‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

Ѕорис ћашковцев

Ђ„тобы сн€ть проект уровн€ У‘утурамыФ, предстоит много чему научитьс€ї: директор Ђ—оюзмультфильмаї - о критике, потенциале Ђ арлсонаї и мультфильмах дл€ взрослых

18 но€бр€ 2019, 16:45
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ачем аниматоры цепл€ютс€ за наследие ———–, и почему считают несправедливой критику обновленного «ѕростоквашино», «‘онтанка» узнала у директора «—оюзмультфильма» Ѕориса ћашковцева. Ќа международном культурном форуме в ѕетербурге мы также узнали о потенциале « арлсона» и будущем «Ќу погоди!».

— ѕоследние мес€цы в —ћ» циркулирует информаци€ о возможном объединении —оюзмультфильма с киностудией имени √орького. ¬ладимир ћединский назвал это слухами. –ечь о сли€нии, действительно, не идЄт?

— ¬се-таки «—оюзмультфильм» — это студи€, производ€ща€ анимационные мультфильмы, в то врем€ как киностуди€ √орького нацелена на производство киноконтента. Ќо у нас есть общее поле дл€ взаимодействи€ — проекты дл€ детской и подростковой аудитории. ¬ этом смысле мы игроки одной лиги. Ќо студии разные — кажда€ со своим лицом. » € уверен, они всегда останутс€ самосто€тельными единицами. –ечь, скорее, о взаимодополнении при решении одной задач.

— —оюзмультфильм посто€нно говорит о планах по возрождению лент из советского прошлого. ѕомимо уже запущенного «ѕростоквашино», какие мультфильмы планируете выпустить?

— Ќаверное, «возрождение» не совсем точное пон€тие: те персонажи, о которых мы говорим, не умирали, в этом вс€ фишка. ¬ случае с запуском «Ќу погоди!» у студии сложилось партнЄрство, которое позвол€ет вступить в производство. √ерои мультфильма вход€т в п€тЄрку самых узнаваемых персонажей ««олотой коллекции», так что это довольно очевидное решение. —ейчас мы начнЄм полноценную разработку: пока не знаем конкретно, как концептуально решим этот проект, но точно будем очень бережно относитьс€ к оригиналу.
Ќаша задача — полюбитьс€ современным дет€м так же, как когда-то знаменитые сейчас мультфильмы понравились их родител€м. ћнение мам и пап важно, но они смотр€т через призму ностальгии, которой пока нет у детей. —ейчас мы проводим эксперимент, снима€ короткометражный фильм про одного классического геро€ — до конца года зритель увидит, что получилось.

— —ложно ли вписать такого персонажа в современные реалии?

— ≈сли мы говорим о герое, который, например, как медвежонок ”мка обитает в услови€х јрктики, то создать новую историю проще. Ќо если персонаж живЄт в мегаполисе, задача усложн€етс€: сильно мен€ютс€ антураж и правила жизни.

— ¬ам не кажетс€, что если перенести «”мку» в современные реалии, получитс€ не продолжение, а просто некий мультик про медвежонка с таким же именем?

— ¬се зависит от качества исполнени€: если дух и смыслы узнаваемы, можно говорить об успехе. Ќа самом деле, у нас огромное количество подобных идей, но путь до воплощени€ очень тернист. ƒелать фильмы — дело рискованное, тем не менее мы с интересом смотрим именно на персонажей, которые €вл€ютс€ лицом студии. “от же  арлсон интересен, потому что рождЄн зарубежным автором јстрид Ћиндгрен. ћы рассматриваем новые фильмы с этими геро€ми, в том числе, как путь выхода на международные рынки. ¬от с «ѕростоквашино» достаточно сложно — не потому что проект некачественный, а потому что в нЄм много национального колорита. ¬озможно, чуть больше, чем пон€тно иностранцу.

— —о стороны така€ работа с советскими мультиками выгл€дит как путь наименьшего сопротивлени€ и зарабатывание денег на не своЄм.

—  ак это «не на своЄм»? Ќаследие государственной студии — наша коллекци€. ћне кажетс€, было бы достаточно расточительно положить еЄ на полку и не делать вообще ничего. –авно как и превратить киностудию в музей самой себ€, не производ€щий ничего.  ино, как одно из самых динамичных видов искусства, быстро перестаЄт быть актуальным. ќно живо, пока его показывают. ƒумаю, критические замечани€, которые вы цитируете — по большей части из уст взрослых, а не детей.

— ««олотую коллекцию» и так все знают, вам даже не нужно привлекать новую аудиторию.

— я думаю, «золота€ коллекци€» вызывает такой резонанс как раз потому, что она априори известна. ¬зрослые люб€т пересматривать старые фильмы, дл€ них это имеет значение. Ќо давайте вспомним, какими мы были: дети устроены по-другому, и далеко не факт, что они полюб€т старых героев. “олько кажетс€, что это очень просто — вз€ть персонажей из прошлого: «¬едь их кто-то до вас придумал, вы их, дескать, только копируете!» — ничего подобного! ћы должны проделать долгий путь, вжитьс€ в материал, попутешествовать на машине времени, пон€ть, в чЄм «эликсир молодости» героев, кем бы они стали в современных реали€х, как бы вели себ€.

— 11 но€бр€ фильм  онстантина Ѕронзита «ќн не может жить без космоса» победил на фестивале Blow-Up Arthouse International Film Festival в „икаго. ƒействительно ли так высок уровень российской анимации?

— Ќа фестивали по большей части попадают авторские фильмы и, в основном, короткометражки: анимаци€ — очень дорогой вид искусства, несопоставимый с рынком сбыта в нашей стране. —н€ть полный метр — дорого. “олько в этом году мы столкнЄмс€ с новым €влением: ‘онд кино начнЄт поддерживать полнометражные анимационные фильмы мэтров. Ёто будет первый шаг к развитию полнометражной авторской анимации, котора€ пока у нас представлена парой-тройкой фильмов. Ќо, в принципе, это нормальное €вление. јвторское кино может позволить себе роскошь провалитьс€. ≈сли мы попытаемс€ измерить, лучше ли оно или хуже — то € скажу, что оно другое. –оссийска€ анимаци€ в целом больше любит обращатьс€ к вечным темам, в то врем€ как зарубежна€ говорит о насущных национальных проблемах.

— –азве российских авторов не интересуют социальные проблемы?

— ћне кажетс€, это св€зано с тем, кто и зачем идЄт заниматьс€ анимационным кино. ¬ –оссии мы во многом ищем сказку, чтобы отойти в сторону от проблем, которые волнуют нас в быту, чтобы создать альтернативную реальность, в которой мы хотели бы находитьс€. ћы во многом наследники советской эпохи: «—оюзмультфильм» создавалс€ именно как студи€ детских мультфильмов. ƒумаю, такое €вление, как мультфильм дл€ взрослой аудитории по€витс€ у нас через несколько лет. ћы к этому придЄм. ћногие мои коллеги уже хот€т снимать дл€ подростков, а значит — поднимать социальные вопросы.

— «ачем вы сами пришли в сферу анимации?

— ћне всегда хотелось заниматьс€ тем, что называетс€ «эскапистское кино» — фантастика, фэнтези. јнимаци€ даЄт бесконечную свободу выбора способов диалога со зрителем. ƒл€ мен€ это территори€ свободы.

— ѕочему тогда сохран€ете старое, а не придумываете новое?

— Ќапомню: сейчас на «—оюзмультфильме» делаетс€ восемь сериальных проектов и один полный метр — «—уворов». ќдновременно каждый год мы запускаем дес€тки авторских короткометражек. » из всего этого массива только один проект — «ѕростоквашино» — и еще одна нова€ короткометражка основаны на ««олотой коллекции». “о, что мы поддерживаем еЄ как часть «—оюзмультфильма», можно образно сравнить с тем, как разные поколени€ одной семьи поддерживают друг друга. ¬ анимации производство идЄт настолько медленно, что зрители ещЄ не успели ощутить последние результаты нашей работы. «—оюзмультфильм» начал активную де€тельность немногим более двух лет назад, а по некоторым проектам производство будет длитьс€ годами. ѕо зарубежным меркам сериал — это 52 серии. я думаю, в следующем году эффект станет более заметен. Ќа каналах выйдет уже шесть проектов: мы создали сериалы дл€ разных возрастных групп, а это значит, что наши фильмы будут сопровождать детей несколько лет их жизни.

— Ќе думаете, что в сфере авторской анимации — кризис?  лассики уже не создают таких прекрасных мультфильмов, как в прошлом, а о молодых не слышно.

— ћы не слышим не потому, что проблема в анимации, а потому что отсутствует сама привычка интересоватьс€ этой сферой, нет регул€рных публикаций в крупных —ћ». ƒаже мне сложно сказать, сколько наград получают каждый год авторские фильмы. ј ведь у нас в стране пор€дка 70 анимационных студий, которые занимаютс€ авторским кино, причем успешно, — иначе бы они просто закрылись. ¬о всЄм мире короткометражки, не только анимационные, не так заметны, поэтому попул€рной коммерческой моделью стали сериалы — то, что обновл€етс€ изо дн€ в день и занимает сектор. ѕри этом фильмы российских аниматоров ничуть не менее интересны, чем игровое кино, однако, возможно, из-за того, что анимаци€ кажетс€ чем-то детским, еЄ пока не воспринимают всерьЄз. ¬ этом смысле  онстантин Ѕронзит оказалс€ в некоторой степени тем счастливым режиссЄром, чьЄ творчество замечают.

— ћожете назвать перспективных молодых режиссЄров?

— ћне нравитс€ то, что делают ∆ен€ ∆иркова и »ра Ёльшанска€. ѕрежде всего, их фильмы «ƒоброе сердце» и «Ѕелоснежье».

 — Ќа что ориентируютс€ российские аниматоры?

— ¬ коммерческой сфере — на поиск продукта. ≈сть успешные проекты, рассчитанные на национального зрител€, при этом, часть фильмов делаютс€ с прицелом на международный рынок. —ейчас «—оюзмультфильм» развивает модель совместного производства с зарубежными компани€ми, это делает фильмы органичнее и интереснее: мы учимс€ определ€ть, чего хот€т зарубежные зрители и дистрибьюторы, какие у них культурные и бытовые ограничени€, как понимать друг друга. Ќапример, мы уже год с партнерами из крупной французской компании CYBER GROUP занимаемс€ адаптацией проекта «ќранжева€ корова» дл€ зарубежных дистрибьюторов.

— Ќо это интересно дет€м. Ќе планируете расширить тематику и сн€ть условно, свою «‘утураму»?

— „тобы выйти на следующий уровень, нужно сначала освоить предыдущий. Ёто как в спорте: вы не можете пробежать марафонскую дистанцию, если до этого бегали только стометровку. ћы развиваемс€ эволюционно, невозможно совершить чудо за один день, ведь нова€ российска€ анимаци€ существует всего п€тнадцать лет. ѕосле кризиса конца 1980-х и 1990-х годов до середины 2000-х в стране были только авторские короткометражки, но не коммерческое кино. —ейчас мы осваиваем новое с нул€ и гигантскими темпами.

„тобы сн€ть свою «‘утураму», нам предстоит ещЄ многому научитьс€. ‘антастика — форма, нам нужно разобратьс€ с содержанием и привлечь инвесторов. ј это непроста€ задача: в стране нет аналогичных успешных кейсов. »менно поэтому сейчас «—оюзмультфильм» работает с зарубежными партнЄрами, чтобы пон€ть, каким образом достигаетс€ этот успех. Ќо развитие точно произойдЄт: пока мы сопровождаем зрителей до 10-летнего уровн€, в дальнейшем возникнут новые категории.

— Ќо ведь из-за того, что процесс идЄт так медленно, взросла€ аудитори€ думает: «‘у, они могут только дл€ детей снимать и «ѕростоквашино» реанимировать».

—  огда у этих взрослых рождаютс€ дети, что они делают? ¬ключают мультфильмы. ѕри этом многие родители сейчас предпочитают именно отечественный контент и хот€т, чтобы его было больше. –оссийска€ индустри€ пока не может обеспечить необходимый объем. ¬ том числе из-за недостатка кадров — нам посто€нно требуютс€ специалисты со специфичным талантом: навыками рисовальщика и чувством компьютерной графики, например.

— „то насчЄт финансировани€?

— ѕроблема существует, и это не плач, а объективна€ реальность. ћы же социально ориентированы, поэтому должны выбирать: или выполн€ем социальную функцию, либо делаем что-то прагматичное и зачастую компромиссное в реали€х рынка. »ногда не можем повысить планку, даже если это улучшит качество продукта. ¬ сравнении с игровым кино кажетс€, что анимаци€ получаетс€ менее эффективной: процессы идут гораздо медленнее. Ќо государство постепенно мен€ет отношение и систему поддержки. ¬ прошлом году по€вилась льгота по единому социальному налогу, в этом — система рибейтов. [«атраты на производство частично возмещаютс€ за счет бюджета — ѕрим. –ед.]

— ћногие говор€т, что господдержка значит ограничени€. ≈сть ли темы, которые никогда не смогут по€витьс€ в продукции «—оюзмультфильма»?

— Ќет. Ќас ограничивает не государство, поскольку у нас нет системы госзаказа. —тудии самосто€тельно предлагают темы. ≈сли кажетс€, что, возможно, мы в чЄм-то себ€ ограничиваем, то прежде всего, не из-за государственной политики, а по причине определенных социальных традиций и требований дистрибьюторов. –ынок, зритель и дистрибьюторы — зачастую более строгие регул€торы, чем государство.

ќльга ћинеева, «‘онтанка.ру»

„итайте также:

Ќовое «ѕростоквашино»: памперсы, «ѕочта –оссии» и другие спойлеры

Ђ—тараюсь внести момент безуми€ї. ¬ас€ Ћожкин Ч о своей новой галерее, цензуре и петербургской Ђособостиї

ѕопул€рнейший художник рунета считает, что стоит ему удалить соцсети Ч и все о нем забудут за считаные дни

—татьи

>