«Мы совершенно не заботились о воспитании коллег». Валерий Фокин призвал реформировать институт художественного руководства театров

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин призвал реформировать институт художественного руководства российских, и особенно петербургских театров. Об этом Фокин заявил 6 февраля на пресс-конференции в Петербурге.
«У нас нет главных режиссеров, худруков. Мы совершенно не заботились, я и себя имею в виду, о воспитании подобных коллег, которые могли бы потом прийти вместо нас. <…> Режиссёрский талант и талант руководителя — это разные вещи. Можно быть блестящим режиссёром и очень слабым художественным руководителем», — отметил Валерий Фокин.

Валерий Фокин
Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"
По мнению Фокина, успехом 2019 года стала Театральная Олимпиада, которая продемонстрировала огромное художественное разнообразие, которым российский театр обладает пока в меньшем объеме. Однако она не позволила обратить ресурсы года театра на театральную реформу, которая давно назрела. Фокин уверен, что в реформа должна охватить целый комплекс вопросов, в том числе и об институте художественного руководства. Пожизненные контракты худруков, которых уже нет в московских театрах, но так много в петербургских, зачастую не позволяют дать старт новым движениям. Фокин отметил, что первым этот вопрос поднял Рудольф Фурманов, худрук Русской Антрепризы им. Андрея Миронова, и это вызвало в профессиональном сообществе такой резонанс, что его исключили из СТД.
Фокин напомнил, что Москве за последнее время произошло несколько радикальных перемен в художественном руководстве, например, Константин Богомолов возглавил Театр на Малой Бронной, Виктор Рыжаков — театр «Современник», Дмитрий Волкострелов — Центр им. Мейерхольда. По мнению Валерия Фокина, в Петербурге такое пока представить невозможно. Впрочем, конкретных шагов для реализации реформы художественный руководитель Александринского на пресс-конференции не предложил.
Ксения Кожевникова, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Включайте лампочки в мозгах: что нам останется после Театральной олимпиады – 2019

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35