
«Я/мы Богомолов»: в Петербурге назвали лучшие спектакли года

В ТЮЗе им А.А. Брянцева вечером 28 октября вручили высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Награжден блокадный спектакль «Гекатомба» и актёры спектакля «Преступление и наказание» Константина Богомолова.
Художественное оформление большой сцены соответствовало времени года: её устилали шуршащие листья, на заднике трепетали цифровые капли дождя, на авансцене выросли черные силуэты деревьев. В начале вечера ведущие — Марина Солопченко, Сергей Бызгу и Евгений Анисимов — разыгрывали репризы на тему русского репертуарного театра. «Мы же договорились: церемония без церемоний!» — закричал Анисимов, а затем со словами «вы из меня пытаетесь сделать то, чем я не являюсь», сорвал с себя пиджак, под которым оказалась футболка с надписью: «Я/мы вся страна».
Отчасти драматургия вечера строилась на том обстоятельстве, что одновременно с вручением «Софита» в Петербурге праздновали 240-летний юбилей Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Часть театрального Петербурга, в том числе и некоторые номинанты премии, находились в Александринском театре. Связующим звеном между двумя событиями стал Сергей Дрейден, который выходил на прямую связь с ТЮЗом, появляясь то на Малой Садовой, на фоне здания Александринского театра, то в фойе Александринки. Музыкальное сопровождение обеспечивала группа Billi’s Band, режиссером-постановщиком премии стал Адольф Шапиро, а художником — Эмиль Капелюш.
Несмотря на небольшой политический выпад в самом начале, оставшаяся часть церемонии прошла вполне мирно, не обошлось и без торжественных речей. Например, председатель номинационного совета Николай Буров выступил с трогательными словами о «тех, кому мы обязаны замечательной идеей» «Золотого софита» — народном артисте СССР Кирилле Лаврове и замечательном театральном продюсере Евгении Фрадине.
Рассказываем, как в 2019 году распределились премии.
Драматические театры:
«Лучший спектакль на большой сцене» — «Гекатомба. Блокадный дневник» в постановке Яны Туминой, Театр «На Литейном»
«Лучший спектакль на малой сцене» — «Пушкин. Борис Годунов» в постановке Льва Стукалова, «Наш театр»
«Лучшая работа режиссера» — Лев Стукалов за постановку спектакля «Пушкин. Борис Годунов», «Наш театр»
«Лучшая мужская роль» — Александр Новиков за роль Порфирия Петровича в спектакле «Преступление и наказание», театр «Приют комедианта»
«Лучшая женская роль» — Марина Игнатова за роль Сони Мармеладовой в спектакле «Преступление и наказание», театр «Приют комедианта»
«Лучший актерский ансамбль» — актерский ансамбль спектакля «Зощенко… Зощенко… Зощенко… Зощенко…», Театр-фестиваль «Балтийский дом»
«Лучшая мужская роль второго плана» — Михаил Николаев за роль Тетерева в спектакле «Мещане», Театр на Васильевском
«Лучшая женская роль второго плана» — Маргарита Лоскутникова за роль Фру Якоби в спектакле «Сцены из супружеской жизни, Экспериментальная мастерская под руководством Анатолия Праудина, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
«Лучшая работа художника-сценографа» — Эмиль Капелюш за сценографию спектакля «Женщина-змея», Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, и Александр Орлов за сценографию спектаклей «Нас обвенчает прилив….», Молодежный театр на Фонтанке, и «Мещане», Театр на Васильевском

Дмитрий Лысенков и Валерий Дегтярь в спектакле "Преступление и наказание"
Фото: Стас Левшин; предоставлено театром "Приют комедианта"
Негосударственные театры:
«Лучший спектакль в негосударственном театре» — «Свадьба за свадьбой», театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова»
«Лучшая мужская роль в негосударственном театре» — Константин Гаёхо за роли в спектакле «Гамлет Ричард Лир», театр «Особняк»
«Лучшая женская роль» — Наталия Фиссон за роль мадам де Мертей в спектакле «Опасные связи. Post Scriptum», театр «Комик-трест»
«Лучшая работа художника» — Надежда Лопардина за сценографию спектакля «Чайка», Камерный театр Малыщицкого
Музыкальные театры:
«Лучший спектакль в оперетте и мюзикле» — «Большой секрет для маленькой компании» в постановке Антона Оконешникова, детский музыкальный театр «Карамболь»
«Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле» — Александр Круковский за роль Петера Боно в спектакле «Бал воров», Театр Музыкальной комедии
«Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле» — Каролина Шаповалова за роль Стасси в спектакле «Сильва», театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
«Лучшая женская роль в оперном спектакле» — Мария Литке за роль Иоланты в спектакле «Иоланта», Михайловский театр.
«Лучшая мужская роль в балетном спектакле» — Сергей Волобуев за роль Лиона в спектакле «Эффект Пигмалиона», Академический театр балета Бориса Эйфмана
«Лучшая женская роль в балетном спектакле» — Елена Евсеева за роль Солистки в спектакле «PUSH COME TO SHOVE», Мариинский театр
«Лучшая мужская роль в оперном спектакле» — Мигран Агаджанян за роль Эдгара в спектакле «Лючия ди Ламмемур», Мариинский театр
«Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Таисия Хижа и Елена Жукова за спектакль «Большой секрет для маленькой компании», детский музыкальный театр «Карамболь», а также Александр Орлов и Ирина Чередникова за спектакль «Царская невеста», Мариинский театр
Театр кукол:
«Лучший спектакль в театре кукол» — «Щелкунчик» в постановке Анны Викторовой и Дениса Шадрина, театр «Кукольный формат»
«Лучший актерский ансамбль в театре кукол» — ансамбль спектакля «Гамлет. Ширма», Большой театр кукол
«Лучшая музыка в спектакле театра кукол» — Ренат Шавалиев за музыку к спектаклю «Вот я. История Ежика, Ослика и Медвежонка», театр Karlsson Haus
«Лучшая работа художника в театре кукол» — Анна Викторова за сценографию и создание кукол спектакля «Щелкунчик», театр «Кукольный формат»
Специальные призы экспертных советов:
Театры кукол — Николай Юрьевич Боровков за многолетний плодотворный вклад в искусство театра кукол
Музыкальные театры — Санкт-Петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона за сохранение творческого наследия Леонида Якобсона и Андрей Брегвадзе, солист балета Михайловского театра, за верность традициям петербургской балетной школы
Негосударственные театры — актерский ансамбль спектакля «Понедельник начинается в субботу», режиссер Наталья Лапина, Городской театр, и Александр Савчук за театральное воплощение трансфутуристской поэзии в спектакле «Ры», театр «Lusores»
Драматические театры — Роман Кочержевский за постановку спектакля «Мертвые души» (режиссерский дебют), Театр имени Ленсовета, и Ольга Шаишмелашвили за нестандартное решение пространства в спектакле «Русская матрица», Театр имени Ленсовета
«За творческое долголетие и верность театру» награждены актриса театра им. В.Ф Комиссаржевской Тамара Абросимова, актриса Театра марионеток им. Е.С. Демменни Фаина Костина и артист Театра-фестиваля «Балтийский дом» Роман Громадский.
Алёна Палатченко, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Что ставит в Петербурге Константин Богомолов. В одной картинке

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50