√лавные книги декабр€: „то искать на Non/fiction и не только

05 декабр€ 2019, 10:01
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ декабре российский книжный рынок переполн€етс€ новинками. »здательства выпускают лучшие релизы года к €рмарке Non/fiction, котора€ проводитс€ в ћоскве.

¬ 2019 году €рмарка организована с 5 по 9 декабр€ в столичном Ѕольшом √остином дворе. Ћитературный обозреватель «‘онтанки» рекомендует 11 декабрьских новинок, которые по€в€тс€ на Non/fiction или выйдут в продажу позже и будут доступны в книжных магазинах.

«а этими новинками можно отправитьс€ в ћоскву на €рмарку Non/fiction

ƒжордж ќруэлл. «ƒневники»

¬ одном предложении: увидеть мир глазами ќруэлла (и обустроить куриный загон)

ќруэлл ƒ. ƒневники. ѕодготовлены к печати ѕитером ƒэвисоном, пер. с англ. ¬иктора √олышева, Ћеонида ћотылева, ћарка ƒад€на, Ћюбови —умм Ч ћ.: јльпина нон-фикшн, 2020. Ч 696 с.
ќруэлл ƒ. ƒневники. ѕодготовлены к печати ѕитером ƒэвисоном, пер. с англ. ¬иктора √олышева, Ћеонида ћотылева, ћарка ƒад€на, Ћюбови —умм Ч ћ.: јльпина нон-фикшн, 2020. Ч 696 с.

‘ото: предоставлено издательством

ѕрошло больше семи лет с тех пор, как англо€зычный мир обсуждал полную публикацию дневников ƒжорджа ќруэлла, и вот этот текст выходит и в –оссии.   личным заметкам автор «—котного двора» и «1984» относилс€ скурупулЄзно — вплоть до того, что помечал намерени€ «переместить проволоку куриного загона» или «убрать всю траву с нового участка и с той земли, что соедин€ет его со старым садом».

„итатели этого увесистого тома понаблюдают, как будущий писатель собирал хмель в јнглии 1931 году; сопровод€т ќруэлла в путешествии по ћарокко и острову ƒжура и увид€т ¬торую мировую войну глазами прозаика.

÷итата: «¬оздушные тревоги теперь столь часты и столь продолжительны, что люди обычно забывают, включена ли в данный момент тревога или уже прозвучал отбой. Ўум бомб и огонь зениток, если он не слишком близко (что, веро€тно, означает в радиусе двух миль), теперь воспринимаютс€ как нормальный фон дл€ сна или разговора».

јлександра јрхипова, јнна  ирзюк. «ќпасные советские вещи»

¬ одном предложении: откуда вз€лись черна€ волга-похитительница и отравленна€ жвачка

јлександра јрхипова, јнна  ирзюк. ќпасные советские вещи: √ородские легенды и страхи в ———–. Ч ћ.: Ќовое литературное обозрение, 2020. Ч 536 с.
јлександра јрхипова, јнна  ирзюк. ќпасные советские вещи: √ородские легенды и страхи в ———–. Ч ћ.: Ќовое литературное обозрение, 2020. Ч 536 с.

‘ото: предоставлено издательством

»ностранец дарит ребЄнку жвачку, а в ней — толчЄное стекло. ¬ джинсах, купленных с рук во врем€ «ќлимпиады-80», обнаруживаютс€ ампулы с €дом. ѕо улицам городов разъезжают черные волги, похищающие детей, а на металлических зажимах дл€ пионерских галстуков выступают инициалы «иновьева и “роцкого. ќткуда эти легенды вз€лись в советском городском обиходе, и что значат? ќтветить на эти вопросы вз€лись фольклористы и антропологи јлександра јрхипова и јнна  ирзюк.

»сследование получилось не просто увлекательным, но и по-насто€щему фундаментальным. »зучение легенд было запрещено в ———–; чтобы собрать выпавшую из научного оборота информацию, авторы интервьюировали жителей постсоветского пространства, проводили опросы в —ети, изучали дневники и сводки  √Ѕ.

÷итата: «—лухи и городские легенды, в том числе и страшные истории, возникают и распростран€ютс€ потому, что люди в них нуждаютс€».

ћикаель Ќиеми. «—варить медвед€»

¬ одном предложении: «»м€ розы» в декораци€х шведского севера

ћикаель Ќиеми. —варить медвед€ / пер. со шведского —. Ўтерна. Ч ћ.: ‘антом ѕресс, 2019. Ч 512 с.
ћикаель Ќиеми. —варить медвед€ / пер. со шведского —. Ўтерна. Ч ћ.: ‘антом ѕресс, 2019. Ч 512 с.

‘ото: предоставлено издательством

–оман, вписанный в декорации Ўвеции середины XIX века. ћальчик-саам ёсси помогает ученому и проповеднику Ћассе Ћестадиусу в его ботанических экспедици€х, но миролюбивые штудии прерываютс€, когда из хутора по соседству пропадает служанка. Ќа первый взгл€д, может показатьс€, что девушку задрал медведь, хот€ у Ћестадиуса друга€ верси€. “ак «этнографический» роман превращаетс€ в детектив: неслучайно герои напоминают пожилого монаха и его юного спутника из «»мени –озы».

÷итата: «ќхота на медвед€-людоеда началась сразу, как только было объ€влено вознаграждение. Ќесколько арендаторов, из тех, что попроворнее, раздобыли где-то огромный медвежий капкан с грубыми острыми зубь€ми. ∆уткое сооружение закопали, замаскировали, как могли, и прив€зали цепью к ближайшей ели. ÷епь тоже тщательно засыпали лесным перегноем. –€дом положили приманку — кучу потрохов от только что заколотой свиньи».

Ўон Ѕайтелл. ««аписки книготорговца»

¬ одном предложении: сериал Black Books в форме дневника

Ўон Ѕайтелл. «аписки книготорговца; пер. с англ. ». ». Ћевченко. Ч ћ.:  оЋибри, јзбука-јттикус, 2019. Ч 416 с.
Ўон Ѕайтелл. «аписки книготорговца; пер. с англ. ». ». Ћевченко. Ч ћ.:  оЋибри, јзбука-јттикус, 2019. Ч 416 с.

‘ото: предоставлено издательством

Ўон Ѕайтелл полюбилс€ читателем по всему миру в 2017 году, когда выпустил «ƒневник книготорговца». ¬ладелец букинистического магазина в шотландском городке ”игтаун с юмором, хот€ и не без уныни€, рассказал о будн€х этого заведени€. ¬ 2019 году «ƒневник...» продолжилс€ ««аписками», но содержание их не изменилось — описание ежедневных дел, разговоры с клиентами и коллегами; в общем, это своего рода сериал Black Books, только в прозе.  ак и раньше, ”игтаун каждый день педантично указывает под своими запис€ми количество заказов, число покупателей и выручку.

÷итата: «» все-таки запах, атмосферу и роскошь человеческого общени€ пока по-прежнему могут предложить только насто€щие книжные магазины».

јнтон ƒолин,  онстантин Ѕронзит. « ак смотреть кино»

¬ одном предложении: ликбез о кино от лучшего в –оссии кинокритика и номинанта на «ќскар». (— картинками!)

јнтон ƒолин,  онстантин Ѕронзит.  ак смотреть кино. Ч ћ.: јльпина ѕаблишер, 2020. Ч 152 с.
јнтон ƒолин,  онстантин Ѕронзит.  ак смотреть кино. Ч ћ.: јльпина ѕаблишер, 2020. Ч 152 с.

‘ото: предоставлено издательством

« ино надо смотреть на большом экране...  ино лучше смотреть в оригинале... ѕлатите за кино... Ќе верьте рекламе... ќбратите внимание на автора». —начала советы кинокритика јнтона ƒолина, проиллюстрированные аниматором и номинантом на «ќскар»  онстантином Ѕронзитом, кажутс€ набором банальностей. ќднако чем дальше — тем интереснее.

√лавный редактор «»скусства кино» объ€сн€ет, почему требуетс€ массово ходить на сеансы с субтитрами, отчего так сложно пересказать сюжет очередных «ѕиратов  арибского мор€», и как VR-технологии измен€т кино.  нига изначально предназначалась дл€ детей, но подойдЄт и дл€ некоторых взрослых.

÷итата: «–азве политика имеет отношение к искусству? ≈щЄ какое. “ак было всегда. Ѕроненосец "ѕотемкин" —ерге€ Ёйзенштейна, "ќлимпи€" любимицы √итлера Ћени –ифеншталь — политические высказывани€».

ёли€ яковлева. «¬олчье небо»

¬ одном предложении: (не)детска€ сказка о Ћенинграде после блокады

ёли€ яковлева. ¬олчье небо: 1944 год. Ћенинградские сказки:  нига четверта€ [дл€ среднего и старшего школьного возраста]. Ч ћосква: —амокат, 2020. Ч 304 с.
ёли€ яковлева. ¬олчье небо: 1944 год. Ћенинградские сказки:  нига четверта€ [дл€ среднего и старшего школьного возраста]. Ч ћосква: —амокат, 2020. Ч 304 с.

‘ото: предоставлено издательством

ёли€ яковлева перва€ в –оссии заговорила с подростками о сложных исторических темах — репресси€х и блокаде.  ниги еЄ цикла «Ћенинградские сказки» написаны максимально честно, но в то же врем€ самые жесткие подробности уход€т в тень благодар€ фантастическим мотивам. «¬олчье небо» — заключительна€ часть тетралогии: главные герои возвращаютс€ в Ћенинград после блокады, но что-то не ладитс€ даже в этой новой и мирной жизни.

÷итата: «  женщине прижималась девочка. ’уденька€, испуганна€, в бархатном пальто. Ќа колен€х она держала большую розовощекую куклу. —ара крепче стиснула свою чумазую. √л€дела на куклу напротив огромными глазами. ƒ€д€ яша тут же возненавидел фарфоровую красавицу всей душой. — длинными ресницами. — шелковыми локонами. «“рофейна€».

јстрид Ћиндгрен. «ѕьесы. “ом 1»

¬ одном предложении: јстрид Ћиндгрен, которую вы ещЄ не читали (еЄ пьесы — впервые на русском!)

јстрид Ћиндгрен. ѕьесы. “ом 1. ѕер. ≈катерины „евкиной, Ќины ‘едоровой, ќльги ћ€эотс, ≈лены “епл€шиной, »нны —требловой. Ч ћ.: јльбус корвус, 2019. Ч 376 с.
јстрид Ћиндгрен. ѕьесы. “ом 1. ѕер. ≈катерины „евкиной, Ќины ‘едоровой, ќльги ћ€эотс, ≈лены “епл€шиной, »нны —требловой. Ч ћ.: јльбус корвус, 2019. Ч 376 с.

‘ото: предоставлено издательством

Ўведска€ писательница јстрид Ћиндгрен известна, прежде всего, благодар€ сказкам. Ќо ещЄ она создала множество пьес, сценариев дл€ теле- и радио-спектаклей. Ёту огромную часть наследи€ Ћиндгрен впервые начали печатать на русском €зыке: в первом томе пьес вы найдете драматические тексты о ѕеппи ƒлинныйчулок, Ёмиле из ЋЄннеберги и суперсыщике  алле Ѕлумквисте. ј сопровод€т их озорные иллюстрации “ать€ны  ормер.

÷итата: « ак мен€ зовут? (ѕроходитс€ колесом по всей сцене, выкрикива€ очередное из своих имен при очередном обороте.) ѕеппилотта… ”льтрамарина… Ѕиссектриса… »такдали€… Ёфраимсдоттер ƒлинныйчулок. (ѕодходит к фру ѕрюсселиус.) ƒа ты не переживай! я откликаюсь на просто ѕеппи!»

»щите в книжных после Non/fiction

Ёлена ‘ерранте. «ƒни ќдиночества»

¬ одном предложении: на что способна отвергнута€ женщина под сорок, заперта€ в четырех стенах (от автора нашумевшего «неаполитанского квартета»)

Ёлена ‘ерранте. ƒни ќдиночества. ѕеревод ≈лены јрабаджи, »нны Ѕезруковой. Ч ћ.: Corpus, 2019. Ч 256 с.
Ёлена ‘ерранте. ƒни ќдиночества. ѕеревод ≈лены јрабаджи, »нны Ѕезруковой. Ч ћ.: Corpus, 2019. Ч 256 с.

‘ото: предоставлено издательством

Ёлена ‘ерранте завоевала всемирную известность благодар€ «неаполитанскому квартету». ÷икл романов о жизни в послевоенной »талии подкупил читателей и критиков искренностью и почти документальной точностью описаний. »нтерес литературного сообщества поддерживает гор€чим и умела€ мистификаци€: ‘ерранте — псевдоним, и журналистам до сих пор не удалось разгадать, кто за ним скрываетс€.

–оман «ƒни одиночества» написан задолго до «неаполитанского квартета», но только в 2019-м переведЄн на русский. ќт главной героини уходит муж, и вот однажды одна запирает дверь в квартиру и не может выбратьс€ наружу, оставшись запертой с двум€ детьми и собакой.

÷итата: «я-то полагала, что с ћарио жила ќльга из центрального зеркала, однако на самом деле € и пон€ти€ не имела, какое лицо, какое тело € ему преподносила. ќн собрал мен€ из тех двух мен€ющихс€, ускользающих сторон — и кто его знает, какую физиономию он мне придумал, в какой монтаж мен€ он сначала влюбилс€ и что его потом оттолкнуло, заставив разлюбить».

 сени€ Ѕукша. «„уров и „урбанов»

¬ одном предложении: петербургский роман о двойничестве с началом, спр€танном в конце

 сени€ Ѕукша. „уров и „урбанов. Ч ћосква: ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2020. Ч 284 с.
 сени€ Ѕукша. „уров и „урбанов. Ч ћосква: ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной, 2020. Ч 284 с.

‘ото: предоставлено издательством

«∆ивЄшь-живЄшь, и вдруг вы€сн€етс€, что у теб€ есть двойник, чьЄ сердце бьЄтс€ синхронно с твоим». Ќовый роман  сении Ѕукши издатели преподнос€т как «полное киношной движухи» произведение с «непредсказуемым сюжетом и густой, мрачноватой питерской атмосферой».

ѕетербургска€ писательница, получивша€ в 2014 году «Ќацбест» за роман ««авод свобода», не всегда работает ровно: роман «–амка» в 2017 году вышел не очень убедительным, зато критики засыпали Ѕукшу похвалами за «ќткрываетс€ внутрь» в 2018-м. Ќа этот раз текст получилс€ лЄгким, подростковым, с легко считываемой отсылкой к Ѕродскому и началом, запр€танным в конец.

÷итата: «»ногда утром „урову казалось, что бабка наконец отошла, но, увы, она продолжалась».

ƒэвид ‘остер ”оллес. « ороткие интервью с подонками»

¬ одном предложении: автор «Ѕесконечной шутки» вновь рушит литературные каноны



‘ото: предоставлено издательством

ѕокойному американскому классику XX века ƒэвиду ‘остеру ”оллесу решительно не везЄт со сроками выхода книг в –оссии. √лавный труд его жизни, 1300-страничную «Ѕесконечную шутку», ждали к прошлой €рмарке non/fiction. Ќо книга — к огромному неудовольствию поклонников — опоздала.

—борник « ороткие интервью с подонками» тоже в печати задержитс€ и выйдет только к концу года. “екст пока не получили даже книжные обозреватели. Ќо, суд€ по любительскому переводу, кочующему в —ети, и англо€зычным рецензи€м, читател€м предстоит непри€тное погружение в изнанку американского мира — встречи с карикатурно-маскулинными геро€ми, их пошлыми и порой женоненавистническими шутками (причем книга эта написана в 1999-м, за п€тнадцать лет до движени€ #MeeToo). јвтор, как и обычно, раздвигает границы литературного канона: вопреки названию, далеко не все тексты сборника — интервью. ј в интервью читател€м придЄтс€ играть в угадайку, потому что место дл€ вопросов ”оллес оставил незаполненным.

÷итата: « огда их представили, он сострил, чтобы понравитьс€. ќна натужно рассме€лась, наде€сь понравитьс€. /.../ “ому, кто их представил, они оба не нравились, хоть он и притвор€лс€, что это не так, по своему обыкновению ни в коем случае не жела€ испортить хорошие отношени€. ј то ведь никогда не знаешь, правда же правда же правда же».

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>