
«Дети ворона. 1938 год»: автор сказки о репрессиях на связи с «Фонтанкой»

На грядущих выходных в рамках московской книжной ярмарки «non/fiction» будет представлена зрителям книга Юлии Яковлевой «Дети Ворона: 1938 год», которая выходит в издательстве «Самокат». Это первый в истории отечественной литературы роман о репрессиях, написанный в форме сказки. Писатель пообщалась с «Фонтанкой.ру» по телефону и сообщила подробности.
Герои книги Юлии Яковлевой – дети, которым довелось родиться и жить в те времена, которые по прошествии десятилетий и впрямь выглядят страшной сказкой, поскольку вообразить себе такую реальность, да еще и применительно к детям отказывается рассудок.
Юлия Яковлева - по телефону [Фонтанке.Офис](23.5 Мб)
И там не менее, автор убеждена, что говорить об этом надо. И не только со взрослыми людьми. Но и с теми, кто взрослеет сейчас. Надо рассказывать сегодняшним школьникам правду об их сверстниках, которые жили в этой стране в конце 30-х годов прошлого века. Юлия Яковлева поставила перед собой цель, чтобы повествование, с одной стороны, выглядело максимально правдивым, с другой – не наносило душевных травм читателям. Именно поэтому книга открывает цикл «Ленинградские сказки».
- Я старалась сделать как себе: это страшно, но это сказка, и она не травмирует, – пояснила «Фонтанке» автор.
Юлия Яковлева пришла в литературу из журналистики, является автором нескольких пьес, а также книг «Мариинский театр. Балет. ХХ век», «Азбука балета», «Азбука любви». Конек этого автора – способность находить и создавать словом образы, цепкие, емкие и общедоступные, которые начисто исключают назидательность. Отношения автора с читателем уместно назвать сговором, который устанавливается с первых строк. Вызывать абсолютное доверие тех, кто берет в руки ее книги, умение говорить просто о неоднозначном и мудреном – таком, как, например, об искусстве балета – особый дар писателя Юлии Яковлевой. Поэтому ограничений по возрасту для ее читателей практически не существует.
«Дети Ворона: 1938 год» – первый роман Юлии, предназначенный прежде всего детям. Хотя правильнее было бы определить его как литература для семейного чтения.
Сказка про ленинградских детей начинается с того, что внезапно ночью уезжает в командировку папа, а через несколько дней бесследно исчезают мама и младший братишка. И дети постарше – главные герои Шурка с Таней – остаются одни. «Ворон унес» – шепчут все вокруг. Но что за Ворон и кто укажет к нему дорогу? Границу между обычным городом и городом Ворона перейти легко, но только в одну сторону, обратный путь очень труден. Только бесстрашный Шурка осмеливается восстать против серого царства Ворона.
«Мы должны говорить с детьми об этих событиях на понятном им языке», – сказала «Фонтанке» Юлия Яковлева. И добавила, что, готовясь к работе над книгой, она перечитала огромное количество мемуаров, написанных людьми, которые росли в 30-е годы. При этом книга посвящена людям непосредственно из семьи автора: дедушке и его сестрам, которым, по словам Юлии, пришлось пережить подобное.
Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру

«Прости мои очеса, Спасе, что видели то непотребство»: «Тума» Захара Прилепина как вопль к небу из глубины беззакония
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08