‘ото: скриншот трейлера

Ђѕредательї: √ибель мафиозной империи от италь€нского киноклассика

28 но€бр€ 2019, 17:59
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокате — «ѕредатель» ћарко Ѕеллоккьо, нова€ работа последнего живого классика европейского кино ћарко Ѕеллоккьо. ’роника крушени€ самой знаменитой криминальной империи »талии.

Ѕеллоккьо теперь уже последний из могикан. –овесник Ѕертолуччи, начинал в конце шестидес€тых в одном строю с ним, помогал ѕазолини на съемках «Ћюбви и €рости». —оздавал страшно неудобные левацкие ленты — « улаки в кармане» и « итай близко» переплюнули радикализм √одара. ¬ семидес€тые снимал «по гор€чим следам» об уличных войнах нонацистов и «красных бригад» фильмы вроде «ќб убийстве — на первую полосу». » эта лента — сегодн€шним €зыком говор€, про фабрику троллей, где журналисты создают фейки — до сих пор впечатл€ет как мощна€ карикатура на мир постправды.

ƒаже с возрастом Ѕеллоккьо не растер€л радикализма. ¬ 2009-м он сделал «ѕобеждать» — самую впечатл€ющую и страшную биографию ћуссолини. “еперь вот обратилс€ к острой, но, кажетс€, уж слишком эксплуатируемой кино теме мафии. ѕро нее сн€т и допотопный сериал «—прут», и достойнейша€ «√оморра» ћаттео √арроне, и недавние «ѕираньи Ќеапол€» –оберто —авиано. ≈сть традици€, стиль — куда дальше двигатьс€?

Ѕеллоккьо нашел, куда. ќн рассказывает не о власти мафии и не о том, как у нее все схвачено. ¬ центре сюжета — истори€ не могущества, а крушени€ великой империи  оза Ќостра. Ѕиографи€ человека, который стал ее палачом — “оммазо Ѕушетта. ќдин из авторитетов, лидер мощного клана, он стал жертвой конкурентов, которые устроили насто€щую резню. ¬ итоге этой кровавой драмы мафиози решилс€ дать в суде и прикончить бывших «коллег».



‘ото: скриншот трейлера

“ут, конечно же, нет никакой линейности повествовани€ — Ѕеллоккьо такие пр€мые ходы очевидно противны. ƒействие скачет то вперед, то во времена расцвета  оза Ќостры, переноситс€ с одного континента на другой, из јргентины в »талию и обратно. ћен€ютс€ стили и манеры, какие-то жестокие сцены даны почти фарсово — пытки сопровождаютс€ испанской слащавой эстрадной песенкой, например.

«ѕредател€» ни со «—прутом», ни с «√оморрой» и «ѕирань€ми» не сравнить — это другой масштаб. “рехчасова€ сага с множеством детально прописанных действующих лиц, дюжина из которых имеет конкретных, и весьма узнаваемых прототипов. Ќа экране по€вл€ютс€ премьер-долгожитель ƒжулио јндреотти и судь€-правдоруб ƒжованни ‘альконе, крестный отец —альваторе –иина и —тефано Ѕонтате. ¬се эти образы сыграны мощно, выразительно — не говор€ уже о роли самого Ѕушетты, сыгранной суперзвездой ѕьерфранческо ‘авинио.

Ётой своей фундаментальностью «ѕредатель» и получилс€ похож на большие криминальные саги семидес€тых, вроде « рестного отца». ќни сейчас оп€ть в моде — их цитируют Ќолан в «“емном рыцаре» и “одд ‘иллипс в «ƒжокере». ќтсылки стали хорошим тоном, но создать что-то близкое ни у кого пока не получалось, тем более что создатели таких эпосов уже не в форме: ни  оппола, ни де ѕальма ничего значительного в последние годы не создают.

Ѕеллоккьо этим мастерством владеет едва ли не единственный из всех живых авторов. »менно как пример такого старого, всеми любимого формата, криминального эпоса, «ѕредатель» и ценен.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>