таковой концепции решения пространства нет. Экспозиция не следует хронологическому принципу.
«Мы показываем, как используется движение в различных произведениях искусства, — рассказала «Фонтанке» куратор. — Небольшой исторический блок поставили в центре, потому что основные идеи, которые разрабатывались впоследствии, были заложены русскими авангардом, и художники из разных времен возвращаются к этим идеям, по-разному их переосмысляют».
Самые старые экспонаты — афиша первой выставки модели башни Татлина 1920 года. Ее предоставил Михаил Алшибай — московский коллекционер и кардиохирург. Тут же можно увидеть воссозданную «Кинетическую конструкцию» Наума Габо, прообраз которой также относится к 1920-му — вертикальный металлический стержень приводится в движение и образует трехмерные фигуры. Наума Габо называют пионером кинетического искусства и автором самого этого термина.

«Икарушка» Василия Щетинина
Фото: Павел Каравашкин/ "Фонтанка.ру"
Среди современных движущихся объектов на выставке выделяется «Икарушка» — подвешенный в воздухе человечек, невероятно пластичный благодаря множеству сочленений и шарниров в теле — он «летит», взмахивая крыльями. Создатель — Василий Щетинин, автор идеи и концепции знаменитого арт-парка в Никола-Ленивце под Москвой, где регулярно проводятся фестивали. Художника не стало несколько лет назад (он скончался во время поездки на культовый фестиваль Burning Man в США), его произведения для выставки привез сын. Таким образом в Петербурге проходит первая столь масштабная экспозиция работ Щетинина под крышей.
Альбина Мотор, продюсер выставки «Формы движения» и сооснователь Института исследования стрит-арта, видит в кинетическом искусстве предтечу паблик-арта.
«Если мы посмотрим на срез кинетического искусства в Европе — это объекты, которые выставляются на улице, в торговых центрах, парках, — подчеркивает она. — И то, что мы показываем, неразрывно связано с городской средой».
По словам продюсера, задача выставки — «возбудить интерес с междисциплинарному подходу»: «Художники дают пищу для размышлений инженерам и конструкторам, а те дают возможность художникам реализовать свои проекты». Пример такого подхода — проект Романа Сакина, в котором городской фонтан совмещен с печью.
«Объект придуман для жаркого климата, для того, чтобы охлаждаться и увлажняться, — поясняет художник. — А так как у нас большую часть времени, наоборот, людям хочется греться, мы берем центр площади, где должен стоять фонтан, только ставим в него а печь: она источает тепло, гуляющие могут подойти и погреться. А летом это переключается опять в фонтан».
Проект пока существует только в виде макета, но на выставке есть и менее утилитарная работа Сакина — «Точка вращения — я»: предметы домашнего обихода — от дивана до зубной щетки — разложены на полу по кругу, в центр которого, предполагается, должен вставать зритель. Хотя произведение статическое, оно все равно — про движение: к предметам пририсованы словно бы «следы» от их смещения, и такая иллюзия создается.
Среди других работ, которые позабавят зрителей, но вряд ли принесут конкретную практическую пользу, — произведения Бориса Стучебрюкова, предоставленные его дочерью. Например, «Транспопметатектон», музыкальный инструмент из консервных банок от очень ценных продуктов — по меркам 1980-х годов, когда объект создавался.
«Конечно, это просто аттракцион, — говорит Полина Борисова. — Стучебрюков был очень веселым человеком, они с друзьями устраивали перформансы. А что хотел он этим сказать? Да ничего. Когда мы грузили эту работу, люди во дворе остановили нас, обратив внимание: «О, так это же вообще из «Березки» банка! Все эти коробочки, которых было так просто не купить, вызывают массу воспоминаний из прошлого, затягивают в них. Это сейчас банку кока-колы можно купить на каждом углу».
Но самое удивительное произведение Стучебрюкова на выставке — «Галатея» (1994), некое облако или существо, созданное из 22 с лишним тысяч бритвенных лезвий, скрепленных между собой под углом. «Галатея» гибкая, меняет форму, но требует крайне бережного обращения — всем подряд трогать ее не разрешат, но даже с визуальной точки зрения работа кажется совершенной.
«Это наша гордость, — бережно прикасается к «Галатее» куратор. — Что хотел этим сказать художник — я не знаю».
Зато ныне живущие художники, участвующие в выставке, с готовностью говорят о своих произведениях. Марина Фоменко видеоинсталляцией «Вчера мне приснились зарницы» обращает внимание на тему растущего количества мусора на планете. Ее персональный небольшой зал наполнен 800 мышами. Преимущественно — компьютерными, «разбредшимися» по полу.
«Нашествие грызунов в подсознании у нас вызывает ужас, и я хотела вызвать такое ощущение, дополнив инсталляцию видео с настоящими мышами: наступление электронных мышей не менее ужасно как волна мусора, которая на нас катится», — поясняет автор.
Еще одна художница, чей взгляд устремлен в будущее, — Екатерина Попович. Ее проект называется «Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя».
«Эта интерактивная инсталляция, состоящая из нескольких объектов, представляет собой полуживые гибридные существа, которые, возможно, появятся в будущем, — рассказывает автор. — Меня интересует тема взаимодействия машин, человека и животных, этическая сторона вопроса: какие будут права у человека, у животных и у искусственного интеллекта, если он разовьется до такой степени? Я поднимаю вопрос о смотрящем и рассматриваемом: эти существа на тебя смотрят с помощью камер, соответственно, приобретая статус не только объекта, но и субъекта. И в этом дополнительный смысл — люди не всегда замечают камеры и понимают, что куда транслируется, где тебя записывают».
Среди других участников выставки — Борис Иогансон (реконструкция), Густав Клуцис, Вячеслав Колейчук, Леонид Борисов, Паша 183, Ник Хамов (АХЕ) и другие.
«Мне все равно, понравится проект или нет профессиональному сообществу, — говорит продюсер проекта Альбина Мотор. — Институт исследования стрит-арта — популяризатор, и мне важнее, чтобы выставка дала пищу для ума и эмоций как можно более широкой публике».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
От Рафаэля до «Пепла истории»: Самые многообещающие выставки в Петербурге — 2020

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».