Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/8969

28 ноября 2019, 17:59

Категория: кино

«Предатель»: Гибель мафиозной империи от итальянского киноклассика


Фото: скриншот трейлера

В прокате — «Предатель» Марко Беллоккьо, новая работа последнего живого классика европейского кино Марко Беллоккьо. Хроника крушения самой знаменитой криминальной империи Италии.

Беллоккьо теперь уже последний из могикан. Ровесник Бертолуччи, начинал в конце шестидесятых в одном строю с ним, помогал Пазолини на съемках «Любви и ярости». Создавал страшно неудобные левацкие ленты — «Кулаки в кармане» и «Китай близко» переплюнули радикализм Годара. В семидесятые снимал «по горячим следам» об уличных войнах нонацистов и «красных бригад» фильмы вроде «Об убийстве — на первую полосу». И эта лента — сегодняшним языком говоря, про фабрику троллей, где журналисты создают фейки — до сих пор впечатляет как мощная карикатура на мир постправды.

Даже с возрастом Беллоккьо не растерял радикализма. В 2009-м он сделал «Побеждать» — самую впечатляющую и страшную биографию Муссолини. Теперь вот обратился к острой, но, кажется, уж слишком эксплуатируемой кино теме мафии. Про нее снят и допотопный сериал «Спрут», и достойнейшая «Гоморра» Маттео Гарроне, и недавние «Пираньи Неаполя» Роберто Савиано. Есть традиция, стиль — куда дальше двигаться?

Беллоккьо нашел, куда. Он рассказывает не о власти мафии и не о том, как у нее все схвачено. В центре сюжета — история не могущества, а крушения великой империи Коза Ностра. Биография человека, который стал ее палачом — Томмазо Бушетта. Один из авторитетов, лидер мощного клана, он стал жертвой конкурентов, которые устроили настоящую резню. В итоге этой кровавой драмы мафиози решился дать в суде и прикончить бывших «коллег».



Фото: скриншот трейлера

Тут, конечно же, нет никакой линейности повествования — Беллоккьо такие прямые ходы очевидно противны. Действие скачет то вперед, то во времена расцвета Коза Ностры, переносится с одного континента на другой, из Аргентины в Италию и обратно. Меняются стили и манеры, какие-то жестокие сцены даны почти фарсово — пытки сопровождаются испанской слащавой эстрадной песенкой, например.

«Предателя» ни со «Спрутом», ни с «Гоморрой» и «Пираньями» не сравнить — это другой масштаб. Трехчасовая сага с множеством детально прописанных действующих лиц, дюжина из которых имеет конкретных, и весьма узнаваемых прототипов. На экране появляются премьер-долгожитель Джулио Андреотти и судья-правдоруб Джованни Фальконе, крестный отец Сальваторе Риина и Стефано Бонтате. Все эти образы сыграны мощно, выразительно — не говоря уже о роли самого Бушетты, сыгранной суперзвездой Пьерфранческо Фавинио.

Этой своей фундаментальностью «Предатель» и получился похож на большие криминальные саги семидесятых, вроде «Крестного отца». Они сейчас опять в моде — их цитируют Нолан в «Темном рыцаре» и Тодд Филлипс в «Джокере». Отсылки стали хорошим тоном, но создать что-то близкое ни у кого пока не получалось, тем более что создатели таких эпосов уже не в форме: ни Коппола, ни де Пальма ничего значительного в последние годы не создают.

Беллоккьо этим мастерством владеет едва ли не единственный из всех живых авторов. Именно как пример такого старого, всеми любимого формата, криминального эпоса, «Предатель» и ценен.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»