«Дети ворона. 1938 год»: автор сказки о репрессиях на связи с «Фонтанкой»

25 ноября 2015, 15:33
Версия для печати Версия для печати

На грядущих выходных в рамках московской книжной ярмарки «non/fiction» будет представлена зрителям книга Юлии Яковлевой «Дети Ворона: 1938 год», которая выходит в издательстве «Самокат». Это первый в истории отечественной литературы роман о репрессиях, написанный в форме сказки. Писатель пообщалась с «Фонтанкой.ру» по телефону и сообщила подробности.

Герои книги Юлии Яковлевой – дети, которым довелось родиться и жить в те времена, которые по прошествии десятилетий и впрямь выглядят страшной сказкой, поскольку вообразить себе такую реальность, да еще и применительно к детям отказывается рассудок.

>

Юлия Яковлева - по телефону [Фонтанке.Офис](23.5 Мб)

И там не менее, автор убеждена, что говорить об этом надо. И не только со взрослыми людьми. Но и с теми, кто взрослеет сейчас. Надо рассказывать сегодняшним школьникам правду об их сверстниках, которые жили в этой стране в конце 30-х годов прошлого века. Юлия Яковлева поставила перед собой цель, чтобы повествование, с одной стороны, выглядело максимально правдивым, с другой – не наносило душевных травм читателям. Именно поэтому книга открывает цикл «Ленинградские сказки».

- Я старалась сделать как себе: это страшно, но это сказка, и она не травмирует, – пояснила «Фонтанке» автор.

Юлия Яковлева пришла в литературу из журналистики, является автором нескольких пьес, а также книг «Мариинский театр. Балет. ХХ век», «Азбука балета», «Азбука любви». Конек этого автора – способность находить и создавать словом образы, цепкие, емкие и общедоступные, которые начисто исключают назидательность. Отношения автора с читателем уместно назвать сговором, который устанавливается с первых строк. Вызывать абсолютное доверие тех, кто берет в руки ее книги, умение говорить просто о неоднозначном и мудреном – таком, как, например, об искусстве балета – особый дар писателя Юлии Яковлевой. Поэтому ограничений по возрасту для ее читателей практически не существует.

«Дети Ворона: 1938 год» – первый роман Юлии, предназначенный прежде всего детям. Хотя правильнее было бы определить его как литература для семейного чтения.

Сказка про ленинградских детей начинается с того, что внезапно ночью уезжает в командировку папа, а через несколько дней бесследно исчезают мама и младший братишка. И дети постарше – главные герои Шурка с Таней – остаются одни. «Ворон унес» – шепчут все вокруг. Но что за Ворон и кто укажет к нему дорогу? Границу между обычным городом и городом Ворона перейти легко, но только в одну сторону, обратный путь очень труден. Только бесстрашный Шурка осмеливается восстать против серого царства Ворона.

«Мы должны говорить с детьми об этих событиях на понятном им языке», – сказала «Фонтанке» Юлия Яковлева. И добавила, что, готовясь к работе над книгой, она перечитала огромное количество мемуаров, написанных людьми, которые росли в 30-е годы. При этом книга посвящена людям непосредственно из семьи автора: дедушке и его сестрам, которым, по словам Юлии, пришлось пережить подобное.

Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>