
«Я/мы Богомолов»: в Петербурге назвали лучшие спектакли года

В ТЮЗе им А.А. Брянцева вечером 28 октября вручили высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Награжден блокадный спектакль «Гекатомба» и актёры спектакля «Преступление и наказание» Константина Богомолова.
Художественное оформление большой сцены соответствовало времени года: её устилали шуршащие листья, на заднике трепетали цифровые капли дождя, на авансцене выросли черные силуэты деревьев. В начале вечера ведущие — Марина Солопченко, Сергей Бызгу и Евгений Анисимов — разыгрывали репризы на тему русского репертуарного театра. «Мы же договорились: церемония без церемоний!» — закричал Анисимов, а затем со словами «вы из меня пытаетесь сделать то, чем я не являюсь», сорвал с себя пиджак, под которым оказалась футболка с надписью: «Я/мы вся страна».
Отчасти драматургия вечера строилась на том обстоятельстве, что одновременно с вручением «Софита» в Петербурге праздновали 240-летний юбилей Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Часть театрального Петербурга, в том числе и некоторые номинанты премии, находились в Александринском театре. Связующим звеном между двумя событиями стал Сергей Дрейден, который выходил на прямую связь с ТЮЗом, появляясь то на Малой Садовой, на фоне здания Александринского театра, то в фойе Александринки. Музыкальное сопровождение обеспечивала группа Billi’s Band, режиссером-постановщиком премии стал Адольф Шапиро, а художником — Эмиль Капелюш.
Несмотря на небольшой политический выпад в самом начале, оставшаяся часть церемонии прошла вполне мирно, не обошлось и без торжественных речей. Например, председатель номинационного совета Николай Буров выступил с трогательными словами о «тех, кому мы обязаны замечательной идеей» «Золотого софита» — народном артисте СССР Кирилле Лаврове и замечательном театральном продюсере Евгении Фрадине.
Рассказываем, как в 2019 году распределились премии.
Драматические театры:
«Лучший спектакль на большой сцене» — «Гекатомба. Блокадный дневник» в постановке Яны Туминой, Театр «На Литейном»
«Лучший спектакль на малой сцене» — «Пушкин. Борис Годунов» в постановке Льва Стукалова, «Наш театр»
«Лучшая работа режиссера» — Лев Стукалов за постановку спектакля «Пушкин. Борис Годунов», «Наш театр»
«Лучшая мужская роль» — Александр Новиков за роль Порфирия Петровича в спектакле «Преступление и наказание», театр «Приют комедианта»
«Лучшая женская роль» — Марина Игнатова за роль Сони Мармеладовой в спектакле «Преступление и наказание», театр «Приют комедианта»
«Лучший актерский ансамбль» — актерский ансамбль спектакля «Зощенко… Зощенко… Зощенко… Зощенко…», Театр-фестиваль «Балтийский дом»
«Лучшая мужская роль второго плана» — Михаил Николаев за роль Тетерева в спектакле «Мещане», Театр на Васильевском
«Лучшая женская роль второго плана» — Маргарита Лоскутникова за роль Фру Якоби в спектакле «Сцены из супружеской жизни, Экспериментальная мастерская под руководством Анатолия Праудина, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
«Лучшая работа художника-сценографа» — Эмиль Капелюш за сценографию спектакля «Женщина-змея», Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, и Александр Орлов за сценографию спектаклей «Нас обвенчает прилив….», Молодежный театр на Фонтанке, и «Мещане», Театр на Васильевском

Дмитрий Лысенков и Валерий Дегтярь в спектакле "Преступление и наказание"
Фото: Стас Левшин; предоставлено театром "Приют комедианта"
Негосударственные театры:
«Лучший спектакль в негосударственном театре» — «Свадьба за свадьбой», театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова»
«Лучшая мужская роль в негосударственном театре» — Константин Гаёхо за роли в спектакле «Гамлет Ричард Лир», театр «Особняк»
«Лучшая женская роль» — Наталия Фиссон за роль мадам де Мертей в спектакле «Опасные связи. Post Scriptum», театр «Комик-трест»
«Лучшая работа художника» — Надежда Лопардина за сценографию спектакля «Чайка», Камерный театр Малыщицкого
Музыкальные театры:
«Лучший спектакль в оперетте и мюзикле» — «Большой секрет для маленькой компании» в постановке Антона Оконешникова, детский музыкальный театр «Карамболь»
«Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле» — Александр Круковский за роль Петера Боно в спектакле «Бал воров», Театр Музыкальной комедии
«Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле» — Каролина Шаповалова за роль Стасси в спектакле «Сильва», театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
«Лучшая женская роль в оперном спектакле» — Мария Литке за роль Иоланты в спектакле «Иоланта», Михайловский театр.
«Лучшая мужская роль в балетном спектакле» — Сергей Волобуев за роль Лиона в спектакле «Эффект Пигмалиона», Академический театр балета Бориса Эйфмана
«Лучшая женская роль в балетном спектакле» — Елена Евсеева за роль Солистки в спектакле «PUSH COME TO SHOVE», Мариинский театр
«Лучшая мужская роль в оперном спектакле» — Мигран Агаджанян за роль Эдгара в спектакле «Лючия ди Ламмемур», Мариинский театр
«Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Таисия Хижа и Елена Жукова за спектакль «Большой секрет для маленькой компании», детский музыкальный театр «Карамболь», а также Александр Орлов и Ирина Чередникова за спектакль «Царская невеста», Мариинский театр
Театр кукол:
«Лучший спектакль в театре кукол» — «Щелкунчик» в постановке Анны Викторовой и Дениса Шадрина, театр «Кукольный формат»
«Лучший актерский ансамбль в театре кукол» — ансамбль спектакля «Гамлет. Ширма», Большой театр кукол
«Лучшая музыка в спектакле театра кукол» — Ренат Шавалиев за музыку к спектаклю «Вот я. История Ежика, Ослика и Медвежонка», театр Karlsson Haus
«Лучшая работа художника в театре кукол» — Анна Викторова за сценографию и создание кукол спектакля «Щелкунчик», театр «Кукольный формат»
Специальные призы экспертных советов:
Театры кукол — Николай Юрьевич Боровков за многолетний плодотворный вклад в искусство театра кукол
Музыкальные театры — Санкт-Петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона за сохранение творческого наследия Леонида Якобсона и Андрей Брегвадзе, солист балета Михайловского театра, за верность традициям петербургской балетной школы
Негосударственные театры — актерский ансамбль спектакля «Понедельник начинается в субботу», режиссер Наталья Лапина, Городской театр, и Александр Савчук за театральное воплощение трансфутуристской поэзии в спектакле «Ры», театр «Lusores»
Драматические театры — Роман Кочержевский за постановку спектакля «Мертвые души» (режиссерский дебют), Театр имени Ленсовета, и Ольга Шаишмелашвили за нестандартное решение пространства в спектакле «Русская матрица», Театр имени Ленсовета
«За творческое долголетие и верность театру» награждены актриса театра им. В.Ф Комиссаржевской Тамара Абросимова, актриса Театра марионеток им. Е.С. Демменни Фаина Костина и артист Театра-фестиваля «Балтийский дом» Роман Громадский.
Алёна Палатченко, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Что ставит в Петербурге Константин Богомолов. В одной картинке

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36